Папки-передвижки

Консультация учителя-логопеда «Речевое развитие детей 4–5 лет»

Наталья Голубева
Консультация учителя-логопеда «Речевое развитие детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании "Речевое развитие детей 4-5 лет" в ДОУ.

Здравствуйте, уважаемые родители! Рада Вас видеть на родительском собрании.

Сегодня я хочу поговорить с Вами на тему «Речевое развитие детей 4-5 лет».

Сейчас мы с вами рассмотрим первый вопрос — это нормы речевого развития детей 4 – 5 лет :

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 - 5 лет.

Публикация «Консультация учителя-логопеда „Речевое развитие детей 4–5 лет“» размещена в разделах

1. Словарный запас 2000 слов и более.

2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается. В активный словарь дошкольников вводят названия предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщё нные понятия: «игрушки», «одежда», «овощи», «посуда».

3. Ребёнок проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.

4. В речи активно используются обобщающие слова, наречия,  прилагательные, множественная форма существительных, антонимы, синонимы.

5. Называет животных и их детёнышей, времена года.

6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.

7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после  и т. д., союзы (куда, что, когда, сколько и т. д.).

8. Ребёнок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки,

иногда наблюдается их смешение в связной речи.

9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.

10. Появляется монологическая речь. Заключается в том, что ребёнок способен описать игрушку или рассказать о прогулке, о каком-либо событие.

Следующее о чём я хотела поговорить - это методы развития.

При нарушении речевого развития у ребёнка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет разрешить возникшую проблему.

Однако очень важно помогать ребёнку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырёх лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребёнок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

1. В разговоре со своим ребёнком говорите правильно, не коверкая слова, чётко и внятно (без лепета и «детских слов»).

2. Развивайте у ребёнка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щёки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т. д.).

3. Как можно больше читайте ребёнку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант. После прочитанного задавайте простые вопросы.

4. Выполняйте артикуляционную гимнастику. Я приготовила Вам листочки, на которых основные упражнения.

5. Разговаривайте со своим ребёнком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составляйте маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).

6. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание. Хочу предложить вам Су-Джок терапию. Это шарики с колечками. Они продаются в любой аптеке. А так же для дыхательной гимнастики можно использовать мыльные пузыри. «Буря в стакане», «Парашютик» и другие. Самое главное — вдох носом, выдох ртом.

7. Не ограничивайте общение ребёнка со сверстниками.

8. Старайтесь заниматься в игровой форме, не стоит принуждать ребёнка.

9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребёнок не справляется с заданием, переключитесь на более лёгкое.

10. Создавайте у ребёнка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.

11. Ни в коем случае не ругайте ребёнка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребёнку с любовью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по развитию речи детей дошкольного возраста должна быть постоянная и интересная.

А сейчас я хочу предложить вам поиграть в некоторые речевые игры.

«Подскажи словечко» :

Цель: расширение словарного запаса.

Ход игры: родитель начинает предложение, а ребёнок его заканчивает, подобрав нужное слово.

Голубь летает, а кошка? (бегает, ходит).

Лошадь ест сено, а собака? (мясо, косточки).

Мышь роет норку, а синица? (строит гнездо).

Кукушка кукует, а петух? (кукарекает).

Змея шипит, а еж? (фыркает).

У зайчонка мама зайчиха, а у волчонка? (волчица).

Придумывайте самые разнообразные предложения.

«Кто где живет?» :

Цель: расширение словарного запаса.

Ход игры: родитель задает вопросы, ребёнок на них отвечает. Затем можно поменяться: ребенок задает вопросы, а взрослый на них отвечает.

Кто живёт в дупле? – Белка.

Кто живёт в гнезде? – Птицы.

Кто живёт в будке? – Собака.

Кто живёт в улье? – Пчёлы

Кто живёт в норе? – Лиса.

Кто живёт в логове? – Волк.

Кто живёт в берлоге? – Медведь.

Можно попробовать и наоборот:

– Где живут птицы?

– Где живут медведи? и. д.

«Скажи наоборот» :

Цель: расширение словарного запаса ребенка словами – антонимами.

Ход игры: родитель говорит слова, а ребёнок говорит слово противоположное по значению.

Например:

Высокий – низкий.

Тёмный – светлый.

Маленький – большой и т. д.

«Каждый знает…» :

Цель: расширение словарного запаса, закрепление правильного употребления прилагательных с существительными, развитие воображения.

Ход игры: родитель говорит «Каждый знает что красным (синим, зелёным и т. д.) бывает». Ребёнок называет существительные подходящие к прилагательному.

Каждый знает, что синим бывает – море, небо.

Каждый знает, что жёлтым бывает – лимон, солнце.

Каждый знает, что красным бывает – огонь, мак.

Каждый знает, что зелёным бывает – трава, огурец.

«Весёлый счёт» :

Цель: закрепление правильного употребления множественного числа существительных.

Ход игры: взрослый называет предмет в единственном числе, ребёнок – во множественном числе.

Дом – дома,

Стол – столы,

Стул – стулья,

Цветок – цветы,

Лист – листья,

Носок – носки,

Глаз – глаза и т. д.

«Что каким бывает?» :

Цель: расширение словаря, развитие воображения.

Ход игры: взрослый задает вопрос, ребёнок отвечает.

Что бывает мягким? (подушка, облако, одеяло).

Что бывает твёрдым? (камень, дерево, пол).

Что бывает круглым? (солнце, колесо, колечко) и т. д.

«Назови ласково» :

Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Ход игры: взрослый говорит слово, ребенок называет его ласково.

Снег — снежок;

Солнце — солнышко;

Кукла — куколка;

Перо — пёрышко и т. д.

«Отгадай-ка» :

Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.

Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета, ребёнок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.

- кабина, руль, фары (машина);

- крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт);

- руки, ноги, тело, голова (человек);

- ствол, ветки, корни, листья (дерево).

«Кто – откуда и куда?» :

Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления различных предлогов.

Ход игры: идя по дороге домой, взрослый может задавать ребёнку разные вопросы, используя в вопросах различные предлоги.

 Откуда вышел мальчик? (мальчик вышел из дома).

Откуда выехала машина? (машина выехала от магазина).

Куда зашёл мужчина? (мужчина зашел в подъезд).

Куда села синица? (синица села на ветку).

«Какой? Какая? Какое?» :

Цель: развивать умение подбирать прилагательные к заданным существительным.

Снег, какой? - Холодный, рыхлый, скрипучий, сырой, белый, грязный, липкий.

Снеговик, какой? - Красивый, забавный, смешной, большой, снежный.

Воробей, какой? - Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый.

«Что делает?» :

Цель: развивать умение подбирать глаголы к заданным существительным.

Дети - играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег).

Ворона - каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья).

Продавец - продает, взвешивает, заворачивает, показывает.

Снег - кружится, метет, летит, сверкает, блестит, лежит, тает, липнет.

Следующий вопрос рассмотрим «Как увеличить словарный запас ребенка". 4 простых рекомендации:

Рекомендация № 1. Читать.

Регулярное чтение детских книг, безусловно, один из самых эффективных методов увеличения пассивного словаря. Читайте перед сном или по желанию ребёнка. В качестве литературы можно использовать детские сказки, стихи, прибаутки. Стоит отметить, что скорость чтения должна быть оптимальной для ребёнка, не слишком быстрой.

Читайте вместе как можно чаще, и перед вами не будет стоять вопроса, как пополнить словарный запас ребёнка. Книги в этом лучшие помощники.

Рекомендация № 2. Говорить.

Перед взрослыми стоит непростая задача: как научить ребёнка говорить слова правильно, как помочь формированию красивой родной речи. Слова взрослых – единственная возможность ребёнка освоить язык. Поэтому как можно чаще разговаривайте с ребёнком, называйте предметы, которые привлекают его внимание, рассказывайте о них. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и не запомнит.

Используйте больше синонимов в речи. Например, выйдя на улицу можно сказать «Хорошая погода», а можно «Погода восхитительная, просто замечательная. Я бы даже сказала великолепная». Есть разница?

Как показывает практика, богатый словарный запас родителя автоматически передается детям. А активные диалоги помогут расширить словарный запас ребёнка.

Рекомендация № 3. Обсуждать.

Старайтесь как можно чаще вовлекать ребёнка в диалог. После прочтения книги обсудите, что понравилось в произведении, запомнилось, как бы ребёнок поступил на месте героя.   В качестве предмета для обсуждения может быть абсолютно любая тема: погода на улице, время года, праздники, мультфильм. Внимательно слушайте ребёнка, поддерживайте зрительный контакт, задавайте наводящие вопросы, спрашивайте мнение. Живой интерес к ребёнку – самый лучший мотиватор для активного расширения словарного запаса!

Рекомендация № 4. Играть.

Не жалейте времени, на то, чтобы поиграть вместе с ребёнком. Общение с вами даёт ребёнку значительно больше, чем любая «развивающая» игрушка. Проводя время с родителями, с близкими, ребёнок растёт счастливым, эмоционально здоровым и развитым.

Итак, формула увеличения словарного запаса проста: читать + говорить + обсуждать + играть!

Таким образом, речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Консультация учителя-логопеда для родителей «В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем» Консультация учителя-логопеда для родителей на тему:«В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем». Как занять дошкольника и сделать.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация учителя-логопеда «Речевое развитие детей 4–5 лет»
Опубликовано: 17 марта 2024 в 20:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация учителя-логопеда «Речевое развитие детей 4–5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Голубева (УИ 2131774) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД