Наталья Бойцова
Взаимодействие с родителями в формировании экологических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления, которое необходимо начинать формировать уже в дошкольном возрасте.
Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.
Публикация «Взаимодействие с родителями в формировании экологических представлений у дошкольников» размещена в разделах
Целью экологического воспитания является : формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников является :
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, о существующих взаимосвязях, правилах поведения в природе,
- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней,
- формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
В переходный период, который переживает вся система дошкольного образования, определены новые стратегические ориентиры
- содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями.
В переходный период, который переживает вся система дошкольного образования, определены новые стратегические ориентиры
- содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями.
С точки зрения формирования экологических представлений, исследовательская деятельность, является одним из главных видов деятельности, так как ребенок в ней выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно, это главный источник представлений о мире. У детей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Все это возможно только при условии тесного взаимодействия педагога с семьей. Без сотрудничества педагога с родителями невозможно решать вопросы воспитания, развития ребёнка. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Сделать родителей непосредственными участниками педагогического процесса позволяют разнообразные формы взаимодействия :
- Педагогические беседы с родителями,
- Тематические консультации,
- Информационные стенды,
- Групповые собрания родителей,
- Участие детей и родителей в экологических акциях,
• Конкурсах,
• Исследовательских проектах.
Беседы с родителями - наиболее доступная форма установления связи с семьей. Цель бесед - оказать родителям своевременную помощь по вопросам воспитания, способствовать достижению единой точки зрения. В целях просвещения родителей по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста провожу ситуативные беседы «Наблюдаем за муравьями», «Воспитываем бережливость – бумагу зря не тратим», «Как объяснить ребенку законы природных явлений».
Тематические консультации дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей (показ фрагмента исследовательской деятельности детей – опытов с природными материалами, рассказать, как эти знания и умения влияют на формирование всесторонне развитой личности, как они необходимы для воспитания внимательности, заботливости к природе. Провела групповые консультации «Детский исследовательский проект» - знакомила родителей с поэтапной работой над исследовательскими проектами, обсуждали с родителями значение вовлечения ребенка в проектную деятельность, возможную тематику, объем работы, которую они могут выполнить дома вместе с ребенком. Во время консультации - «Комнатные растения – воспитание заботливости», родители рассказывали друг другу о комнатных растениях, которые имеются у них дома, о том, какими приемами они привлекали детей к ухаживанию за ними, делились росточками комнатных растений.
Информационные стенды
В разделе «Советы заботливым родителям» сообщаем родителям необходимую педагогическую информацию по теме экологического воспитания. Разработала цикл консультаций «Наблюдаем на прогулке», «Мир вокруг и мы». Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями рекомендовала в домашних условиях провести ряд экспериментов, опыты с природными объектами «Вода, лед, снег», «Магнетизм вокруг нас», «Приборы помощники». Опыты, проведенные совместно с родителями, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Нагляднее познакомить родителей с вопросами воспитания позволяют папки-передвижки. В них подбирается тематический материал с иллюстрациями, фотографиями и практическими рекомендациями, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Оформила папки-передвижки «Зачем растениям вода и свет», «Растим любознательных».
Большой популярностью у родителей пользуется раздел «О наших детях», рассказывающий о том, чего достигли дети, что они узнали в результате наблюдений, исследования, научились делать.
В разделе «Чем живет группа» рассказываю о том, какие интересные дела, проекты, конкурсы, акции, прогулки, ждут детей в этом месяце, о том, какое участие в организации этих мероприятий могут принять родители.
Дети дошкольного возраста вместе с родителями могут принять участие в таких экологических акциях, которые понятны детям, затрагивают их интересы, жизнедеятельность.
К ним, относятся, например:
- "Не рубите елочку – зеленую иголочку" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. В рамках акции дети совместно с взрослыми провели исследование «Сколько лет дереву», «Корешки у елочки».
- «Чистый город». Привлекла родителей к разработке и осуществлению исследовательского проекта «Волшебная бумага». В результате дети узнали из чего и как делают бумагу, какой вред приносит вырубка деревьев, как сам ребенок и взрослые могут помочь планете сохранить природные ресурсы – древесину, научились использовать бумажный мусор в поделках.
Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День Земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, значение для жизни всех живых существ.
Одной из перспективных форм является привлечение родителей к участию в исследовательских проектах. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает ребенку связать полученные знания с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т. е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта, что и требует от нас современная педагогика.
Одним их важных этапов в осуществлении проекта является совместная работа родителей и детей в Интернете. Благодаря «всемирной кладовой» дети и родители находят интересные материалы для решения проблем проекта. Также родители принимают участие в сборе материалов для исследований, в пополнении экспонатами выставки.
Традиционно родители принимают участие в ежегодных конкурсах: поделок из природного материала «Осенняя фантазия», «Не рубите елочку – зеленую иголочку». Дети имеют возможность закрепить и применить на практике свои знания о природных материалах, проявить творческие способности. По итогам таких конкурсов организуется выставка. Участие в таких мероприятиях сплачивают семьи, объединяют детей и взрослых в общих делах, укрепляют сотрудничество с семьей.
Дошкольный возраст – самоценный этап в формировании экологических представлений. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Совместно с родителями необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим.
Используемая литература:
А. И. Иванова. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М: ТЦ Сфера, 2004.
И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. Детское экспериментирование. М, 2003.
Н. А. Рыжова. Программа «Наш дом – природа», М, 2005.
А. И. Савенков. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002.