Папки-передвижки

Выступление на семинаре педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ»

Ирина Назарова
Выступление на семинаре педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ»

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Ягодка» города Кирова Калужской области

Семинар

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ»

Педагог-психолог

Назарова И. М.

Всё чаще и чаще в обычную группу детского сада приходят дети с ограниченными возможностями, которым требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Публикация «Выступление на семинаре педагогов-психологов „Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ“» размещена в разделах

Деятельность педагогов дошкольного учреждения по работе с детьми ОВЗ проводится по 4 этапам:

1. Диагностический этап. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Заключение ПМПК.

2. Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых.

3. Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ.

У детей с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с нормально развивающимися сверстниками запаздывает формирование основных психических процессов, в том числе, и навыков общения. Часто таким малышам бывает трудно установить эмоциональный контакт даже с близкими им людьми, а тем более с другими детьми и взрослыми. Отсутствие навыков общения затрудняет их внедрение в детскую группу. Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, становятся агрессивными, берут без спроса всё, что попадается на глаза, кривляются, раскидывают игрушки. Другие, напротив, испуганно смотрят по сторонам, не вступают в контакт. Здоровые дети, как правило, игнорируют этих малышей, не хотят с ними играть либо стараются «взять над ними шефство», считая их за маленьких.

На первом этапе у детей вырабатывают санитарно-гигиенические навыки, проводят занятия по развитию моторики и координации движений. Воспитанников приучают к адекватному поведению в группе, актовом зале, столовой, на прогулке. Организуется работа по развитию речи и познавательной деятельности, осуществляется подготовка детей к обучению по специальной школьной программе.

Чтобы дать ребёнку первые, хотя бы самые элементарные навыки общения, я использовала игры с движениями в кругу, такие как «Ходит Ваня», «Ровным кругом», «Узнай по голосу» и т. д. Даже если ребёнок не сразу включается в игру и не выполняет движения, то он находится рядом с другими детьми, имеет возможность привыкнуть, освоиться в новой, непривычной для него обстановке, понаблюдать за действиями детей и взрослых. Иногда требуется значительное время, чтобы ребёнок начал включаться в общую игру и выполнять по подражанию определённые движения и действия. Игры с движениями в кругу помогают формировать у детей с ОВЗ мотивацию к участию в групповых занятиях и общению с другими детьми. Огромное удовольствие и заинтересованность такие дети проявляют к играм – забавам. С удовольствием откликаются они на игры с мыльными пузырями, солнечными зайчиками, воздушными шарами, светящимися и заводными игрушками, слушают внимательно музыкальные игрушки и инструменты.

На первых занятиях никаких целей, кроме приучения ребенка к новому месту и незнакомому ему прежде взрослому, можно не ставить. Если первый контакт состоялся, на последующих занятиях можно начинать внедряться в личное поле ребенка с целью внесения изменений в поведение.

Занятия с ребенком следует проводить в игровой форме. Старайтесь играть в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Вносите в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу. Игровые ситуации, яркие, красочные предметы вызовут интерес у малыша только в том случае, если вы, играя с ним, учитываете его жизненный опыт.

Многие дети с нарушениями интеллекта очень плохо понимают обращенную к ним речь, поучения, и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. Мать может часами пытаться объяснить ребенку смысл несложного бытового задания, но все ее усилия окажутся тщетными. Организовать обучение детей, используя только вербальный, т. е. словесный, метод нельзя. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Показывайте ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяйте необходимые действия. В результате у него выработаются несложные умения и навыки.

Главное в воспитании таких детей — формирование привычек. Причем только своевременное проведение такой работы даст положительные результаты. Например, ребенку 4-6 лет предложите игрушки, картинки, палочки. Учите его складывать предметы в определенное место, иначе у малыша возникнет и укрепится привычка разбрасывать их. Ребенок, не приученный своевременно к ограничениям, привыкает хватать все, что ему вздумается. Систематически предъявляемые требования помогут воспитать у малыша положительные привычки, со временем он в определенной степени приспособится к окружающей жизни.

Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как у детей с ограниченными возможностями эмоции относительно более сохранны по сравнению с интеллектуальным развитием. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Включайте в занятия с ребенком больше музыки и пения, используйте изобразительную деятельность, театрализованные игры, сказкотерапию и др.

Постройте свою работу так, чтобы действию, которое должно стать для ребенка привычным, сопутствовали приятные переживания. Это и устная похвала, и ласковое поглаживание, и поощрение в виде какого-либо подарка. Разговаривайте с ребенком спокойным, доброжелательным тоном. Не скупитесь на похвалу, всегда положительно оценивайте его попытки справиться с заданием, выполнить вашу просьбу и др.

Воспитание ребенка с проблемами развития требует много терпения, настойчивости, фантазии, что, несомненно, даст положительные результаты.

Приучая малыша выполнять элементарные просьбы типа «Встань», «Сядь», «Иди», «Беги», «Остановись», разнообразьте ситуации, поскольку характерными особенностями детей с особыми потребностями являются инертность и стереотипность их нервных процессов и обусловленные этим затруднения при выполнении ранее усвоенного действия в новой обстановке.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Наиболее интересными и эффективными упражнениями, включенными в занятия по психогимнастике, явились следующие:

Упражнения по распознаванию мимики.

Дети прослушивают музыку, затем выкладывают пиктограмму. Задание постепенно усложняется: в сюжетной картинке не нарисованы лица героев. Ребятам необходимо узнать эмоциональное состояние героев рисунка и дорисовать лицо.

Игра в «Кляксы» (дутье из соломинки). Эти упражнения помогают ослабить воображение слишком расторможенных детей и развивают воображение. На лист бумаги наносятся разноцветные кляксы, затем лист складывается пополам, по нему проводят рукой, Когда лист разворачивается, дети фантазируют, что у них получилось, объясняя, почему они так думают.

Мелкая моторика у детей с ОВЗ не развита или развита очень слабо, движения рук и пальцев нескоординированы, поэтому в свободное время и на индивидуальных занятиях я вводила элементы массажа рук и пальчиковой гимнастики. Пока дети были маленькие и не могли выполнять самостоятельно упражнения, я им помогала. Например, в процессе чтения потешки, учила загибать пальчики, слегка массировала их. Для таких игр подходят простые народные потешки: «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и др. Для того, чтобы дети поняли мои указания и смогли выполнить то или иное движение самостоятельно впоследствии использовала замедление темпа выполнения и многократное повторение самых простых действий.

Поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья имеют серьёзные речевые нарушения, то для них подходят игры с пособиями для сенсорного развития с такими действиями, как пересыпание, переливание, закручивание – откручивание крышек и т. д. Неподдельный интерес у детей вызывают игры с матрешками, поэтому я старалась использовать эти игрушки как можно чаще. Дети как будто не замечают, что матрёшка сделана из дерева, воспринимают её как живую, наделяют её человеческими качествами. Большой популярностью пользуются среди таких детей и игры с различными пирамидками, вкладышами, простейшими пазлами.

Для меня приоритетным направлением в обучении является и создание условий для экспериментирования с игрушками и природными материалами. Дети с удовольствием играют в уголке сенсорного развития, развивая свои тактильные ощущения. Для этих игр использую такие материалы, как различные крупы (манка, рис, искусственный снег, камешки.

Вода и песок – любимые всеми детьми объекты для игр и для исследовательской деятельности. Игры с водой и песком способствуют формированию познавательной активности, повышению жизненного тонуса, создают у детей радостное настроение, обогащают сенсорные представления.

Игры:

«Секретики» - играть можно как с сухим, так и с мокрым песком. Внутри песка прячется предмет или игрушка, а ребенок ее находит. В это время, перебирая песок, активизируются многие точки на ладошках и пальчиках детей, развиваются тактильные ощущения, обогащается личный опыт.

«Отпечатки» - получение новых ощущений, знакомство со свойствами песка, развитие воображения, фантазии, памяти, речи т. д. Оставлять на песке отпечатки ладонями, пальчиками, печатками, 1 рукой, двумя, левой, правой и т. д.

«Тесто» - развитие мелкой моторики, речи…

«Змейки и червячки» - рисование пальчиками. Развитие памяти, внимания, координации. Ребенок рисует по заданию взрослого (повтори как на карточке, по словесной инструкции).

«Выдувашки» - развитие правильного дыхания через нос, силы выдоха. Нанести тонкий слой песка на поверхность. Взять трубочку или ручку без пасты и осторожно дуть через нее на песок, раздувая песчинки и создавая узор.

Контактные игры.

«2 барана» - построить мост с 2 разных берегов.

«Тоннель» - с 2 сторон большой горы вырыть тоннель.

Важной составляющей является тот момент, что ребёнку с ОВЗ для усвоения материала или понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребёнку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале.

Для того чтобы ребенок с ОВЗ чувствовал себя уверенно в процессе обучения (игры) и выполнения режимных моментов, рекомендуется использовать в работе с ним пооперационные карты. Пооперационная карта «Как одеться на прогулку».

Формирование толерантности в группе (программа А. С. Сиротюк)

Толерантность детей по отношению к сверстникам с ОВЗ - это качество личности, проявляющееся в позитивном отношении, принятии и готовности к оказанию помощи. Структура толерантности включает в себя когнитивный, эмоционально-волевой, мотивационный и поведенческий компоненты.

Программа по формированию у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Мы – вместе».

Весь цикл занятий состоит из 30 занятий и включает в себя два блока: развивающий и блок формирования толерантности (упражнения для формирования когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационного и поведенческого компонентов толерантности). Цикл занятий включает беседы о детях с ОВЗ, элементы сказкотерапии, упражнения для формирования готовности к взаимопомощи и сочувствию, адекватного уровня самооценки, самоконтроля, уверенности в себе, развития коммуникативной и эмоционально-волевой сфер дошкольников и т. д. ; упражнения-имитация, упражнения-проекция, моделирование ситуаций, показ презентаций, документальные и игровые видеофильмы, мультфильмы, изобразительная деятельность.

Рано или поздно перед каждым педагогом встают вопросы :

Как дети в группе общаются с особыми детьми?

Что можно сделать для создания и поддержания в группе здоровой атмосферы, в которой каждому ребенку было бы комфортно?

Как отвечать на «неудобны» вопросы детей : (почему он не такой)

Большинство родителей еще ни разу не говорили с детьми об особенностях развития, и поэтому к встрече с таким ребенком дети бывают не готовы. У них возникает много вопросов: «Почему он такой? Это у него навсегда? А я заражусь?» Взрослые оказываются застигнутыми врасплох и не знают, что ответить… Но дети не различают диагнозы, им нужно общее объяснение, донесенное простым и понятным языком.

Показ мультфильма «Про Диму».

Существует серия мультфильмов «Про Диму». Благодаря таким мультикам ребенок и взрослый могут понять то, что бывают и такие дети, которые немного отличаются от них. Но это ещё не означает, что их нужно сторониться и обходить стороной.

4. Консультативно-просветительское сопровождение семьи.

Главная цель в работе ПЕДАГОГА с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать ЕЕ возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:

Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).

Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).

Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).

Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).

Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).

Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).

Задача педагога – создать систему, где он сам и весь родительский коллектив группы взаимодействует на принципах корректности, тактичности, милосердия, сенситивности.

Этому помогут следующие формы работы:

Привлечение родителей «особых детей» к общесадовским и групповым мероприятиям.

Например, спортивным развлечениям. команду ребенка с ОВЗ возглавляет его родитель.

Приглашение родителей как помощников педагогов во время экскурсий.

Введение родителей в состав родительского комитета

Направление детей с ОВЗ на конкурсы, где предполагается семейное участие.

Проведение тематических родительских собраний и семинаров.

Например, цикл собраний на тему «Милосердие».

На первом собрании поручите родителям ребенка с ОВЗ сделать доклад по истории развития милосердия в России с древнейших времен. На втором – родителям здоровых детей доклады о милосердии в христианстве, исламе, буддизме.

Одно из них «Цвет настроения». Цель – развитие способностей осознавать и обозначать свое состояние и прогнозировать состояние других.

1. Педагог говорит : «Пусть каждый из нас подумает и скажет, какого он цвета. Речь идет о цвете вашего настроения и состояния»

2. Педагог просит нескольких человек по желанию рассказать о цвете их состояния, как он менялся на протяжении дня и почему выбран именно этот цвет.

3. Педагог говорит : «Каждый сейчас подумает, какого он цвета, ничего не говоря»

4. Педагог предлагает всем посмотреть на соседа слева, определить его цвет и по очереди назвать.

5. Педагог просит каждому назвать свой выбранный цвет.

В результате обретается навык сенситивности и расширяются возможности всех сенсорных систем восприятия. Общий результат такой работы педагога - отказ родителей детей с ОВЗ от самоизоляции, налаживание новых здоровых контактов. Люди обретают уверенность в своих действиях, возвращаются к нормальной коммуникации и взаимодействию с окружающими миром, получают и реализуют навыки совместной результативной деятельности по обучению и воспитанию их «особого ребенка».

Упражнение "Слепой, Глухой, Немой"

Цель этого упражнения заключаются в погружении совершенно здоровых детей в мир человека с ограниченными возможностями, развитии принятия, помощи в понимании глубинных причин дискриминации, подводных камней и возможных последствий, т. е. комплекса проблем и трудностей, с которыми приходится иметь дело детям с овз и не только в силу наличия у них физических недостатков, но и вследствие социального непонимания, непринятия.

Инструкция. Выбираются 3 человека, которые будут играть предложенные на карточках роли людей с проблемами в развитии:

1-й – не двигается, не слышит, но говорит и видит;

2-й – не говорит, не слышит, но двигается и видит;

3-й – не говорит, не видит, но слышит и двигается.

Задания для коммуникации:

Вы собрались на праздник, договоритесь, в какие костюмы оденетесь и какой возьмете подарок.

Группа не помогает. По окончании первой серии можно предложить эти роли проиграть другим участникам группы.

Каждый педагог должен обладать даром убеждения, уметь преподнести информацию так, чтобы в нее поверили.

Упражнение «Убеждение» - необходимо убедить окружающих, что именно у тебя бумажка с галочкой.

Итог:

Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности всех педагогов ДОУ, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум. Главная цель работы педагога с детьми с ОВЗ – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Выступление на семинаре «Педагогическое руководство конструктивной деятельностью детей дошкольного возраста»Фотоотчёт «Выступление на семинаре «Педагогическое руководство конструктивной деятельностью детей дошкольного возраста» Фотоотчёт - ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО.

Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ранним детским аутизмом в ДОУ» Среди многочисленных форм нарушений развития проблема аутизма является одной из актуальных. Ранний детский аутизм обнаруживается в 4—5 случаях.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности .

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях современной ДОО Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого – педагогического сопровождения детей,.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении .

Психолого-педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ 1. Пояснительная записка На современном этапе.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов как одно из условий успешной социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на семинаре педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ»
Опубликовано: 19 января 2019 в 12:21
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД