Екатерина Паначёва
Взаимодействие ДОО с семьёй посредством создания совместных образовательных проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Публикация «Взаимодействие ДОО с семьёй посредством создания совместных образовательных проектов» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, отвечающий новым социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Одним из требований является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
Поиск новых форм, подходов взаимодействия ДОО с родителями остается всегда актуальным. Хотелось поделиться одной их форм взаимодействия с родителями – это создание образовательных проектов совместно с семьёй.
С целью:
• установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединения усилий для развития и воспитания детей;
• создания атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизации и обогащения воспитательных умений родителей;
Один из видов образовательных проектов, который можно использовать для вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность – это исследовательский проект.
Исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания, способствует вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов
Кратко ознакомимся с этапами проекта, а в дальнейшем обратим внимание на роль родителей в создании проекта.
Рассмотрим основные этапы исследовательского проекта и познакомимся с технологией его создания. Как следует из названия, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
1 этап
1. Педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос.
2. Внимательно наблюдает за деятельностью детей и выявляет сферы интересов каждого ребенка. Затем создает особую ситуацию, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу.
3. Привлекает родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта.
2 этап
Оформление проекта
1 страница - формулировка основного вопроса исследования
2 страница - важность поставленного вопроса, с точки зрения ребенка, сверстников, родителей и знакомых.
3 страница - выбор наиболее правильного ответа, с точки зрения ребенка.
4 страница - возможные способы проверки предложенного ребенком ответа.
5 страница - изображается результат проверки правильности ответа.
6 страница - возможные сферы применения проекта
3 этап
Ребенок вместе с родителями должен подать заявку на защиту проекта : то есть подойти к воспитателю и выбрать время защиты.
Перед началом своего выступления ребенок вывешивает на стенде страницы своего проекта. Воспитатель помогает ему закрепить листы и расположить их в правильной последовательности.
Затем ребенок рассказывает о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие изображения, записи
4 этап
Педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах.
Прежде чем начать исследования или работу по созданию проекта педагогу необходимо научить этому родителей (2 этап). А как это сделать?
На родительском собрании или на консультации в доступной форме рассказать о технологии создания проекта, провести мастер-класс, раздать памятки.
В этом году мы реализовали уже несколько проектов : творческий «сказки В. Сутеева», познавательный «Русская изба: традиции и обычаи русских людей», исследовательский «Почему улетают птицы?».
В процессе взаимодействия ДОО с родителями мы столкнулись с некоторыми трудностями:
- родителям было трудно найти время для общения с ребенком,
- время для создания проекта,
- для подготовки ребенка к рассказу по своей исследовательской работе;
После оформленной выставки в группе по итогам проекта «Русская изба» (фото, успешной защиты проекта «Почему улетают птицы» Ивакина Мирона на Повышевских чтениях и получения Сертификата участника, который был размещен в родительском уголке, родители заинтересовались, активизировались.
К реализации следующего коллективного проекта «Здоровый ребё нок: познай себя» отнеслись более серьезно, ответственно, заинтересовано в результате 10 семей приняли активное участие в нем. Родители помогли пополнить физкультурный уголок атрибутами «Ковриками для закаливания» изготовленными своими руками, совместно (дети, педагоги, родители) посетили городское мероприятие «В гостях у Карлсона» в детской библиотеке. И вместе с детьми оформили проекты «Мой спортивный выходной», которые были представлены заинтересованным слушателям (дети рассказывали друг другу о своём спортивном выходном).
Создание образовательных проектов объединил семьи воспитанников, позволил родителям больше времени проводить с детьми. Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям. Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
В результате создания образовательных проектов совместно с семьей наблюдается положительная динамика в установлении партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, в объединении усилий для развития и воспитания детей, в создании атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, в активизации и обогащения воспитательных умений родителей.
В поведении детей так же наблюдаются изменения в поведении и эмоциональном состоянии. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в детском саду в центре всех игр и занятий.
Работа по данному вопросу продолжается, впереди нас ждут новые открытия, свершения… Сейчас мы исследуем тему космос, далее поговорим о книгах (зачем нужна книга, о природе (нужно ли беречь природу, о семье и о многом другом.