Получи документы

Взаимодействие с родителями в формировании экологических представлений у дошкольников

Наталья Бойцова
Взаимодействие с родителями в формировании экологических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления, которое необходимо начинать формировать уже в дошкольном возрасте.

Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Публикация «Взаимодействие с родителями в формировании экологических представлений у дошкольников» размещена в разделах

Целью экологического воспитания является : формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников является :

- расширение представлений о предметах и явлениях природы, о существующих взаимосвязях, правилах поведения в природе,

- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней,

- формирование основ экологического мировоззрения и культуры.

В переходный период, который переживает вся система дошкольного образования, определены новые стратегические ориентиры

- содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями.

В переходный период, который переживает вся система дошкольного образования, определены новые стратегические ориентиры

- содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями.

С точки зрения формирования экологических представлений, исследовательская деятельность, является одним из главных видов деятельности, так как ребенок в ней выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно, это главный источник представлений о мире. У детей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Все это возможно только при условии тесного взаимодействия педагога с семьей. Без сотрудничества педагога с родителями невозможно решать вопросы воспитания, развития ребёнка. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Сделать родителей непосредственными участниками педагогического процесса позволяют разнообразные формы взаимодействия :

- Педагогические беседы с родителями,

- Тематические консультации,

- Информационные стенды,

- Групповые собрания родителей,

- Участие детей и родителей в экологических акциях,

• Конкурсах,

• Исследовательских проектах.

Беседы с родителями - наиболее доступная форма установления связи с семьей. Цель бесед - оказать родителям своевременную помощь по вопросам воспитания, способствовать достижению единой точки зрения. В целях просвещения родителей по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста провожу ситуативные беседы «Наблюдаем за муравьями», «Воспитываем бережливость – бумагу зря не тратим», «Как объяснить ребенку законы природных явлений».

Тематические консультации дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей (показ фрагмента исследовательской деятельности детей – опытов с природными материалами, рассказать, как эти знания и умения влияют на формирование всесторонне развитой личности, как они необходимы для воспитания внимательности, заботливости к природе. Провела групповые консультации «Детский исследовательский проект» - знакомила родителей с поэтапной работой над исследовательскими проектами, обсуждали с родителями значение вовлечения ребенка в проектную деятельность, возможную тематику, объем работы, которую они могут выполнить дома вместе с ребенком. Во время консультации - «Комнатные растения – воспитание заботливости», родители рассказывали друг другу о комнатных растениях, которые имеются у них дома, о том, какими приемами они привлекали детей к ухаживанию за ними, делились росточками комнатных растений.

Информационные стенды

В разделе «Советы заботливым родителям» сообщаем родителям необходимую педагогическую информацию по теме экологического воспитания. Разработала цикл консультаций «Наблюдаем на прогулке», «Мир вокруг и мы». Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями рекомендовала в домашних условиях провести ряд экспериментов, опыты с природными объектами «Вода, лед, снег», «Магнетизм вокруг нас», «Приборы помощники». Опыты, проведенные совместно с родителями, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Нагляднее познакомить родителей с вопросами воспитания позволяют папки-передвижки. В них подбирается тематический материал с иллюстрациями, фотографиями и практическими рекомендациями, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Оформила папки-передвижки «Зачем растениям вода и свет», «Растим любознательных».

Большой популярностью у родителей пользуется раздел «О наших детях», рассказывающий о том, чего достигли дети, что они узнали в результате наблюдений, исследования, научились делать.

В разделе «Чем живет группа» рассказываю о том, какие интересные дела, проекты, конкурсы, акции, прогулки, ждут детей в этом месяце, о том, какое участие в организации этих мероприятий могут принять родители.

Дети дошкольного возраста вместе с родителями могут принять участие в таких экологических акциях, которые понятны детям, затрагивают их интересы, жизнедеятельность.

К ним, относятся, например:

- "Не рубите елочку – зеленую иголочку" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. В рамках акции дети совместно с взрослыми провели исследование «Сколько лет дереву», «Корешки у елочки».

- «Чистый город». Привлекла родителей к разработке и осуществлению исследовательского проекта «Волшебная бумага». В результате дети узнали из чего и как делают бумагу, какой вред приносит вырубка деревьев, как сам ребенок и взрослые могут помочь планете сохранить природные ресурсы – древесину, научились использовать бумажный мусор в поделках.

Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День Земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, значение для жизни всех живых существ.

Одной из перспективных форм является привлечение родителей к участию в исследовательских проектах. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает ребенку связать полученные знания с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т. е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта, что и требует от нас современная педагогика.

Одним их важных этапов в осуществлении проекта является совместная работа родителей и детей в Интернете. Благодаря «всемирной кладовой» дети и родители находят интересные материалы для решения проблем проекта. Также родители принимают участие в сборе материалов для исследований, в пополнении экспонатами выставки.

Традиционно родители принимают участие в ежегодных конкурсах: поделок из природного материала «Осенняя фантазия», «Не рубите елочку – зеленую иголочку». Дети имеют возможность закрепить и применить на практике свои знания о природных материалах, проявить творческие способности. По итогам таких конкурсов организуется выставка. Участие в таких мероприятиях сплачивают семьи, объединяют детей и взрослых в общих делах, укрепляют сотрудничество с семьей.

Дошкольный возраст – самоценный этап в формировании экологических представлений. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Совместно с родителями необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим.

Используемая литература:

А. И. Иванова. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М: ТЦ Сфера, 2004.

И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. Детское экспериментирование. М, 2003.

Н. А. Рыжова. Программа «Наш дом – природа», М, 2005.

А. И. Савенков. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002.

Публикации по теме:

Система работы с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Из опыта работы «Взаимодействие с семьей в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников» 1 СЛАЙД Нашему детскому саду «Березка» немногим более 38 лет. Любой его выпускник, услышав это название, может вспомнить свое пребывание.

Картотека игр на обогащение экологических представлений. Часть 1 «Наряды нашей матушки-Земли» Цель. Закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года. Материал.

Конспект НОД по формированию у детей элементарных экологических представлений Конспект НОД по формированию у детей элементарных экологических представлений. Диагностика экологических знаний. Образовательные задачи:.

Моя педагогическая концепция «Использование блоков Дьенеша в формировании логических представлений у дошкольников» Моя педагогическая концепция на тему: Использование блоков Дьенеша в формировании логических представлений у детей дошкольного возраста.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Взаимодействие ДОУ с родителями по решению проблем развития креативности дошкольников Презентация Взаимодействие ДОУ с родителями по решению проблем развития креативности дошкольников «Оттого как прошло детство, кто вел ребенка.

Развитие познавательной, творческой и общественной активности в формировании экологических представлений у дошкольниковРазвитие познавательной, творческой и общественной активности в формировании экологических представлений у дошкольников 1. Педагогический совет № 2 Развитие познавательной, творческой и общественной активности в процессе формирования экологических представлений.

Взаимодействие ДОУ с семьёй при формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является: «объединение.

Взаимодействие с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе. Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями в формировании экологических представлений у дошкольников
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 21:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие с родителями в формировании экологических представлений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бойцова (УИ 832771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД