Папки-передвижки

Возрастные кризисы развития детей 2–3 лет

ХОЧИКЬЯН ВЕРА
Возрастные кризисы развития детей 2–3 лет

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ : КРИЗИС 3-Х ЛЕТ

Кризис трех лет – это прежде всего кризис взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, сдерживают активность, инициативу ребенка и стремятся во что бы то ни стало сохранить авторитарный тип взаимоотношений.

Публикация «Возрастные кризисы развития детей 2–3 лет» размещена в разделах

К концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением. Ощущая свое могущество, растущее чувство независимости, ребенок начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение.

К трем годам оформляется сознание «я сам». Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью».

Развитие ребенка в этот период осуществляется в направлении все большей самостоятельности. На втором году жизни ребенок овладевает прямохождением, на третьем – бегом. К концу периода он может самостоятельно обслуживать себя – умываться, одеваться, кушать. Его поведение к концу раннего детства становится все более независимым от взрослого. Активно развивается познавательная деятельность, формируются наглядные формы мышления, целенаправленное восприятие, появляется способность к фантазированию. В этот период ребенок много и охотно говорит с близкими, другими взрослыми, сверстниками. Дети с удовольствием слушают речь других, рассказы, сказки; к 3 годам дети хорошо понимают все, что говорят взрослые. В этот же период у ребенка появляется устойчивый интерес к другим детям и одновременно ослабевает сосредоточенность на членах семьи.

Наиболее яркий и отмечаемый родителями феномен этого периода развития – появление у ребенка местоимения «я», возникновение высказываний «Я – сам». Возникновение этого феномена свидетельствует о том, что ребенок переходит на новый этап своего развития. Ребенок стремится делать все самостоятельно, а каждый результат деятельности становится для ребенка и утверждением его Я. Ребенок начинает с особым пристрастием воспринимать оценки, искать и требовать у взрослых признания своих достижений, появляется чувство гордости за свои достижения. В то же время происходит отделение ребенка от взрослого, ослабевает слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых, возрастает стремление к самостоятельному (а не совместному)выполнению предметных действий. Таким образом, причины кризиса развития в возрасте 3-х лет лежат в области отношений ребенка и взрослого. Возникающие на данном отрезке жизни негативные проявления в поведении показывают, что во внутреннем мире ребенка произошли существенные изменения и прежние отношения со взрослыми в совместной жизнедеятельности противоречат новому уровню развития ребенка. Наиболее остро этот кризис протекает в условиях ограничения самостоятельности ребенка со стороны взрослых.

Кризис трех лет изучен очень хорошо и обстоятельно описан в отечественной психологии. Л. С. Выготский приводит описание таких симптомов этого кризиса.

Первый симптом – негативизм, при котором все его поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. При этом ребенок не хочет что-то сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

Второй симптом – это упрямство. Упрямство ребенка проявляется в том, что он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является принятое ребенком самостоятельное решение – он так сказал, он этого хочет.

Третий симптом кризиса – строптивость ребенка. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против существующего образа жизни. Она выражается в своеобразном детском недовольстве, противоречии просьбам и требованиям взрослого, проявляется в стремлении настоять на собственном желании.

Четвертый симптом этого кризиса – своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности: ребенок все хочет делать сам. Он проявляет нетерпимое отношение к опеке взрослого, отказывается от его помощи.

Пятый симптом – протест-буря; все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер. Поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

Шестой симптом кризиса – обесценивание. Ребенок как бы подчеркивает малозначимость игрушки, взрослых и сверстников, обесценивает их. В лексиконе впервые появляются нецензурные слова.

Седьмой — кризис трех лет двойственен: в семье с единственным ребенком встречается стремление ребенка к деспотизму – взрослые должны делать то, что хочет ребенок. В семье с несколькими детьми чаще встречается симптом ревности к младшим или старшим братьям и сестрам.

Все перечисленные симптомы являются основными составляют т. н. семизвездие кризиса трех лет. Ко вторичным проявлениям психологи относят острую потребность ребенка в оценке взрослого, фантазирование с целью получения выгоды для себя, избегание наказания с помощью вымысла, острое переживание неуспеха в деятельности, хитрость и изворотливость.

Необходимо отметить, что взрослые испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с детьми данного возраста. Многие формы протестующего поведения ребенка являются для них неожиданными и немотивированными.

Психологи единодушны в одном мнении, что кризис трех лет наиболее остро протекает при неблагополучных условиях воспитания ребенка. При этом отмечается, что негативизм и упрямство носят избирательный характер, т. е. проявляются по отношению к определенным взрослым (как правило, к близким) и не встречаются в отношении сверстников.

Центральным направлением в преодолении кризиса трех лет со стороны взрослых является реализация осмысленной программы целенаправленного обособления. Программа включает в себя такие формы поведения взрослого, как игнорирование ревности ребенка (существуют и другие, настаивание на праве родителей принадлежать друг другу, праве иметь свою жизнь, отдельную от ребенка; подчеркивание неправомерности действий ребенка «Ты еще маленький!», «Ты неправ, ты этого не знаешь!»; запрет вмешиваться в разговор взрослого, блокирование агрессии к другому. Ограничения и запреты должны открывать ребенку объемность и сложность взрослой жизни.

Культурно найденной и закрепленной формой преодоления кризиса перехода от раннего детства к дошкольному является сюжетно-ролевая игра. Ребенок испытывает потребность подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его взаимоотношениям с другими людьми, т. е. всему образу жизни взрослых детей. Однако реально он не в состоянии осуществить свое желание. Это возможно только в игре. Именно в игре ребенок воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого и в воображаемом плане осуществляет его поведение и деятельность. Игра дает возможность ребенку реализовать то желание, которое в действительности он осуществить еще не может.

Таким образом, в заключении важно подчеркнуть следующее. Возрастные кризисы являются нормальным явлением; они встраиваются в общую систему развития ребенка и представляют собой некий перелом и переход на новую, более высокую ступень развития. Протекание кризиса индивидуально и во многом зависит от условий воспитания. Общим для всех кризисов раннего детства является то, что всякий ребенок «становится относительнотрудновоспитуемым по сравнению с самим собой в смежном стабильном возрасте» и снижает темп развития по сравнению с темпом стабильного развития. Разрешение кризиса целиком зависит от способности взрослых изменить качество общения и взаимодействия с ребенком согласно его новым возможностям и потребностям, т. к. каждый возрастной кризис – это, прежде всего, кризис отношений.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как устроены детские кризисы»Консультация для родителей «Как устроены детские кризисы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией о детских кризисах. Мне часто.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Протокол родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Присут: 28 родит Отсутствует: 7 родит. Повестка дня 1 консультация для родителей. Тема : " Возрастные особенности детей 3-4 лет" Воспитатель.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные кризисы развития детей 2–3 лет
Опубликовано: 6 ноября 2020 в 16:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД