МААМ-картинки

Эффективные практики психолого-педагогического сопровождения и реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе СПО

Аристархова Ольга
Эффективные практики психолого-педагогического сопровождения и реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе СПО

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Ивановский радиотехнический техникум интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

(ФКПОУ «ИвРТТИ» Минтруда России)

Эффективные практики психолого-педагогического сопровождения и реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе среднего профессионального образования.

Аристархова О. А., педагог-психолог, к. пс. н.

Публикация «Эффективные практики психолого-педагогического сопровождения и реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе СПО» размещена в разделах

Ключевые слова: умственный и эмоциональный интеллект, нейробика, уникальный эмоциональный опыт, психологические возможности человека.

Психологическая культура, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств окружающих людей, умение строить отношения с окружающими, уважая их права и отстаивая свои права конструктивным способом – все это относится к необходимым компонентам личности современного человека.

Проблемы здоровья детей с ОВЗ, обеспечение условий их успешной социализации, адаптации и создание равных стартовых возможностей определены как наиболее важные и актуальные в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности [1].

Одним из приоритетов развития современного профессионального образования в отношении студентов с инвалидностью и ОВЗ является обеспечение качественного образования в течение всей жизни.

Основная цель психолого-педагогического сопровождения и реабилитации инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями в профессиональных образовательных организациях это создание специальных условий, направленных на обеспечение доступности профессионального образования.

Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и ЛОВЗ в процессе профессионального обучения включает в себя различные направления, такие как: консультирование, психокоррекционная работа, психологическое сопровождение, психодиагностика для определения маршрута психологической реабилитации, психологическое просвещение, развитие коммуникативных навыков, которые влияют на улучшение психофизического состояния студентов и успеха их интеграции в обществе.

Одной из важнейших педагогических задач нашего техникума является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.

Диагностическая работа служит средством информационного обеспечения педагогического коллектива о вновь прибывших студентах и всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению.

На этом этапе проводится психодиагностическое обследование всех групп первокурсников с целью выявления студентов, испытывающих трудности в адаптации к новой образовательной и социальной среде. В своей работе мы используем следующие диагностические методики: Г. Айзенка «Самооценки психических состояний», «Самооценка психологической адаптивности», «Шкала тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина», методика по определению ведущего способа восприятия информации диагностическая анкета "Уровень адаптации студента к техникуму", тесты по определению развития волевых и коммуникативных качеств.

Результаты диагностики позволяют провести первичное ознакомление с возможными трудностями в обучении и адаптации у студентов и создать положительную установку студентов на дальнейшее обучение, повысить их мотивированность, заинтересованность, настроить на достижение успеха.

Студенты с ОВЗ и инвалидностью должны приспособиться к этому миру на своих условиях, с учетом их возможностей, но это не избавляет их от того, чтобы познать себя, свои психологические ресурсы : развивать умение учиться, разбираться в своих эмоциях, желаниях.

Психолого-педагогическая служба РТТИ создает условия для нахождения и развития такого ресурса обучающихся, как психологические возможности человека.

В техникуме разработаны и действуют программы по развитию мыслительных операций «Нейробика», программа самопознания и развития эмоционального интеллекта «Уникальный опыт».

В условиях пандемии и дистанционного обучения появилось два главных вопроса: как самоорганизоваться и управлять своими эмоциями. Оказалось, что навык умения учиться, развит, далеко не у всех студентов.

Программа «Нейробика», включат диагностику развития мыслительных операций: аналогии, классификация, обобщения. По итогам диагностики мыслительных операций у студентов, меньше всего развито умение обобщать. Лучше удается - проведение аналогий. Программа состояла из 10 занятий. Тренировка навыков обобщать, проводить аналогии, классифицировать проходила с учетом понятий профессии радиомеханика. Для успешного освоения материала, студенты составляли интеллект – карты.

Нейробика – это развитие интеллекта другим, не традиционным способом для стимуляции развития нейронной сети. Например: ярмарка идей использования профессии радиомеханика в других профессиях, или применение нейрографики в поиске ответов на личностные вопросы. У подавляющего числа студентов положительная динамика развития мыслительных операций после годичный программы ее осуществления.

Для стабилизации эмоциональной сферы разработана программа по развитию эмоционального интеллекта «Уникальный опыт». ЭИ в концепции Н. Холла включает в себя следующие составляющие: эмоциональную осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивацию, эмпатию, понимание эмоций других людей. Результатом развития ЭИ является: умение распознавать эмоцию, установить какую эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти ей словесное выражение, понимать причины, вызывающие данную эмоцию и следствие к которым она приведет.

Учитывая особенности студентов с ОВЗ и инвалидов : нестабильную самооценку, потребность в коллективе и найти более здоровый коллектив, переполненность не проработанными эмоциями, чувство взрослости и отказ от ответственности, программа составлена как коррекционно-развивающая.

Коррекционной, потому что требует исправления некоторых недостатков, например: повышенного уровня эгоизма, агрессивности. Развивающей программой, потому, что способствует направленному повышению уровня контроля интенсивности эмоций, нахождение словесного выражения их и тд.

На данный период времени проведено три этапа программы:

-диагностика эмоционального интеллекта способом теста Н. Холла «Оценка эмоционального состояния»; цель – определение уровня ЭИ;

-просветительский модуль «Эмоции как способ познания мира», форма осуществления – «марафон эмоций»; цель –знакомство с миром эмоций;

-развивающий модуль включает визуально-музыкальную терапию «Гармония», форма реализации –визуальная и музыкотерапия с помощью акустической кровати –тренажера «Гармония»; цель – снижения высокого уровня тревожности;

Промежуточные результаты:

1. По итогам диагностики, у студентов данной выборки ЭИ равен среднему показателю, ближе к границе низкого уровня. Низкий уровень имеют 43% студентов, 36% имеют средний уровень и 21% -высокий. Самым слабым местом из всех показателей ЭИ является «умение управлять эмоциями». Лучше всего развита самомотивация. Эмпатия и распознавание эмоций других – средний уровень. Самым высоким показателем – эмоциональная осведомленность. Если сравнивать результаты диагностики умственного интеллекта и эмоционального, то умственный интеллект у студентов нашего техникума выше эмоционального. Данное расхождение связано с тем, что на развитие «УИ» работает вся система образования, развитие «ЭИ» недооценивается ни в культуре, ни в образовании.

2. Марафон эмоций вскрыл глубинные психологические защиты подростков, юношей и девушек от изучения своего внутреннего мира. Они, как черепахи в своем панцире, редко высовуют голову, чтобы соотнести свои эмоции с эмоциями других. В рефлексии упражнений на вопрос: «Что чувствовал?», отвечают: «Нормально, или хорошо, или не знаю». Более откровенны в проективных методиках «Нарисуй свое чувство». И тут открывается интересный уникальный мир. Например: «Испытываю чувство коммунизма – это когда всем плохо», «Испытываю чувство взрослости – это когда одновременно необходимо решать сто вопросов», «Испытываю эмоцию восторга и блаженства, это когда и погода хорошая, и стипендия пришла и еще и влюбился». Поэтому, снятие неадекватных психологических защит, которые мешают видеть реальность не традиционными методами способствует развитию реабилитации и адаптации студентов.

3. До прохождения музыкальной психотерапии 12 человек переживали отрицательные эмоции, 8ч. – оставались равнодушными. После прохождения –положительные эмоции испытали 18ч., остались равнодушными -2ч. Свое состояние студенты после музыкальной терапии описали метафорами-ассоциациями: «Неожиданная радость», «Летнее деревенское утро», «Рассвет», «Ленивец», «Весна» и др. Те участники программы, что не смогли изменить свое эмоциональное состояние к лучшему, испытывают сопротивление к вмешательству психолога в их внутренний мир и согласились на участие в программе из-за вежливости. Уменьшение тревоги отмечено у половины участников программы.

Опыт работы со студентами с ОВЗ и инвалидностью позволяет сделать вывод, что эффективность психолого-педагогических практик в области развития умственного и эмоционального интеллекта значительно заметнее, благодаря нестандартным приемам, упражнениям, которые снимают психологические защиты и помогают студенту самому проникнуть в свой уникальный внутренний мир, познакомиться с ним и поставить на службу своей адаптации в обществе. В конечном счете, самопознание и самопринятие, исцеляет душу человека значительно лучше и независимо от принятия и или непринятия других.

Эффективные практики психолого-педагогического сопровождения и реабилитации инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями в профессиональных образовательных организациях позволяют создать психологически комфортные условия для эмоционально-личностной сферы, развития познавательных процессов у обучающихся и создают условия для их социализации в обществе.

Литература:

1. Зайцев Д. В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа https://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml

2. Рудакова, В. Ю. Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях СПО и НПО / В. Ю. Рудакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 243-244. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6395/ ( дата обращения: 16.10.2020).

3. Василюк Ф. Е. Психология переживаний. М. 1984.-с. 25-30.

4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он значит более, чем IQ.

5. ООО «Манн, Иванов и Фербер. 2018,-с. 9-10.

6. Дехтяр И. Г. Психотерапевтические мишени в психотерапии. Ростов – на-Дону:Минитайп,2005.-с. 29,с-37.

7. Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей. М. 1995,с. 14.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Правила этикета при общении с Людьми с ИнвалидностьюПравила этикета при общении с Людьми с Инвалидностью ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ. Долгое время в нашей стране, не было правил культурного общения с инвалидами, скажу.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные практики психолого-педагогического сопровождения и реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе СПО
Опубликовано: 23 сентября 2021 в 14:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД