Приложение МААМ

Экологический проект «Мы все дети твои, Земля» для детей старшей группы (3 фото)

ирина коростелева
Экологический проект «Мы все дети твои, Земля» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Публикация «Экологический проект „Мы все дети твои, Земля“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Сложившаяся экологическая ситуация на Земле пагубно влияет, как на окружающую среду, так и на человека в целом. Поэтому данный проект нацелен на формирование экологического сознания и культуры воспитанников.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В старшем возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Накопление знаний у детей дошкольного возраста – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру, непрерывное формирование у детей с раннего возраста экологической культуры, грамотности, пробуждение в них познавательного интереса воспитывает ответственное отношение к ней.

Ребенок с раннего возраста должен понять, почувствовать свое кровное, неразрывное родство с природой. Он должен ощущать природу свой родиной, своим отечеством, где быть “незнайкой” или “чужеземцем” стыдно и невозможно.

Наша задача - помочь осознать дошкольникам, что человек – часть окружающей природы, потому важно бережно относиться к любым её объектам.

Продолжительность проекта

Долгосрочный (июнь, июль, 2016г.)

Тип проекта

Исследовательско - творческий

Участники проекта

Воспитатели, дети

Возраст детей

5-6 лет

Цель проекта: формирование и привитие основ экологической культуры у детей, осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, отношения к себе как части природы, понимания ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

- формирование системных экологических понятий и представлений о природе и мире как среде жизнедеятельности человека, иллюстрирование этих понятий яркими примерами, доступными для восприятия и осознания детьми старшего возраста;

- формирование первичных представлений о необходимости природоохранной деятельности, знакомство с цветными страницами Красной книги, их назначением;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения, элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

- развитие познавательного интереса к миру природы, желания активно изучать и беречь природный мир,

- развитие навыка наблюдений за природными объектами и явлениями и способности анализировать их;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к живой и неживой природе,

- стимулирование собственной познавательной активности детей; приобщение детей к систематической творческой деятельности;

- совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, излагать свои мысли понятно для окружающих, отгадывать загадки; способствовать развитию логического мышления и активности детей.

Методическое обеспечение:

- учебно-методическая литература, подписные и периодические издания.

- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.

- Развивающий видеоматериал.

Предметно-пространственная развивающая среда:

- уголок природы в группе, мини-огород на участке, возделанный цветник, дающие возможность непосредственного общения с природой и организацию систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщения детей к посильному труду.

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины объектов природы; тематическая подборка художественной литературы о природе, энциклопедии, дидактические игры; оборудование для проведения опытов, позволяющие развивать познавательный интерес к миру природы и экспериментально - исследовательской деятельности.

Формы работы по реализации проекта:

- тематические беседы и блицопросы об объектах природы и бережном отношении к ней;

- проблемные ситуации нравственного выбора;

- экскурсии и наблюдения за объектами природы на групповом участке и территории МДОУ (цветник, мини-огород, деревья и кустарники, насекомые, птицы);

- просмотр видеофильмов, презентаций о заповедниках, о жизни животных в природе;

- художественное слово, загадывание загадок, народный календарь, чтение рассказов, сказок о природе; слушание музыкальных тематических произведений;

- викторины;

- продуктивная деятельность: зарисовки о природе, ходе наблюдений; рассматривание картин и иллюстраций о природе, театрализация экологических сказок;

- экспериментально–исследовательская деятельность;

- тематические подвижные и дидактические игры.

- эколого-познавательные досуги.

Содержание. В ходе экологического проекта через беседы, игровую, поисковую, художественную деятельность идёт знакомство детей с наукой «экология». Детей знакомят с объектами живой и неживой природы, закономерностями в природе, правилами безопасного поведения в лесу, на водоёмах. Дошкольников привлекают к наблюдениям за ростом растений в цветнике и мини - огороде, за природными явлениями, деревьями и кустарниками, насекомыми и птицами на территории МДОУ. Результаты наблюдений дети зарисовывают в альбомы. Для объяснения природных закономерностей, закрепления основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде с детьми проводится познавательно - исследовательская деятельность, во время которой они учатся размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. В ходе проекта дети знакомятся с народными приметами лета, с произведениями художественной литературы по теме, загадками о природных объектах, слушают музыкальные произведения, инсценируют небольшие экологические сказки. Дошкольники также участвуют в тематических конкурсах рисунков и поделок.

Планируемые результаты:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы;

- дети знают правила экологически грамотного и безопасного для природы и для него самого поведения;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

- активно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении проблемных ситуаций.

Итоговые мероприятия: экологические досуги «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Цветные страницы Красной Книги природы», вернисаж детских работ.

Проект разделён на три этапа: подготовительный, основной и обобщающий.

Подготовительный этап включает:

- подборка рассказов, стихов, сказок о природе; загадок для детей; народных примет лета; дидактических игр; подготовка тематических выставок книг в уголке природы и книги;

- беседа-обсуждение с детьми «Что вы знаете о природе?», «Как надо любить и беречь природу?», чтобы выяснить представления детей об окружающем мире и заинтересовать проблемой;

- организация соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

Основной этап включает:

1. «Знакомство с наукой «экология»

Беседы:

- «Что такое экология? Какой «дом» изучает эта наука? Зачем нужны экологические знания нам?»: экология - наука о связях между живыми существами и их общим «домом», между человеком и природой. Земля – наш общий дом. Примеры экологических ошибок, совершенных в прошлом (фотографии). Как их исправить?

- «Живая и неживая природа: примеры, отличия. Зачем человеку растения и животные? Что было бы, если бы их не стало? Природа нуждается в нашей помощи. Как человек должен дружить с природой?». Рассматривание иллюстраций.

- «Красная Книга - боль природы. Зачем нужны Красные Книги. Путешествие по грустным страницам Красной Книги России. Что угрожает жизни живых существ? Как мы можем им помочь? Что для этого надо делать и чего делать нельзя?

-«Волшебная сила воды» - Почему нужно экономно и бережно относиться к источникам питьевой воды?

- «Озеро - маленькая экосистема» - формирование представлений о закономерностях в природе, о том, что нарушение природных закономерностей может привести к непоправимым последствиям.

- «Поможем природе» - сформировать знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы, вызвать стремление заботиться о природе, дать установку на выполнение мероприятий по охране природы.

Игровые обучающие ситуации:

- «Катя и Миша возле речки»- познакомить детей с правилами поведения на водоёме,

- «Юные помощники природы»,

- письмо лесовичка - учить детей беречь деревья, осуждать того, кто причиняет им вред.

Познавательно - исследовательская деятельность: - наблюдения за ростом кристаллов;

- опыты «Фильтрация воды»

Составление картинок и рассказов «Как мы отдыхали на озере»- закреплении знаний о поведении людей вблизи водоемов.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо» - закрепление правил поведения на природе; «Экологический светофор»

Чтение рассказов из серии «Жалеть и понимать животных», «Быть кому-то нужным», «О тех, кто рядом с вами» Т. Д. Ждановой, А. Г. Белевцевой и проч.

Художественно-продуктивная деятельность: Природоохранные знаки: нельзя бросать в речку мусор, нельзя бить стекло на берег (обрывная аппликация, коллажи)

Просмотр презентаций «Приокско - террасный биосферный заповедник», «Утришский заповедник»: дать представления о природоохранных зонах: заказниках, заповедниках; видеофильма «Рыбы»; мультфильма «Ручеёк».

2. «Время года – лето»

Беседы:

- «Лето. Народные приметы лета. Наряды природы»

- «Какие еще времена года бывают»

- «За что люблю я лето»

- Читаем рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания», стихи и пословицы о лете, загадки о временах года и природных явлениях;

- Дидактическая игра: «Когда это бывает?», «Узнай примету лета»

- Подвижные народные летние игры

- Художественно-продуктивная деятельность: конкурс рисунков «Любимое время года», коллективная картина-панно «Лето красное», подготовка и проведение праздника «Лето, ах, лето"

3. «Лес - наш друг»

Беседы:

- «Почему говорят: «Лес - наше богатство»? Что такое лес - только ли деревья. Этажи леса (мхи и лишайники; травы; кустарники; деревья). Кто на каком этаже живет и может ли он «поменять» свою квартиру?»

- «Какие бывают леса: хвойные, лиственные, смешанные. Деревья каждого вида леса»

-«Обитатели лесов. Красная книга Московской области»: расширять и обобщить знания детей о животном и растительном мире леса, закрепить правила поведения в лесу, дать представления о природоохранных зонах: заказниках, заповедниках и др.

- «Охрана леса: от кого и как? Болеет ли лес и почему? Кто вредит лесу? Кто и как помогает охранять лес. Труд лесника»

- «Лесная «Скорая помощь». Кто еще помогает лесу? Летучая мышь - птица или зверь? Жизнь летучих мышей. Как они «видят ушами»; «Дятлы – «Айболиты» леса»; «Жаба - неутомимый помощник в борьбе с насекомыми. Надо ли бояться и уничтожать жаб?», Муравьи: санитары и хранители лесов. Знакомимся с удивительной жизнью муравьиной семьи. Кто главный в муравейнике? Профессии муравьев. Муравейник - сказочный городок. Как он устроен? Как муравьи охраняют лес?», «Божьи коровки- маленькие труженицы»

- «Зачем лесу грибы? О дружбе деревьев и грибов. Как устроен гриб (грибница, ножка, шляпка, споры). Грибы съедобные и ядовитые. Правила грибников. Ядовитые грибы - лекарство из «лесной аптеки». Кто и зачем его принимает? Нужно ли уничтожать ядовитые грибы?»; «Трутовики - зачем они нужны лесу? Почему у них такое странное название? Знакомство с коллекцией трутовиков. Как раньше с их помощью добывали огонь?» : познакомить детей с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных, дать детям представления о том, что и ядовитые грибы могут быть полезными, познакомить с правилами сбора грибов.

Экологические загадки

Цель: Активизация мыслительной деятельности детей, углублении экологических знаний, воспитание гуманного отношения к природе.

Экскурсия по территории МДОУ: наблюдения за деревьями и кустарниками, обобщение полученных знаний

Составление рассказа «Как мы отдыхали в лесу»: закрепление знаний о поведении людей в лесу, сочиняем «коллективную» сказку о жизни леса и его обитателей

Дидактическая игра «Кузовок»: закрепить знания о съедобных грибах; «Полное лукошко»; «Хорошо – плохо»: закрепить правила поведения в лесу; «Лесные хоромы», «Кто, где живет?»

Читаем: В. Бианки «Приключения муравьишки», М. Пришвин «Этажи леса», С. Иванов «Под крышей облаков», Г. Шакулов «Рябинка», сказка «Спор грибов и ягод», И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», стихи, загадки о грибах, деревьях, ягодах.

- Художественно-продуктивная деятельность: рисунки на темы: «Какой бывает лес?», «Лесная «Скорая помощь», пластилинография на тему сказки В. Бианки «Приключения муравьишки», конструирование из бумаги «Божья коровка», лепка «Грибная полянка», коллаж природоохранных знаков: нельзя ломать ветки деревьев, нельзя повреждать кору деревьев; нельзя топтать, сбивать ядовитые грибы, грибы при сборе нужно срезать ножом; театрализация сказок В. Сутеева.

Экологическая викторина «Лесные загадки»

4.«Животный мир летом»: дать детям первоначальные представления о роли животных, птиц и насекомых в природе, учить заботливому отношению ко всему живому, закрепить правила поведения в природе

Беседы:

- «В царстве пернатых»: птичьи хлопоты летом – выведение потомства. Почему люди издавна строят домики для скворцов? Рассказ о скворце. Помощь скворцов в охране леса и сада.

- «Летняя жизнь лесных зверей: волки, лисы, белки, зайцы, мыши, лоси»: - Медведи - герои сказок (каких именно). Какие они на самом деле? Жизнь бурых медведей. Медведица - заботливая мама. Что умеет «неуклюжий» мишка. Так что же больше всего любит медведь, мед или лук? Почему медведь (даже дрессированный) опасен для человека? Какие еще бывают медведи? Смотрим альбом «Медведи». Особенности поведения медведей. Необходимость охраны медведей в наши дни.

- Волки - герои сказок (каких именно). Какие волки в сказках и какие они на самом деле. Повадки и жизнь «серого волка». Взаимоотношения в волчьей стае. Волчица и ее дети. Как и чему волчата учатся в «волчьей школе». Как отличить волка от собаки (хвост, вой, форма головы, следы задних ног). Роль волка в жизни леса. Что произошло, когда уничтожили всех волков. Важность охраны волков - Бобры – «маленькие лесные люди». Почему их так называют? Бобры - лучшие лесные строители. Как они живут и что делают? Строительство плотин и хаток. Чем бобры помогают природе? Бобровые заповедники России.

- Барсуки - жители леса. Образ жизни и повадки барсука. Чему нас может научить это животное-чистюля? Как лиса выгоняет барсука из его норки? Неоценимая помощь барсуков лесу - уничтожение насекомых-вредителей.

- «Насекомые летом»: Бабочки: чудо рождения бабочки. Сколько живёт бабочка? Смотрим иллюстрации в книге «Энтомология в картинках» и альбом «Бабочки». Знакомство с коллекцией тропических бабочек. Роль бабочек в природе. Надо ли уничтожать гусениц? Охрана редких видов бабочек.

Наблюдения: - за обитателями скворечника на групповом участке;

- слушаем записи голосов птиц в природе, учимся различать птиц по их песенке.

Чтение: В. Бианки «Приключения Муравьишки», В. Сладков «Медвежата», М. Пришвин «Ёж», А. Плешакова «Необычное дежурство», журналы о природе «Свирелька», «Муравейник», чтение рассказов из серии «Чтение для души» Т. Д. Жданова, А. Г. Белевцева и др. «Добрые чувства животных», «Быть кому-то нужным», «Преданность животных своим близким», «Взаимопомощь и дружба животных», «Верность своим близким»

Составление рассказа «Дети возле муравейника».

Дидактические игры:

- «Назови детенышей», «Хорошо – плохо»: расширить представления об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к живой природе

- Художественно-продуктивная деятельность: рисунки на темы: «Волк на охоте», «Медведица с медвежатами»; коллаж «Природоохранные знаки: нельзя уничтожать и ловить насекомых»; инсценировка сказки В. Бианки

- Просмотр видеофильма о жизни бобров, медведей; мультфильмов «Муравьишка спешит домой»,

Экологический досуг «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Цветные страницы Красной Книги природы»

Экологический проект «Мы все дети твои, Земля» для детей старшей группы

5. «Растительный мир летом»

Беседы:

- «Красная Книга растений»: Почему нельзя собирать в лесу ландыши и медуницу? Как помочь сохранить редкие виды?

- «Растения цветника»

- «Овощные культуры мини-огорода»»: Почему репка в сказке выросла такой большой? Чем питается растение?

-«Лекарственные травы и цветы: для чего нужны они?»: познакомить с пользой некоторых растений и цветов, воспитание заботы о растениях

Познавательно - исследовательская деятельность

- «Как растут и созревают земляника, огурцы, помидоры?»: Ставим опыт и проводим наблюдение в течение двух месяцев. Обсуждаем те изменения, которые мы замечаем. Как происходит «чудо роста»?

Фото «Мы все дети твои, Земля»
Экологический проект  для детей старшей группы - фото

- «Сорванный цветок»: вызвать чувство жалости к сорванному растению, воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.

- «Цветы без воды»: выявление зависимости состояния растений от их полива.

- наблюдения за ростом и цветением бархатцев

Читаем и обсуждаем сказку Плешакова «Как поспорили растения»:Какой вывод мы можем сделать из нее? Как человек должен вести себя в лесу, в поле, на лугу и т. д.? Формулируем «Правила Друзей Природы». А можем ли мы их исполнять? Что для этого нужно? Как правильно и безопасно разводить костер. Слушаем стихи и разгадываем загадки о растениях.

- Художественно-продуктивная деятельность: рисуем растения из Красной Книги Московской области; лекарственные растения, коллаж «Цветущий луг», Природоохранные знаки: нельзя рвать, топтать луговые цветы и травы.

Просмотр презентации «Растительный мир Приокско - террасного заповедника»

Обобщающий этап

- Познавательный досуг «Что такое ЭКОЛОГИЯ – наука, которую мы изучали?»: Как люди должны вести себя в природе - нашем общем доме? Мы - друзья природы. Как мы будем заботиться и помогать ей?

Выводы:

Проведенная в течение проекта работа по экологическому воспитанию детей 5 - 6 лет привела к следующим результатам:

На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы.

Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр.

Дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; у них появился устойчивый интерес к познавательно - исследовательской деятельности;

У них сформированы первоначальные представления

- о месте и роли человека в природном сообществе, о единстве природы и человечества; о единстве живой и неживой природы,

-о причинах создания и назначении Красной книги;

-о местных видах растений и животных, занесенных в Красную книгу;

У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

Таким образом, работа по реализации проекта способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Скоролупова О. А. Лето. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2010.

3. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С. Н. Николаевой. -М, 2005

4. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

5. Филиппова Л. В., Филиппов Ю. В. и др. Сказка как источник творчества детей, М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Публикации по теме:

«Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет Земли!» Литературно-экологический проект«Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет Земли!» Литературно-экологический проект Л. Рыбакова, И. Минчукова «ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ СОХРАНИТЬ МЫ ДОЛЖНЫ, ИНАЧЕ, ПРОСТО, НЕ БУДЕТ ЗЕМЛИ!» Литературно-экологический проект (Публикация.

Итоговая ННОД «Все про все» для детей старшей группы (с самоанализом) Тема: «Все про все» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» (развитие.

Конспект НОД для детей старшей группы «Все профессии нужны, все профессии важны. Строительные профессии» Цель – расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей. Задачи: Образовательные: закреплять в речи существительные.

Мы дети твои, Россия. Сценарий патриотического праздника для детей старшего дошкольного возраста Под музыку, в зал заходят дети подг. гр. Садятся на стульчики. На середину выходит ведущий и ребенок, держась за руку. Вед: Нет земли дороже,.

Проект «Сказки А. С. Пушкина — наше все» для старшей группы. Проект «Сказки А. С. Пушкина – наше все» для старшей группы Тип проекта: художественно-творческий Вид проекта: краткосрочный Сроки реализации:.

Проект «Все на выборы!» для детей старшей группыПроект «Все на выборы!» для детей старшей группы Вид проекта: краткосрочный. Участники: дети подготовительной группы, родители. Сроки реализации: 2-6 сентября Актуальность проекта Современное.

Сценарий игры — викторины для детей старшей группы «Все профессии нужны, все профессии важны». Подготовительная работа: знакомство с различными профессиями, чтение стихов и художественной литературы, беседы о том, кем работают родители,.

Экологический проект для детей старшей группы «Животные в нашей жизни»Экологический проект для детей старшей группы «Животные в нашей жизни» Краткая аннотация Проект «Животные в нашей жизни» направлен на расширение знаний детей об особенностях домашних животных, их роли в жизни.

Экологический проект «Земля — наш дом» Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, возведение.

Экологический проект «Земля — наш общий дом!»Экологический проект «Земля — наш общий дом!» Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель. Актуальность проекта: Мы-жители планеты Земля! Земля-наш общий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Мы все дети твои, Земля» для детей старшей группы
Опубликовано: 8 августа 2017 в 11:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект «Мы все дети твои, Земля» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем ирина коростелева (УИ 747331) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД