МААМ-картинки

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми с ОНР

Юлия Николаевна Гуркович
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Ключевые слова: словесно-логического мышления, двигательная активность, мелкая моторика, дошкольники с общими нарушениями речи, совместная работа логопеда и музыкального руководителя.

Аннотация: В статье приводятся данные исследований взаимодействия логопеда и музыкального руководителя в ДОУ, раскрываются особенности проектирования логоритмических занятий, представляющих собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Приводятся данные констатирующего эксперимента.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах

Коррекционная помощь детям дошкольного возраста с выявленными проблемами общего недоразвития речи является одним из перспективных направлений коррекционной педагогики. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации и Всемирной организации здравоохранения нарушения речи выявляются более чем у 30 % детей различных периодов дошкольного детства. Не выявленные и не скорректированные вовремя эти нарушения у 68 % дошкольников закрепляются и зачастую переходят в определенные речевые патологии, которые требуют уже специализированной помощи. Впоследствии в младшем школьном возрасте 20–30 % детей имеют различные проблемы общего недоразвития речи.

В современной логопедической науке подчеркивается необходимость выявления, корректировки устранения возникающих дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, в соответствии с онтогенетическим процессом развития речевой деятельности. Это обусловлено тем, что любое нарушение речи в той или иной степени, не выявленное и не скорректированное вовремя, может отразиться не только на дальнейшем речевом развитии ребенка, но и на его поведении и деятельности. Как показывают исследования, для дошкольников с ОНР характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса; их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

В научной литературе наличествуют различные работы, посвященные преодолению различных проблем развития ОНР по отдельности (звукопроизношения, словаря, слоговой структуры слова, грамматической стороны речи и др.); с учетом специфики формирования определенных высших психических функций, эмоционально-волевой сферы. Вместе с тем, именно комплексный подход к решению проблем ОНР является эффективным средством в контексте общего развития ребенка, что и входит в задачи функционирования дошкольных организаций.

По данным психологических исследований, речевое развитие ребенка тесно связано с его двигательной активностью: точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. В этом плане, высоким коррекционным потенциалом в контексте данной обладает логоритмика, органично сочетающая логопедическо-дефектологическую и музыкально-ритмическую деятельность. В ее основе лежит принцип сочетания музыки, движения и слова.

Занятия логоритмикой имеют в своей основе принцип комплексности, поскольку они способствуют всестороннему развитию ребенка, совершенствованию его речи, овладению двигательными навыками, умению ориентироваться в окружающем мире, пониманию смысла предлагаемых заданий, становлению способности преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Огромную роль на таких занятиях играют совместная работа логопеда и музыкального руководителя. Благодаря такому тандему достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций у дошкольников, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Учитель-логопед и музыкальный руководитель в своей работе реализуют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях, а также всесторонне развивают личность дошкольника.

Совокупная коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. В связи с этим достигаются не только коррекционные цели, но и повышается эффективность в развитии неречевых и речевых функций, а это в свою очередь способствует более интенсивной адаптации детей.

Благодаря такой интегрированной деятельности и взаимодействию, развитие речи у дошкольников идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Важно учитывать, что единые требования к проведению совместных занятий с детьми с ОНР должны строиться на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.

Совместная коррекционно-образовательная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя ДОО опирается на ряд основных задач:

– оздоровительные;

– образовательно-воспитательные;

коррекционные.

Организация пребывания дошкольников в ДОУ, а также правильное распределении нагрузки в течении дня и преемственность в работе логопеда, музыкального руководителя и других специалистов являются основой коррекционной работы. Вся методическая литература, пособия и репертуар для коррекционных занятий, музыкальный руководитель и учитель-логопед подбирают и составляют вместе.

Специалисты осуществляют свою работу по трем направлениям:

– диагностическое;

коррекционно-развивающее;

– информационно-консультативное.

Предъявляют единые требования к проведению интегрированных занятий с детьми, руководствуясь следующими принципами:

1. Принципы построения совместной коррекционно-развивающей деятельности :

– занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.

– занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

2. Принцип всестороннего воздействия.

3. Принцип доступности и индивидуального подхода:

– содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед :

– постановка диафрагмально-речевого дыхания;

– укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

– формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

– развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

– совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

– обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

– обучение умению связно выражать свои мысли;

– развитие психологической базы речи;

– совершенствование мелкой моторики;

– участие учителя-логопеда в режимных моментах.

Музыкальный руководитель :

Развитие и формирование:

– слухового внимания и слуховой памяти;

– оптико-пространственных представлений;

– зрительной ориентировки на собеседника;

– координации движений;

– умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

– темпа и ритма дыхания и речи;

– орального праксиса;

– просодики;

– фонематического слуха.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами :

– планирование взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.

– совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

– участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

– составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.

– выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи.

– использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

На интегрированных занятиях широко используется ряд упражнений:

– для развития основных движений;

– мелких мышц руки;

– активизации внимания;

–воспитания чувства музыкального ритма;

– ориентировки в пространстве;

– развития «мышечного чувства».

Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы.

Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.

Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, создает предпосылки для эффективной коррекции имеющихся нарушений речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в дальнейшем. Добиться стойкого положительного результата в коррекционной работе с детьми всегда сложно, но вполне осуществимо, если изменить форму и содержание непосредственно образовательной деятельности, использовать интегрированные виды ее организации и проведения.

Таким образом, введение ФГОС дошкольного образования создает уникальную возможность повысить эффективность коррекционно- образовательной процесса в ДОУ, а интегрированный подход является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья.

Совместная работа музыкального руководителя и логопеда дает высокие результаты коррекции развития детей с ОНР. Логоритмические занятия, в свою очередь, не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику: оказывают влияние на общий тонус, моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга, развивают внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память (зрительную, слуховую и моторную).

Список использованных источников

1. Арефьева З. А., Подобед С. О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ. Логопед, 2004.

2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб. : Издательство «Лань»,2010.

3. Журавель Н. И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. М. : «ТЦ Сфера», 2008.

4. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000г.

5. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.

6. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Под ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М. : АРКТИ, 2002.

7. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / М. А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

8. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М. : «ТЦ Сфера», 2003.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я — музыкальная семья» Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я – музыкальная семья» Идея проекта:.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми с ОНР
Опубликовано: 7 февраля 2023 в 20:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Николаевна Гуркович (УИ 567948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД