Римма Абдулова
Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Заботясь о благе семьи, делая все для ее укрепления, общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание маленького гражданина. Но далеко не каждый родитель понимает важность возложенной на него задачи. История семьи доказала : чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует.
Публикация «Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании ребенка,» размещена в разделах
Еще совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая обоих родителей, тем больше у них возможности правильно воспитывать своих детей. Сегодня большинство родителей не осознают в полной мере той ответственности, которая стоит перед ними за жизнь и здоровье подрастающего поколения.
Все больше семей получают статус неполной семьи : зачастую это матери-одиночки, воспитывающие одного ребенка. Как правило в такой семье существует только однобокое воспитание : влияние отца минимально, либо такого не существует. Соответственно мама ребенка больше заботиться о его материальном благополучии нежели о духовно-нравственном воспитании.
В соответствии с этим изменяется позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Очевидна важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог ДОУ выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей.
Каковы же сегодня насущные проблемы семьи?
Она концентрируется вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи.
Чаще всего – в рабочую неделю – общение матери и ребенка сводится к утреннему подъему, походу в детский сад, возвращение из детского сада, ужин, купание, отбой. В беседах с родителями я выявила, что очень немногие беседуют со своими детьми вечерами, читают им книги, играют в спокойные игры. Как правило, родители устали, им нет дела до нужд и интересов детей. Моя задача, как педагога, научить родителей правильно и с пользой проводить время с ребенком. Я провожу консультации родителей на тему «беседы по дороге домой», даю родителям задания «беседа по теме недели», предлагаю им домашние игры, в которые можно играть с ребенком, не отрываясь от домашних дел (уборка, приготовление пищи, купание ребенка). Такие тематические вечера можно проводить в течении рабочей недели. Но в выходные я предлагаю родителям отложить все дела хотя бы на полдня и провести с ребенком прогулку выходного дня. Поиграть в парке, на речке; провести экскурсию по городу. Ребенок оценит внимание родителей. Такие прогулки оставляют у ребенка массу положительных впечатлений. Дети, приходя в детский сад, с радостью рассказывают о своем времяпрепровождении детям и воспитателям.
Все чаще ДОУ предлагает родителям участие в конкурсах и выставках совместного творчества детей и родителей: конкурс поделок из овощей, фруктов и бросового материала «Дары осени», смотр-конкурс «Елочка-красавица». Я привлекаю родителей к участию в итоговом мероприятии по теме недели: выставка фотографий, выставка поделок и рисунков по теме недели, участие в организации праздников и т. д.
Перед родительским собранием был проведен небольшой эксперимент: дети отвечали на вопросы (ответы записали на видеокамеру) : «Что тебя радует?», «Что тебя огорчает?», «Что самое красивое на свете?»; рисовали на тему «Моя семья». Затем организовали выставку детских рисунков, а во время родительского собрания показали родителям отснятый фильм про их детей. Для многих родителей рисунки и ответы детей стали полной неожиданностью. Родители одевали, кормили, ласкали детей, но не знали, о чем он думает, что его огорчает, чему он радуется.
Растут дети, и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства. Научить этому отцов и матерей – наипервейшая задача педагогов-воспитателей.
Литература:
1. Воспитателю о работе с семьей : пособие для воспитателя дет сада/ Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др. ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989. – 192с. : ил.
2. Островская Л. Ф. / Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987. – 144 с.