Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития ребёнка

Ольга Бычкова
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития ребёнка

На пятом году жизни речь ребёнка становится разнообразной, правильнее, богаче, увеличивается активный словарь, который к этому возрасту достигает 3000 слов. В словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, всё чаще их речь включает сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Увеличение словаря даёт возможность ребёнку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми. Речь становится более связной и последовательной, дети отвечают на вопросы, пересказывают известные сказки, рассказы, употребляя грамматические формы при изменении слов.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие отношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

На занятиях и в повседневной жизни воспитатель упражняет детей в чётком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Однако нельзя забывать и о том, что ребёнок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т. п. В общении с окружающими обогащается его словарь. Высказывая своё мнение по тем или иным вопросам, ребёнок учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых воспитателями в работе по развитию речи детей, несомненно поможет им в организации речевых занятий дома.

На что следует обращать внимание во время занятий с детьми? Как правильно помочь ребёнку? Что зависит от родителей? На эти вопросы постараемся ответить далее.

У детей пяти лет очень велико тяготение к рифме. Такие занятия способствуют развитию речевого слуха, формируют умение подбирать слова, близкие по звучанию. Например: лягушка-мушка, квакушка; палка-скалка, галка.

Но подбор похожих слов пока детям даётся трудно, поэтому я предложила родителям помочь детям в этом. После проведённой работы некоторые дети легче справлялись с этим заданием.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. В результате специальной работы по ознакомлению детей со словом дошкольники начинают понимать, что слово имеет смысловую и звуковую стороны, учатся выделять конкретные звуки в словах. Например, предлагала родителям проводить дома с детьми занятия в игровой форме:

- назови слова на звук «а»

-я пошла в магазин и купила что-то на звук «м»

-найди на картинке предметы на звук «с»

-посади в машину животных, где есть звук «з»

-какие предметы в нашей комнате начинаются на звук «к»

Во время занятий учим детей проговаривать слова, выделяя данный звук.

Когда дети начали справляться с заданием, предлагала более сложное: родители называют 6-7 слов, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит данный звук. Например, найти звук «з» в словах: замок, конфета, пальто, зонт, зайка, лейка, завод.

Со звуками я начала знакомить детей со второй половины года. С помощью родителей многие дети стали подбирать слова на заданный звук.

Во время беседы с детьми, я обратила внимание, что дети почти не употребляют в речи слова - прилагательные. Для обогащения словарного запаса я практикую словесные игры-разминки. Например: зима какая?- холодная, искристая, скрипучая, морозная, пушистая, белая, блестящая. Шарф какой?- пушистый, меховой, тёплый, шерстяной, длинный, мягкий, лёгкий.

Подобные задания предлагала родителям проводить с детьми дома, используя разные предметы. Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книги, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки или рассказа, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки.

В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Постепенно речь детей обогащается, в ней появляются новые слова. Это даёт возможность обучать детей составлению описательных рассказов по игрушкам. Такие занятия побуждают детей к творчеству и самостоятельности.

Некоторые дети не умеют составлять небольшие рассказы по картинкам. Для этого я давала родителям на дом дидактическую игру «Составь рассказ», где родитель читает текст, а ребёнок договаривает фразу. Если ребёнок не мог придумать концовку предложения, предлагала использовать картинки-подсказки. После проведённой работы дети легче стали справляться с этим заданием.

Немаловажную роль в развитии связной речи играют и различные наблюдения: на улице, на природе, в поездках. Дети, получив живое общение с природой и животным миром, очень точно передают свои впечатления об увиденном, делятся, спорят, доказывают. Поэтому я советую родителям по дороге в детский сад или домой постоянно разговаривать с детьми, задавать им вопросы, объяснять.

В завершении хотелось бы отметить то, что работать с детьми по развитию связной речи и звукопроизношению нужно уже в дошкольном возрасте, чтобы ребёнку было легко при поступлении в школу, а достигнуть этого можно только во взаимосвязи детского сада и семьи. И от того, как мы подойдём к речевому развитию ребёнка, будет зависеть его обучение в школе.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка Консультация для родителей Музыкальный руководитель МАДОУ № 23, г. Армавир Федорова М. В. Музыка обладает возможностями воздействия не.

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется,.

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи в контексте ФГОС» Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании здорового ребёнка» Здоровье ребёнка зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры.

Протокол родительского собрания «Взаимодействие МБДОУ с семьёй по вопросам развития ребёнка» Протокол родительского собрания Тема : «Взаимодействие МБДОУ с семьёй по вопросам развития ребёнка». Председатель-Каширина Оксана Викторовна.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи по вопросам физического воспитания ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОГО.

Проект «Взаимодействие детского сада и семьи» Тимощенко Ирина Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ детский сад №12 «Солнышко» город-курорт Анапа. Проект «Взаимодействие детского сада.

Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых.

Взаимодействие детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Выписка из протокола №1 родительского собрания группы детей 7-го года жизни «Кораблик» от 27.09.2017 года Председатель: Шелякина Ю. П. Секретарь:.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития ребёнка
Опубликовано: 30 апреля 2018 в 03:28
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Фотоотчет выставки поделок «Осенняя фантазия»
Фотоотчет выставки поделок "Осенняя фантазия" Цель выставки: Обогащение детско-родительских отношений, вовлечение родителей в...
Фотозарисовка «Осенний выходной в лесу-2»
Приятного осеннего дня, дорогие друзья! Приглашаю Вас на продолжение фотозарисовки "Осенний выходной в лесу". У нас в регионе продолжается тёплая...
Конспект НОД по художественному творчеству «Декоративная тарелка» в подготовительной...
Цель: Учить детей лепить декоративные тарелки с центрическим орнаментом, используя приёмы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивая...