Получи документы

Взаимодействие между родителями и педагогами

Галина Хощенко
Взаимодействие между родителями и педагогами

С каждым годом возрастает потребность в психолого-педагогической помощи по вопросам эффективного, плодотворного и бесконфликтного общения всех участников образовательного процесса.

Общество предъявляет множество, казалось бы, простых правил, но не всегда очевидных для домашней среды. Необходимость соблюдения правил поведения в первом социальном институте, неизбежные сложности, возникающие в постепенно формирующихся отношениях с большим количеством сверстников, регуляция поведения новым социальным взрослым, эти и многие другие нормы, безусловно, играют положительную роль в процессе взросления ребенка, однако не всегда легко принимаются им и его родителями.

Публикация «Взаимодействие между родителями и педагогами» размещена в разделах

Взаимодействие ДОО и семьи должно строиться как целостный процесс, направленный на обеспечение условий психического и физического здоровья ребенка. Как правило, во взаимодействии педагогов и родителей возникают проблемы, и нередко они появляются по неопытности педагога, юности родителей или из-за личностных особенностей всех участников взаимодействия.

Основные противоречия общения педагогов и родителей

Проблема характеризуется тем, что у самого воспитателя зачастую нет запаса знаний, умений, опыта, для формирования профессиональной позиции в отношении ребенка: в какой степени педагог является представителем общества и носителем социальных правил, норм, универсальных требований, а в какой степени проявляет свои личностные качества в отношениях, более типичный для семейных связей.

К базовым противоречиям относятся также различия в системе воспитательных ориентиров, которые определяет с одной стороны, ДОО, а с другой - семья. Родители реализуют определенную систему воспитания, исходя из своих представлений о развитии детей, семейных ценностей и уровня психолого-педагогической компетентности.

У воспитателя как представителя определенной образовательной системы – свои представления, и они могут не совпадать с позицией семьи.

Выработать общую стратегию является объективно сложной задачей, но достижимой.

Первое противоречие состоит в следующем. Родитель выступает в роли клиента, заказчика образовательной услуги, а воспитатель в роли непосредственного исполнителя этого заказа. Однако определить границу между образовательными услугами и эмоционально включенным, сопереживающим педагогом части жизни совместно с воспитанниками чрезвычайно сложно. Воспитатель с большой буквы, воспитатель-гуманист, полностью включается в жизнь детей, строя с ними персонифицированные индивидуализированные, субъектные отношения. Такому педагогу практически невозможно воспринимать ребенка и его родителей только как потребителей образовательных услуг, с которыми заканчиваются отношения с окончанием рабочего дня.

Другое противоречие состоит в том, что эти отношения могут носить формальный характер, но при этом они чрезвычайно личностные, т. к. связующим звеном в них служит ребенок, который задает глубину и близость связям между воспитателем и родителем, а информация о нем, доступная обеим сторонам общения, оказывается очень интимной. При этом отношения воспитатель-родитель достаточно официальны, чтобы признать эту интимность. Ребенок разрушает барьеры между ними до того как они оказываются к этому готовы. И если у воспитателя уже есть педагогический опыт и определенное мастерство построения подобных отношений, то многие родители впервые сталкиваются с ситуацией «личностной обнаженности» без согласия. Дошкольники в детских играх изображают семейные отношения (и не только гармоничные, или доверительно рассказывает о домашних ссорах, происшествиях. Дети нуждаются в эмоциональной поддержке в образовательном учреждении в позитивной атмосфере. Поэтому невольно воспитатель становится участником семейных отношений, а родитель не готов к смене официального тона общения на конфиденциальный (сотрудничающий).

Еще одно противоречие кроется в ценности самого ребенка, как личностного смысла для родителей и профессионального смысла для педагога. Между воспитывающими сторонами возникает конкуренция за ценность этого самого ребенка.

Противоречие может усиливаться и приводить к конфликту, если у родителя чрезвычайно занятого на работе, возникает чувство вины, что ребенок недополучает из семьи достаточного внимания, любви, тепла.

В этой ситуации со стороны родителя возможно негативное восприятие ситуации на близкие и теплые отношения, которые возникают между дошкольником и воспитателем. Конкуренция здесь, конечно, неуместна. Поэтому необходимо донести педагогу до каждого родителя плюсы гуманистического отношения к детскому возрасту, для удовлетворения всех базовых потребностей ребенка и в первую очередь, потребности в общении, принятии, безопасности.

Для каждого родителя его ребенок уникален и неповторим, этого же отношения он ждет и от воспитателей. Противоречие снимается созданием оптимальных условий для социализации и индивидуализации детей в ДОО, когда каждый ребенок может реализовать свой потенциал с помощью предлагаемых ему видов деятельности, средств и форм развития, удовлетворяющих его индивидуальные потребности, интересы. Активный выбор дошкольником содержания образовательной деятельности и умелое руководство и использование педагогом социально адекватных и эффективных средств развития позволяет включать воспитанников в общество, не лишая их индивидуальности, а наоборот, позволяя ее реализовать наиболее действенно и продуктивно. Индивидуализация образования ведет не к раздельности и отгороженности, а к ценностной связанности детей друг с другом на основе уважения личности каждого и норм и правил общества, которое объединяет эти личности.

Надежным способом разрешения этого противоречия, как в позиции воспитателя, так и в позиции родителя является ориентация на возрастные задачи развития в качестве показателей социальной зрелости ребенка по одним сторонам развития и детскости и незрелости в отношении других.

Задача воспитывающих взрослых адекватно удовлетворить все базовые потребности ребенка и в первую очередь, потребности в общении, принятии, безопасности.

Формы конфликтов между педагогами и родителями

Конфликтные ситуации могут возникать из-за разных социальных представлений, неверно предоставленной информации или из-за личностных качеств участников общения.

Педагоги – практики Е. П. Арнаутова, В. Г. Алямовская, Г. В. Глушкова, И. В. Голенкова, В. П. Дуброва, М. Г. Дрезнина Т. А. Данилина, О. Л. Зверева выделили наиболее распространенные причины возникновения сложностей в процессе взаимодействия ДОО и семьи дошкольника.

Общество меняется, также меняется и социальная ситуация развития и не всегда одинаково воспринимают эти изменения педагог и родитель. Представления о социальных нормах и правилах поведения не универсальны, поэтому есть необходимость их проговаривать и обсуждать, но обсуждение должно быть аргументированным, подкрепленным той реальной пользой, которую дошкольники и взрослые извлекают из их соблюдения. Тем более не все родители имеют представление, чем занимаются их дети в ДОО, что в себя включают образовательные программы и какие цели стоят за конкретными видами образовательной деятельности. Например, изобразительное искусство – это не только развитие эстетических чувств, пространственных представлений, мелкой моторики и веселый досуг. Занятия по изобразительной деятельности - основа формирования образного мышления детей, так как помимо продуктивных видов деятельности, развить мышление в дошкольном возрасте практически невозможно. Родитель не обязан знать эти закономерности, но узнав, будет сожалеть о пропущенном занятии.

Возникает напряженность в отношениях, когда занижен статус педагога, так О. Л. Зверева указывает на то, что родители не знают специфики труда специалиста ДОО. Педагог порой воспринимается как обслуживающий персонал, не обладающий особой квалификацией. Статус можно восстановить, пригласив родителей поприсутствовать во время воспитательно-образовательного процесса или поучаствовать жизни детского сада. В свою очередь очень важно, чтобы педагог понимал, что его собственный статус по отношению к родителям определяется самоуважением, а по отношению к ребенку -способностью создавать условия для реализации его индивидуальных способностей и качеств, которые позволят ему полноценно прожить данный возрастной период и войти в следующий.

Поддерживая в общении статус родителя, не стоит заставлять его защищаться. В разговоре с родителем необходимо задать вопрос на компетентность, дать ему почувствовать себя уверенным и показать, что вы уважаете его как профессионала в вопросах воспитания и развития ребенка, так и в собственно профессиональной деятельности (для этого необходимо предварительно узнать, кем работает родитель). А затем обратиться к нему как профессионал к профессионалу, пусть признает и вашу компетентность.

Каждая из сторон переживает обесценивание своего «Я», сомневается в собственной оценке, переживает уязвимость «Я» и пытается самоутвердиться за счет другого. В этом случае потенциальная агрессия является только формой защиты и лучший способ преодоления разногласий в такой ситуации – укрепить, поддержать личность партнера по общению, выделив родительские достижения, успехи ребенка.

Часто конфликт может возникнуть на почве эмоциональных состояний, как правило, проявление эмоций не связано с конкретной ситуацией. Здесь уместно простое уточнение: «Ваше настроение как-то связано с нашим вопросом?» или «Я вижу, вы расстроены, это по поводу нашего общения?» этот прием помогает показать партнеру, что он не контролирует эмоции, а также помогает восстановить эмоциональное равновесие.

Конфликты могут быть из-за завышенных требований в отношении достижений ребёнка, связанное, с одной стороны, с незнанием нормативных показателей развития детей, а с другой - ориентация на сверхпоказатели и опережающее развитие.

Следующим парадоксом общения педагога и родителя является неизбежно возникающее противоречие между задачами индивидуализации и социализации развития воспитанника, отображает общее видимое противоречие «личность – общество» и растет в ситуациях противопоставления родителями «мой ребенок - чужие дети»; «личное отношение - требования общества». Объективные причины этого противоречия состоят в том, что приходя в детский сад, ребенок и его родители часто впервые сталкиваются с социальными требованиями и социальной оценкой развития детей дошкольного возраста со стороны общества. Различные действия дошкольника не всегда радуют окружающих, и если в домашней среде родители списывали невоспитанность ребенка на детскость или его уникальность, то педагоги, другие дети и их родители ставят вопрос о необходимости воспитания у него культуры поведения, соблюдения правил и норм взаимодействия между людьми.

Общество предъявляет множество, казалось бы, простых правил, но не всегда очевидных для домашней среды. Родители с удивлением обнаруживают, что другие дети следуют этим правилам и сталкиваются с неприятным ощущением, что-то в их системе воспитания не сработало. Необходимость соблюдения правил поведения в первом социальном институте, неизбежные сложности, возникающие в постепенно формирующихся отношениях с большим количеством сверстников, регуляция поведения новым социальным взрослым, - эти и многие другие нормы, безусловно, играют положительную роль в процессе взросления ребенка, однако не всегда легко принимаются им и его родителями. Для каждого родителя его ребенок уникален и неповторим, этого же отношения он ждет и от воспитателей.

Чарльз Ликсон в своей книге «Конфликт. Семь шагов к миру» изложил рекомендации по урегулированию конфликтов:

«Снимем маски» : участники конфликта должны быть предельно искренны, не скрывать свои истинные мотивы.

«Выявляем подлинную проблему» : необходимо выявить реальную причину конфликта, очистить ее от шелухи различных наслоений.

«Отказываемся от установки: «Победить любой ценой».

«Находим несколько возможных решений». В любом конфликте возможно несколько вариантов решения. Необходимо обсудить все, чтобы было из чего выбирать.

«Оцениваем варианты и выбираем лучший». Необходимо выбрать не только самый конструктивный вариант, но и самый приемлемый для всех сторон конфликта.

«Говорим так, чтобы нас услышали». Главным инструментом улаживания конфликта является общение сторон. Общаться надо так, чтобы быть услышанными, а также слышать и понимать другого.

«Признаем и бережем ценность отношений». Сохранение добрых отношений в решении конфликтов всегда нужно ставить во главу угла.

Противоречие снимается созданием оптимальных условий для социализации и индивидуализации детей ДОО, когда каждый ребенок может реализовать свой потенциал с помощью предлагаемых ему видов деятельности, средств и форм развития, удовлетворяющих его индивидуальные потребности, интересы.

Публикации по теме:

Брэйн-ринг «Я люблю свой милый город».  Командные игры между детьми и родителями средней группы Воспитатели высшей категории - Румянцева Татьяна Анатольевна, Блохина Любовь Ивановна, музыкальный руководитель – Денисова Марина Николаевна.

Фотоотчёт «Шашечный турнир» между родителямиФотоотчёт «Шашечный турнир» между родителями В нашем детском саду каждый год проходит турнир по шашкам между детьми. Шашки – это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющая.

Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями.Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой»Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой» У каждого самостоятельного человека рано или поздно появляется работа. Она может быть любимой или не очень. И отношения с коллегами.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Консультация для родителей «Конфликты между родителями в детском саду» Конфликты в детском саду – это неизбежный элемент общения в коллективе, но большинство родителей не любят подобные ситуации и бывают вовлечены.

КВН в детском саду между педагогамиКВН в детском саду между педагогами Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет с мероприятия КВН в детском саду. Пояснительная записка: Социально-психологическая.

Видео «Стиляжный флешмоб с педагогами и родителями на выпускном празднике»Видео «Стиляжный флешмоб с педагогами и родителями на выпускном празднике» Добрый день, дорогие коллеги. На прошлой неделе я поделилась с вами оформлением музыкального зала в стиле стиляг, так как выпускной проводили.

Взаимодействие с родителями (из опыта работы)Взаимодействие с родителями (из опыта работы) В соответствии с ФГОС ДО социальная среда ДОУ должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности сада. Стоит.

Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанниковВзаимодействие ДОУ с родителями воспитанников Наш Рязанский детский сад с каждым годом все больше удивляет и радует всех его посетителей, а также работников своими грандиозными преображениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие между родителями и педагогами
Опубликовано: 12 августа 2021 в 14:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД