Мартьянова Татьяна Викторовна
Опыт работы «Роль кружковой работы в знакомстве с традициями мордовского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения
Публикация «Опыт работы „Роль кружковой работы в знакомстве с традициями мордовского народа“» размещена в разделах
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Большую роль в накоплении культурного базиса ребенка играет приобретение знаний по национальной культуре. О какой гармонии развития личности может идти речь, если человек, будущий взрослый член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру. И даже если этот человек другой национальности, но живет на этой земле, я думаю ему просто необходимо знать, кем и чем славится этот край. Роль детского сада в этом многотрудном и длительном процессе особенно велика. Именно до школы необходимо начать изучение языка, фольклора, национальной литературы и искусства, закладывая тем самым основу духовной культуры.
И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев, преумножить и передавать их будущим поколениям. Наше будущее зависитот того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность жизни Мордовии. Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий, как долг, честь, совесть, любовь и преданность Родине, для того, чтобы завтра они дали всходы. Очень важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Воспитывать у детей интерес и любовь к национальной культуре и традициям очень важно. Потому что, во-первых, это познавательно, а во-вторых, интересно. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. И пусть он не знает мордовского языка, но видит иллюстрацию, замечает там девочку в красивом платье с необычным орнаментом. Ребенок сравнивает свою одежду с её одеждой и обязательно у него созревает познавательный интерес.
Интерес к национальной культуре воспитывается не только во время занятий. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наметилась тенденция обучения детей мордовским языкам.
В нашем детском саду создан кружок «Тештине» по обучению детей мордовскому языку. Главной целью является:
- обучение мордовскому языку;
- познание национальных традиций;
-изучение культуры мордовского народа.
В кружке занимаются не только дети мордовской национальностей, но и других национальностей, желающих изучать мордовский язык.
В кружковой работе используется программа А. И. Исайкиной «Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в ДОУ Республики Мордовия», атакже региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» (О. В. Бурляева и др.)
Начинается обучение с воспитания устойчивого интереса к языку. Ведь то, что интересно усваивается лучше, прочнее и глубже. Я считаю, что этому способствует игра, создание игровых ситуаций. Учитывая, что игровые интересы в дошкольном возрасте являются ведущими, я в своей кружковой работе уделяю большое внимание и время на небольшие инсценировки сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» с использованием куколв национальном наряде, масок. В апреле с детьми мы показываем драматизацию сказки «Теремок» для родителей. Дети любят изображать сказочных героев, которые говорят по-мордовски. Также особое внимание я уделяю малым фольклорным формам: поговоркам, пословицам, загадкам. Они содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, рассуждать, активно пополняя словарный запас ребенка. В них отражено мудрое, бережное отношение мордовского народа к богатствам природы. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития дошкольников.
Запоминание новых слов мордовского языка не вызывает утомление, а многократное повторение в различных вариантах запечатлеется в памяти.
Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная с младшего возраста, в группах оформляются уголки краеведения, подбираются материалы по ознакомлению детей с родным городом, Республикой Мордовией, родной страной. Но наибольшую ценность имеет мини – музей: «Родной край». В его создании принимают участие все: сотрудники детского сада, родители, дети, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.
В нашем мини – музее выставлены подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети увидели национальный костюм, старинную посуду, предметы быта, украшения и многое другое.
Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.
Дети не только видят все эти предметы, но и узнают их названия на мордовском языке, могут сами попробовать пользоваться ими.
Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. Для родителей были проведены консультации на тему: «Русские или мордовские традиции в воспитании детей», «Прогулки с родителями по родному городу», «Национальный колорит прививаем с детства», «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу», «Знакомство с традиционными - обрядовыми праздниками», «Быт и традиции», «Наш город», «Как чудесен мордовский язык».
Провела анкетирование «Приобщение детей дошкольного возраста к мордовской культуре», фотовыставку «Наш город-это мы», «Город Саранск - наш город». «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» и другие.
Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.