Юлия Николаевна Гуркович
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: словесно-логического мышления, двигательная активность, мелкая моторика, дошкольники с общими нарушениями речи, совместная работа логопеда и музыкального руководителя.
Аннотация: В статье приводятся данные исследований взаимодействия логопеда и музыкального руководителя в ДОУ, раскрываются особенности проектирования логоритмических занятий, представляющих собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Приводятся данные констатирующего эксперимента.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Коррекционная помощь детям дошкольного возраста с выявленными проблемами общего недоразвития речи является одним из перспективных направлений коррекционной педагогики. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации и Всемирной организации здравоохранения нарушения речи выявляются более чем у 30 % детей различных периодов дошкольного детства. Не выявленные и не скорректированные вовремя эти нарушения у 68 % дошкольников закрепляются и зачастую переходят в определенные речевые патологии, которые требуют уже специализированной помощи. Впоследствии в младшем школьном возрасте 20–30 % детей имеют различные проблемы общего недоразвития речи.
В современной логопедической науке подчеркивается необходимость выявления, корректировки устранения возникающих дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, в соответствии с онтогенетическим процессом развития речевой деятельности. Это обусловлено тем, что любое нарушение речи в той или иной степени, не выявленное и не скорректированное вовремя, может отразиться не только на дальнейшем речевом развитии ребенка, но и на его поведении и деятельности. Как показывают исследования, для дошкольников с ОНР характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса; их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
В научной литературе наличествуют различные работы, посвященные преодолению различных проблем развития ОНР по отдельности (звукопроизношения, словаря, слоговой структуры слова, грамматической стороны речи и др.); с учетом специфики формирования определенных высших психических функций, эмоционально-волевой сферы. Вместе с тем, именно комплексный подход к решению проблем ОНР является эффективным средством в контексте общего развития ребенка, что и входит в задачи функционирования дошкольных организаций.
По данным психологических исследований, речевое развитие ребенка тесно связано с его двигательной активностью: точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. В этом плане, высоким коррекционным потенциалом в контексте данной обладает логоритмика, органично сочетающая логопедическо-дефектологическую и музыкально-ритмическую деятельность. В ее основе лежит принцип сочетания музыки, движения и слова.
Занятия логоритмикой имеют в своей основе принцип комплексности, поскольку они способствуют всестороннему развитию ребенка, совершенствованию его речи, овладению двигательными навыками, умению ориентироваться в окружающем мире, пониманию смысла предлагаемых заданий, становлению способности преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Огромную роль на таких занятиях играют совместная работа логопеда и музыкального руководителя. Благодаря такому тандему достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций у дошкольников, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Учитель-логопед и музыкальный руководитель в своей работе реализуют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях, а также всесторонне развивают личность дошкольника.
Совокупная коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. В связи с этим достигаются не только коррекционные цели, но и повышается эффективность в развитии неречевых и речевых функций, а это в свою очередь способствует более интенсивной адаптации детей.
Благодаря такой интегрированной деятельности и взаимодействию, развитие речи у дошкольников идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Важно учитывать, что единые требования к проведению совместных занятий с детьми с ОНР должны строиться на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.
Совместная коррекционно-образовательная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя ДОО опирается на ряд основных задач:
– оздоровительные;
– образовательно-воспитательные;
– коррекционные.
Организация пребывания дошкольников в ДОУ, а также правильное распределении нагрузки в течении дня и преемственность в работе логопеда, музыкального руководителя и других специалистов являются основой коррекционной работы. Вся методическая литература, пособия и репертуар для коррекционных занятий, музыкальный руководитель и учитель-логопед подбирают и составляют вместе.
Специалисты осуществляют свою работу по трем направлениям:
– диагностическое;
– коррекционно-развивающее;
– информационно-консультативное.
Предъявляют единые требования к проведению интегрированных занятий с детьми, руководствуясь следующими принципами:
1. Принципы построения совместной коррекционно-развивающей деятельности :
– занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.
– занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
2. Принцип всестороннего воздействия.
3. Принцип доступности и индивидуального подхода:
– содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
4. Принцип наглядности.
5. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед :
– постановка диафрагмально-речевого дыхания;
– укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
– формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
– коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
– развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
– совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
– обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
– обучение умению связно выражать свои мысли;
– развитие психологической базы речи;
– совершенствование мелкой моторики;
– участие учителя-логопеда в режимных моментах.
Музыкальный руководитель :
Развитие и формирование:
– слухового внимания и слуховой памяти;
– оптико-пространственных представлений;
– зрительной ориентировки на собеседника;
– координации движений;
– умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
– темпа и ритма дыхания и речи;
– орального праксиса;
– просодики;
– фонематического слуха.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами :
– планирование взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
– совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
– участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
– составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.
– выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи.
– использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
На интегрированных занятиях широко используется ряд упражнений:
– для развития основных движений;
– мелких мышц руки;
– активизации внимания;
–воспитания чувства музыкального ритма;
– ориентировки в пространстве;
– развития «мышечного чувства».
Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы.
Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.
Проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.
Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, создает предпосылки для эффективной коррекции имеющихся нарушений речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в дальнейшем. Добиться стойкого положительного результата в коррекционной работе с детьми всегда сложно, но вполне осуществимо, если изменить форму и содержание непосредственно образовательной деятельности, использовать интегрированные виды ее организации и проведения.
Таким образом, введение ФГОС дошкольного образования создает уникальную возможность повысить эффективность коррекционно- образовательной процесса в ДОУ, а интегрированный подход является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья.
Совместная работа музыкального руководителя и логопеда дает высокие результаты коррекции развития детей с ОНР. Логоритмические занятия, в свою очередь, не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику: оказывают влияние на общий тонус, моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга, развивают внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память (зрительную, слуховую и моторную).
Список использованных источников
1. Арефьева З. А., Подобед С. О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ. Логопед, 2004.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб. : Издательство «Лань»,2010.
3. Журавель Н. И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. М. : «ТЦ Сфера», 2008.
4. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000г.
5. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
6. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Под ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М. : АРКТИ, 2002.
7. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / М. А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
8. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М. : «ТЦ Сфера», 2003.