МААМ-картинки

Утренняя гимнастика в ДОУ как средство оздоровления и воспитания детей

Галина Хандак
Утренняя гимнастика в ДОУ как средство оздоровления и воспитания детей

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Г. О. ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 18 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

142184, г. о. Подольск, мкр. Климовск, Октябрьская площадь, д. 5-А,

тел/факс 8(4967)62-73-97; 56-70-08

Е-mail : detcad18@yandex.ru

Выступление на педагогическом совете.

Публикация «Утренняя гимнастика в ДОУ как средство оздоровления и воспитания детей» размещена в разделах

Тема: «Утренняя гимнастика в ДОУ как средство оздоровления и воспитания детей»

Составитель:

инструктор по физической культуре

Хандак Г. А.

май 2019 г.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим об утренней гимнастике как о важнейшем средстве оздоровления и воспитания дошкольников.

Немного о том, что такое гимнастика, какие существуют виды гимнастики.

Гимнастика– система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка.

Предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.

Гимнастика -способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность.

обеспечивает развитие и психофизических качеств, таких, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность,

развивает память, мышление.

Специфической задачей гимнастики является формирование

правильной осанки, коррекция различных деформаций тела,

воспитание умения владеть им.

Начиная с младенчества, гимнастика применяется во всех возрастных группах дошкольного возраста. Сама по себе она является важнейшим методом физического воспитания.

Гимнастика располагает существенными средствами для решения воспитательных и оздоровительных задач, точного выполнения движений, совершенствования техники их выполнения. Регламентированный порядок занятий, организация обучения обеспечивают осознанное и самостоятельное выполнение движений, развитие творчества, воспитание организованности.

Гимнастика повышает эмоциональность занятий, воспитывает эстетический вкус, ритмичность и выразительность движений. Ее влияние на организм и личность ребенка усиливается под воздействием музыки. Важную роль в организации гимнастических упражнений играет обучение, в процессе которого воспитывается умение оценить свои двигательные возможности, усвоить общие закономерности двигательной деятельности. Осуществлению этой задачи способствует распределение учебных заданий, применение анализа и синтеза движений, изучение разнообразных физических упражнений и творческое их использование.

Таким образом, гимнастика и ее методы способствуют повышению общей физической подготовленности ребенка и помогают успешнее решать задачи физического воспитания.

Виды гимнастики.

Общеразвивающая:

К ней относятся –

– основная гимнастика,

– гигиеническая и др.

Гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности.

К ней относятся:

– художественная гимнастика,

– атлетическая,

– ритмическая и др.

Прикладная.

К ней относятся:

– лечебная гимнастика,

– лечебная физкультура.

Основная гимнастика.

Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно - сосудистой, дыхательной, эндокринной).

В содержание основной гимнастики входят :

– строевые (упражнения в построении и перестроении,

–общеразвивающие,

– основные движения.

Выполнение физических упражнений проводится на гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влиянием основной гимнастики улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется нервно-мышечный аппарат. Отечественные ученые считают гимнастику важным фактором повышения работоспособности, лучшим средством отдыха.

Гимнастика позволяет подобрать упражнения, избирательно влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Занятия гимнастикой содействуют образованию навыков различной сложности и тем самым предъявляют высокие требования к нервной системе и функциям анализаторов. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом Движений, особенностями исходных положений.

Гимнастические упражнения могут быть:

а) динамичными (направленными на более полное использование всех движущих сил при выполнении физических упражнений и одновременное уменьшение сил тормозящих);

б) статическими (они связаны с неподвижным сохранением какого- либо положения тела и его позы).

Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэробный характер (т. е. упражнения, выполняемые при минимальном или максимальном потреблении кислорода).

Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование функциональных систем организма.

Средствами гигиенической гимнастики являются общеразвивающие упражнения в сочетании с закаливающими: водными, воздушными и солнечными процедурами; массажем и самомассажем. Гигиеническая гимнастика рекомендуется для всех возрастных групп детей.

Гимнастика со спортивной направленностью имеет целью повышение общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного возраста можно применять только ее элементы.

Художественная гимнастика

включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без предметов или с предметами, а также упражнения с неопорными прыжками.

Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию.

Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастики стали доступными детям, а их движения гармоничными, естественными и грациозными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру.

Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т. д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений.

Слайд 8

Для чего нужна утренняя гимнастика?

С помощью утренней гимнастики ребенок быстро стряхнет с себя остатки сна и включится в дневной ритм. Она нацелена на то, чтобы переход между сном и бодрствованием сделать мягким и гармоничным. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня, что решает воспитательные задачи.

Как начинать утреннюю гимнастику?

Для начала занятий не требуется никакой подготовки: откройте форточку или окно (в зависимости от времени года, постелите коврик, включите музыку, оденьте ребенка в свободную одежду. Желательно перед гимнастикой не есть.

Какой должна быть утренняя гимнастика?

Регулярной, систематичной.

Ведь оздоровительный эффект достигается с помощью систематического выполнения. Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Старайтесь, как можно раньше воспитывать у ребенка привычку делать каждый день зарядку.

Умеренной.

Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомления ребенка.

Доступной.

Упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно для ребёнка, он не может хорошо и качественно его выполнить.

Постепенной.

От простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.

Разнообразной.

Примерно каждые 10 дней заменяйте 1-2 упражнения, чтобы поддерживать интерес ребенка. Включайте в зарядку разнообразные предметы: мячи, скакалки, флажки, любимые игрушки. Придумывайте названия для упражнений («самолет», «петушок», «зайчик», «ракета»). Во время зарядки не используются однообразные движения. Все тело или его отдельные части не должны длительное время оставаться в одном положении (например, не рекомендуется долго держать руки вытянутыми вперед).

Какова ее продолжительность?

Продолжительность гимнастики зависит от возраста ребенка. Так, например

в 2-3 года это всего 5 минут;

3-4 года 5-7 минут;

4-5 лет 6-8 минут;

5-6 лет 8-10 минут;

6-7 лет 11-12.

То есть с взрослением ребенка время увеличивается на 2-3 минуты. Так же и увеличивается количество упражнений: от 4-5 упражнений для детей помладше; до 6-8 для детей старшего дошкольного возраста.

Что включает в себя комплекс упражнений для утренней гимнастики?

Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части:

вводную,

основную,

заключительную.

Каждая часть имеет свои задачи и содержание.

Вводная часть подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений и начинается с различных видов ходьбы (на носочках, пятках, боком, с высоким подниманием колен) и бега с последующей ходьбой.

Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки, гибкости. Упражнения выполняют в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук. Затем упражнения для мышц туловища, ног, упражнение на полу, прыжки.

В заключительную часть входят различные виды ходьбы, бега. Закончить утреннюю гимнастику следует обязательно ходьбой с упражнением на дыхание, чтобы восстановить все системы организма.

В утреннюю гимнастику необходимо включать

элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию:

– пальчиковую гимнастику,

– упражнения для глаз,

–упражнения для профилактики плоскостопия,

– самомассаж.

После чего принять водные процедуры (умыться, обтереться).

Использование музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики.

Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, марша они подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Ходьба становится для них привлекательной, эмоционально окрашенной. Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом. Быстрая, громкая музыка призывает детей к бегу, подскокам, внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналами к остановке или смене движения и т. п.

Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. Звучание музыки наиболее желательно в те моменты занятий, когда все дети вместе выполняют одни и те же действия в едином темпе и ритме.

Ранее всего начинается проведение под музыку таких основных движений, как ходьба, бег, подскоки на месте и с продвижением вперед. Под воздействием музыки они становятся более четкими, ритмичными, координированными. При помощи музыки можно менять темп, виды ходьбы или бега, чередовать ходьбу с бегом, менять направление и т. д. Под музыку проводят и несложные упражнения в подбрасывании и ловле мяча, передаче мяча по кругу и др.

Некоторые основные движения, такие, например, как упражнения в равновесии, метание вдаль и в цель, прыжки в длину и в высоту, лазанье, не следует сопровождать музыкой: они требуют индивидуального темпа исполнения, большого внимания и сосредоточенности. В таких упражнениях музыка не способствует улучшению качества движений, а отвлекает внимание от движений, ограничивает их.

Проведение основных движений под музыку возможно во всех возрастных группах детского сада.

Основные правила проведения утренней гимнастики.

Не следует принимать пищу перед гимнастикой!

Если ребенок плохо себя чувствует или заболел!

Не следует раздражаться, если ребенок неправильно выполняет упражнения! Проводить зарядку в плохом настроении!

Не следует надевать на ребенка тесную и теплую одежду!

Первое, что хотелось бы отметить, ребенку нужно правильно дышать. Через нос. Чтобы лучше это контролировать, включайте упражнения со звуками на выдохе («с-с-с»; «ш-ш-ш»).

Занимайтесь вместе с ребёнком.

Контролируйте безопасность ребенка, но не подавляйте его активность. Сравнивайте достижения ребенка только с его личными прошлыми результатами.

Больше хвалите его за успехи и вселяйте уверенность.

Публикации по теме:

Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей Цель работы выявление и внедрение организационно-педагогических условий использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного.

Презентация «Дыхательная гимнастика, как средство оздоровления!» «Я дышу – и значит, я люблю! Я люблю – и значит, я живу!» Владимир Высоцкий 2 Ну как не согласиться с Владимиром Семеновичем, уж он как.

Презентация на тему самообразования «Русские народные подвижные игры как средство физического развития и оздоровления детей» Ушинский К. Д. говорил: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это.

Презентация «Утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна» Утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна в детском саду имеет большое оздоровительное значение. Утренняя гимнастика в детском.

Утренняя гигиеническая гимнастика. Комплексы упражнений для детей подготовительной к школе группы Утренняя гигиеническая гимнастика Комплексы упражнений для детей подготовительной к школе группы Сентябрь Комплекс №1. Упражнения без предметов.

Фотоотчет «Утренняя гимнастика»Фотоотчет «Утренняя гимнастика» В целях сохранения и укрепления здоровья моих воспитанников я применяю различные технологии: сон без маек, умывание прохладной водой,.

Утренняя гимнастика для детей раннего возраста Комплекс-1 1. Дети вместе с воспитателем ходят по площадке. Воспитатель рассказывает о рыбках, которые живут в рeке - их много, они разные.

Утренняя гимнастика для подготовительной группы Утренняя гигиеническая гимнастика Комплексы упражнений для детей подготовительной к школе группы Сентябрь Комплекс №1. 1. Ходьба в колонне.

Утренняя гимнастика для старшей группы Комплекс утренней гимнастики для старшей группы. Утренняя гимнастика на сентябрь для старших групп. Первая половина сентября (без предметов).

Утренняя гимнастика. Ноябрь .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Утренняя гимнастика в ДОУ как средство оздоровления и воспитания детей
Опубликовано: 13 мая 2019 в 14:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД