наталия уколова
Экологическая статья для родителей «Как научить ребёнка беречь природу?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребенка беречь природу?
В окружающем нас социуме все более явным становится негативное отношение к миру, к действительности, к природе. Молодое поколение России оказалось сейчас в сложной ситуации, когда «выбиты» старые идеалы, а новых просто нет. Поэтому оно ищет выход в негативных действиях (наркомания, жестокость и т. д.). Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их жизнь. Вот почему сегодня процессу воспитания принадлежит главная роль. Воспитательное пространство огромно. Оно вбирает в себя семью и школу, учреждения культуры и дополнительного образования, а также средства массовой информации.
Публикация «Экологическая статья для родителей „Как научить ребёнка беречь природу?“» размещена в разделах
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В этой ситуации остро встает проблема экологического воспитания, образования, просвещения. Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Главная его задача – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и природы на первое место. Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику.
Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться, но и созидание (выращивать, защищать, охранять).
Экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Если с самого детства вы будете воспитывать их в ключе любви и уважения к природе, то и в будущем они вырастут хорошими, чуткими и неравнодушными людьми.
Очень важно научить ребенка правильному обращению с растениями, животными. Объясните, что нельзя причинять животным вред, ведь они чувствуют такую же боль, что и человек; нельзя топтать, ломать и рвать растения. Но слово «нельзя» надо произнести твердо, аргументированно: цветочки мать-и-мачехи — это же маленькие солнышки! В городе так мало травы и цветов! Не стоит делать так, чтобы их становилось ещё меньше. Бабочки очень красивы. Летающие цветы! Но только когда они действительно летают, а не когда их накалывают на булавки. Обратите внимание, как редко можно увидеть красивых бабочек: махаон, павлиний глаз, траурница — чудеса нашего детства. Куда они делись? И нужно настойчиво и последовательно пресекать попытки маленьких детей давить то, что оказывается у них под ногами. Взрослые зачастую сами виноваты. Увидев, что ребенок взял в руки червя, они кричат: «Брось эту гадость!» В ребенке ещё чувство брезгливости не сформировано. И это очень хорошо. Но если червяк — гадость, с ним нужно поступать соответственно: бросить и раздавить. Взрослые, может быть, этого и не хотели. Просто не справились с «естественными» эмоциями. Но последствия у такого «эмоционального срыва» очень неприятные.
Больше ходите пешком с ребенком. При правильном планировании дня и покупок, вы сами станете меньше ездить на общественном транспорте на машине. Научите ребенка принимать душ, чистить зубы, мыть фрукты и овощи, спускать воду в туалете, расходуя минимальное количество воды. Объясните ребенку, что такое электричество, откуда оно берется, и, почему его нужно беречь. Попросите ребенка выключать за собой свет, если он выходит из помещения. Посоветуйте ему также не зажигать свет днем, когда естественного солнечного света достаточно для игры или учебы.
Расскажите ребенку, что мусор нужно выбрасывать только в урны, а не бросать на улице под ноги. Покажите ребенку какую-то свалку и спросите, нравиться ли ему, ответ очевиден. Собирайте и сортируйте вместе с ребенком ненужные газеты, журналы и рекламные брошюры. Вы можете превратить это занятие в своего рода игру, за участие в которой ребенка можно поощрить небольшим подарком. Объясните ребенку, для чего нужна переработка мусора и как это помогает сохранять наш мир более чистым. Сделайте акцент на том, что каждый человек может подарить вещи «вторую жизнь», если будет сдавать ненужный ему мусор во вторсырье. Сортируйте и относите с ребенком разные виды мусора в пункты приема стекла, бумаги.
Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Знакомясь с природой, дети проводят посильную работу на земельном участке. Прогулки на свежем воздухе, игры на природе, экскурсии, походы и наблюдения за природными явлениями развивают детей физически и укрепляют их здоровье. Ходите с ребенком по лесу по парку и обязательно рассказывайте, что нельзя зря рвать цветы или топтать траву. Покажите малышу лечебные растения и объясните, какую пользу они приносят человеку. Для того, чтобы дети бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой. Необходимо те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с родной природой, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т. д.
Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. Ребенок, видящий красоту природы, познавшим заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям. Но вообще-то нужно сказать, что тема «охраны природы» достаточно сложна, потому что не допускает никакой слащавости и излишнего пафоса. Начнешь о чём-нибудь с пафосом рассуждать, а тут из-под плиты выползает таракан — представитель многообразия животного мира… Тараканы, мыши, крысы — это синантропы, сопутствующие человеку животные. Они живут рядом с людьми. А люди с ними рядом жить не хотят. Таких животных обычно уничтожают. Но лучше не делать этого в присутствии детей. Не устраивать коллективную травлю какой-нибудь мышки или даже крысы на глазах у ребёнка. Это вызывает у него неоднозначные эмоции. А иногда может сильно травмировать. Если же придется все-таки отвечать на вопросы детей, можно попробовать объяснить: в домашних условиях некоторые животные становятся переносчиками различных опасных инфекций, могут нанести дому ущерб. Мыши, к примеру, в состоянии перегрызть проводку, что может стать причиной пожара. Поэтому люди стараются освободиться от таких «соседей». Однако где обычно заводятся крысы и тараканы? В заваленных хламом, сырых подвалах, на неопрятных помойках, с которых вовремя не вывозится мусор, во дворах с кучами пищевых отходов. Все это — настоящие крысиные и тараканьи кормушки. А любые животные начинают усиленно размножаться, если это позволяет «кормовая база». То есть грязь, которую разводят люди. Не хочешь помогать размножаться тараканам - научись не мусорить…
Найти золотую середину между приторной словесной сентиментальностью и практическим её аспектом довольно сложно. Но важно, потому что тогда только и можно правильно воспитывать детей.