Папки-передвижки

Взаимодействие с родителями в формировании экологических представлений у дошкольников

Наталья Бойцова
Взаимодействие с родителями в формировании экологических представлений у дошкольников

Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления, которое необходимо начинать формировать уже в дошкольном возрасте.

Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Публикация «Взаимодействие с родителями в формировании экологических представлений у дошкольников» размещена в разделах

Целью экологического воспитания является : формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников является :

- расширение представлений о предметах и явлениях природы, о существующих взаимосвязях, правилах поведения в природе,

- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней,

- формирование основ экологического мировоззрения и культуры.

В переходный период, который переживает вся система дошкольного образования, определены новые стратегические ориентиры

- содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями.

В переходный период, который переживает вся система дошкольного образования, определены новые стратегические ориентиры

- содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями.

С точки зрения формирования экологических представлений, исследовательская деятельность, является одним из главных видов деятельности, так как ребенок в ней выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно, это главный источник представлений о мире. У детей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Все это возможно только при условии тесного взаимодействия педагога с семьей. Без сотрудничества педагога с родителями невозможно решать вопросы воспитания, развития ребёнка. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Сделать родителей непосредственными участниками педагогического процесса позволяют разнообразные формы взаимодействия :

- Педагогические беседы с родителями,

- Тематические консультации,

- Информационные стенды,

- Групповые собрания родителей,

- Участие детей и родителей в экологических акциях,

• Конкурсах,

• Исследовательских проектах.

Беседы с родителями - наиболее доступная форма установления связи с семьей. Цель бесед - оказать родителям своевременную помощь по вопросам воспитания, способствовать достижению единой точки зрения. В целях просвещения родителей по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста провожу ситуативные беседы «Наблюдаем за муравьями», «Воспитываем бережливость – бумагу зря не тратим», «Как объяснить ребенку законы природных явлений».

Тематические консультации дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей (показ фрагмента исследовательской деятельности детей – опытов с природными материалами, рассказать, как эти знания и умения влияют на формирование всесторонне развитой личности, как они необходимы для воспитания внимательности, заботливости к природе. Провела групповые консультации «Детский исследовательский проект» - знакомила родителей с поэтапной работой над исследовательскими проектами, обсуждали с родителями значение вовлечения ребенка в проектную деятельность, возможную тематику, объем работы, которую они могут выполнить дома вместе с ребенком. Во время консультации - «Комнатные растения – воспитание заботливости», родители рассказывали друг другу о комнатных растениях, которые имеются у них дома, о том, какими приемами они привлекали детей к ухаживанию за ними, делились росточками комнатных растений.

Информационные стенды

В разделе «Советы заботливым родителям» сообщаем родителям необходимую педагогическую информацию по теме экологического воспитания. Разработала цикл консультаций «Наблюдаем на прогулке», «Мир вокруг и мы». Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями рекомендовала в домашних условиях провести ряд экспериментов, опыты с природными объектами «Вода, лед, снег», «Магнетизм вокруг нас», «Приборы помощники». Опыты, проведенные совместно с родителями, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Нагляднее познакомить родителей с вопросами воспитания позволяют папки-передвижки. В них подбирается тематический материал с иллюстрациями, фотографиями и практическими рекомендациями, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Оформила папки-передвижки «Зачем растениям вода и свет», «Растим любознательных».

Большой популярностью у родителей пользуется раздел «О наших детях», рассказывающий о том, чего достигли дети, что они узнали в результате наблюдений, исследования, научились делать.

В разделе «Чем живет группа» рассказываю о том, какие интересные дела, проекты, конкурсы, акции, прогулки, ждут детей в этом месяце, о том, какое участие в организации этих мероприятий могут принять родители.

Дети дошкольного возраста вместе с родителями могут принять участие в таких экологических акциях, которые понятны детям, затрагивают их интересы, жизнедеятельность.

К ним, относятся, например:

- "Не рубите елочку – зеленую иголочку" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. В рамках акции дети совместно с взрослыми провели исследование «Сколько лет дереву», «Корешки у елочки».

- «Чистый город». Привлекла родителей к разработке и осуществлению исследовательского проекта «Волшебная бумага». В результате дети узнали из чего и как делают бумагу, какой вред приносит вырубка деревьев, как сам ребенок и взрослые могут помочь планете сохранить природные ресурсы – древесину, научились использовать бумажный мусор в поделках.

Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День Земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, значение для жизни всех живых существ.

Одной из перспективных форм является привлечение родителей к участию в исследовательских проектах. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает ребенку связать полученные знания с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т. е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта, что и требует от нас современная педагогика.

Одним их важных этапов в осуществлении проекта является совместная работа родителей и детей в Интернете. Благодаря «всемирной кладовой» дети и родители находят интересные материалы для решения проблем проекта. Также родители принимают участие в сборе материалов для исследований, в пополнении экспонатами выставки.

Традиционно родители принимают участие в ежегодных конкурсах: поделок из природного материала «Осенняя фантазия», «Не рубите елочку – зеленую иголочку». Дети имеют возможность закрепить и применить на практике свои знания о природных материалах, проявить творческие способности. По итогам таких конкурсов организуется выставка. Участие в таких мероприятиях сплачивают семьи, объединяют детей и взрослых в общих делах, укрепляют сотрудничество с семьей.

Дошкольный возраст – самоценный этап в формировании экологических представлений. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Совместно с родителями необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим.

Используемая литература:

А. И. Иванова. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М: ТЦ Сфера, 2004.

И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. Детское экспериментирование. М, 2003.

Н. А. Рыжова. Программа «Наш дом – природа», М, 2005.

А. И. Савенков. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002.

Публикации по теме:

Система работы с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Из опыта работы «Взаимодействие с семьей в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников» 1 СЛАЙД Нашему детскому саду «Березка» немногим более 38 лет. Любой его выпускник, услышав это название, может вспомнить свое пребывание.

Картотека игр на обогащение экологических представлений. Часть 1 «Наряды нашей матушки-Земли» Цель. Закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года. Материал.

Конспект НОД по формированию у детей элементарных экологических представлений Конспект НОД по формированию у детей элементарных экологических представлений. Диагностика экологических знаний. Образовательные задачи:.

Моя педагогическая концепция «Использование блоков Дьенеша в формировании логических представлений у дошкольников» Моя педагогическая концепция на тему: Использование блоков Дьенеша в формировании логических представлений у детей дошкольного возраста.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Взаимодействие ДОУ с родителями по решению проблем развития креативности дошкольников Презентация Взаимодействие ДОУ с родителями по решению проблем развития креативности дошкольников «Оттого как прошло детство, кто вел ребенка.

Развитие познавательной, творческой и общественной активности в формировании экологических представлений у дошкольниковРазвитие познавательной, творческой и общественной активности в формировании экологических представлений у дошкольников 1. Педагогический совет № 2 Развитие познавательной, творческой и общественной активности в процессе формирования экологических представлений.

Взаимодействие ДОУ с семьёй при формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является: «объединение.

Взаимодействие с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе. Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями в формировании экологических представлений у дошкольников
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 21:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД