Людмила Полякова
Экологическая викторина «Кто больше знает о птицах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение и систематизация представлений детей о птицах : особенностях их внешнего вида, образа жизни, повадок, среды обитания.
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Закрепить и систематизировать знания детей о птицах : диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих и болотных.
Совершенствовать умение различать их, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение.
Образовательная область «Речевое развитие»
Публикация «Экологическая викторина „Кто больше знает о птицах?“» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение составлять рассказы о предмета, активизировать природоведческий словарь детей.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Воспитывать в детях заботливое отношение к птицам, прививать любовь к живой природе.
Образовательная область «Художественное – эстетическое развитие»
Развивать предпосылки ценностно – смыслового восприятия и понимания мира природы.
Материалы: кассета с пением птиц, плакат с изображением дерева, карточки с изображением птиц, виды моря, пруда, болота, плоскостные изображения птиц, маска воробья.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Ребята, хотели бы вы принять участие в викторине? А что такое викторина? А вот о ком, эта викторина вы узнаете, если отгадаете загадку.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)
(Дети отгадывают загадку.)
- Давайте насладимся их замечательным пением и получим заряд бодрости (воспитатель включает кассету с пением птиц).
- А называется наша викторина “Кто лучше знает птиц?”. Поэтому у нас с вами и столы стоят так необычно (буквой V). На что это похоже? (на крылья, птицу, стаю птиц).
- Вы уже разделились на две команды: «Снегири» и «Синички». Все будут участвовать в викторине, отвечать на вопросы и выполнять задания, за каждый конкурс или правильно выполненное задание команды получат вот такой силуэт птички – воробья. В конце викторины капитаны команд прикрепят своих воробышков на нарисованную берё зу: «снегири» с правой стороны, а «синички» - с левой. У какой команды будет воробышков больше, та знает птиц лучше.
Конкурсы.
1. Занимательные вопросы:
- Первый конкурс – занимательные вопросы, я буду задавать их каждой команде по очереди и попрошу вас быть внимательными.
1) Чем отличаются птицы от других животных?
Дети: Птица летает, у нее есть перья и клюв.
2) Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком. Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?
Дети: Птицы дикие и домашние.
3) А чем отличаются дикие птицы от домашних?
Дети: Дикие птицы живут в природе и приносят ей пользу. Они уничтожают много разных насекомых
Дети: домашних птиц специально разводят, человек за ними ухаживает и заботится; домашние птицы приносят пользу человеку.
4) Одни дикие птицы улетают в теплые страны, а другие остаются у нас зимовать. Как называются эти группы птицы?
Дети: Птицы, которые остаются у нас зимовать – это зимующие, а те, которые улетают – перелетные.
2. Блицтурнир:
• Почему снегиря назвали снегирем? (появляется с первым снегом)
• У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
• Как называется дитя любых пернатых (птенец).
• Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком? (синица)
• Жизнь, какой птицы очень тесно связана с человеком? (воробей)
• Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом? (подбирают останки насекомых, селятся в дуплах)
• Какая птица признана лучшим певцом в мире пернатых (соловей?
• Назовите нелетающую птицу, живущую в Антарктиде (пингвин).
3. Дидактическая игра «Я покажу, а ты отгадай»
Воспитатель даёт каждой команде карточку с изображением птицы, которую они должны изобразить, чтобы соперники смогли отгадать (воробей, сорока).
4. «Угадай по описанию»
Воспитатель. Вы должны назвать птицу и рассказать, что интересное знаете о ней
1) Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее.
Ответ: Сорока
- А еще сорока очень любит всякие блестящие вещи, которые собирает и прячет у себя в гнезде. Это птица к тому же скачет по земле боком.
2) Эта птичка прилетает каждый год весной. Она обладает таким красивым голосом, что люди специально для неё строят домик и вешают его на дереве рядом с домом, чтобы слушать её песни. (Скворец)
- А еще скворец может подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек.
3) Птица эта отличается от других тем, что никогда не строит для себя гнезда. Она плохая мать: свои яйца подбрасывает в чужие гнезда и про птенцов не вспоминает. (Кукушка)
- У птенца кукушки на голове есть специальная выямочка, которая помогает выталкивать из гнезда чужих птенцов, чтобы вся еда доставалась только ему.
4) Это белая птица с чёрными концами крыльев, длинной шеей, длинным тонким красным клювом и длинными красноватыми ногами. Он часто живет в большом гнезде на крыше дома и летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)
- Много легенд сложено людьми об аисте, и во всех он - символ доброты и счастья. Одна из них: будто он приносит младенцев. До сих пор хозяева домов счастливы, когда у них поселяется аист.
5) - Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздаётся короткий, отрывистый стук - это работает в своей "кузнице" пёстрая птичка с красной шапочкой на голове. Ещё её зовут санитаром леса. (Дятел)
- Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной и устроит в ней свою "кузницу". Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелину, а потом раздалбливает шишки и достаёт языком из-под чешуек семена.
6) Назовите птицу, которая выводит птенцов зимой. И почему (Клёст)
- Клёст выводит своих птенцов в самые сильные морозы, но не потому, что хочет отличиться от других птиц. Просто он кормит своих деток семенами шишек, а их больше всего бывает зимой, так как с наступлением весны шишки от тепла раскрываются и семечки высыпаются на землю.
На каждую отгадку воспитатель выставляет картинку.
5. Физкультминутка «Воробей»
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.
(Русская народная потешка.)
Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби».
В центре скачет на корточках один ребенок – «воробей».
Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом. «Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не выпускают.
6. Упражнение “Продолжи предложение, найди причину”.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
- Весной птицы строят гнезда, потому что (собираются выводить птенцов).
- Зимой погибло много птиц, потому что….(была холодная зима).
- Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….
- Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…
- У цапли длинные ноги и клюв, потому что…
- Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…
- У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…
- Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что…
- Все люди любят слушать соловья, потому что…
7. Задание. “Разделите птиц на перелетных и зимующих”
Дети должны разделить птиц и назвать их.
Материал: Картинки с изображением зимующих и перелетных птиц в двух экземплярах.
- А еще есть птицы кочующие. Можете назвать хотя бы одну? (Снегирь, синица, клёст, сойка)
8. Задание. “Отбери водоплавающих и болотных птиц”.
Вопросы:
– Чем отличаются водоплавающие птицы от других птиц?
Дети: У них на лапах перепонки.
- Для чего водоплавающим перепонки на лапках?
Дети: Чтобы лучше плавать.
– Болотные птицы не умеют плавать, как они живут на болоте?
Дети: У болотных птиц длинные ноги и они ходят по болоту, а длинный клюв помогает им добывать пищу, которая находится под водой.
Дети из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих и болотных птиц, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота. Болото – журавль, цапля. Пруд –гусь, лебедь. Море – чайка, пеликан.
9. Упражнение “Третий лишний”.
- А теперь поиграем в игру «Третий лишний». Посмотрите внимательно на птиц, которые прикреплены к доске. Найдите в каждом ряду лишнюю птицу и объясните, почему.
1) сорока, скворец, кукушка (сорока - зимующая птица);
2) пеликан, аист, журавль (пеликан – водоплавающая птица, а остальные болотные);
3) попугай, дятел, клёст (попугай – южная птица);
4) скворец, кукушка, сова (сова – зимующая птица).
10. Конкурс «Кто лучше представит свою кормушку».
Рассказ-реклама о кормушке, которую сделали дома.
III. Итог викторины.
В конце викторины дети прикрепляют на плакат с деревом (каждый со своей стороны) силуэты птиц, набранные за конкурсы и подсчитывают их количество (звучит пение птиц).
- А теперь подведём итог нашей викторины. Капитаны, пожалуйста, подойдите к берёзке и прикрепите своих птичек – воробьев. Посчитаем, с какой стороны воробьев больше, эта команда знает птиц лучше.
- Сегодня все ребята работали очень хорошо. Вы много знаете птицах, различаете перелётных и зимующих, видите разницу между водоплавающими и болотными. Молодцы!
- Давайте, ребята, на прощанье всем птицам скажем спасибо за песни красивые и радостные, за то, что деревья и растения защищают от вредителей, за то, что, поднимаясь в небо, заставляют нас мечтать о полёте.
Исполнение песни «Воробей» муз. З. Коломейца, сл. П. Синявского.