Елена Саранина
Экологический школьный проект «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: Саранина Е. М.
Учитель начальных классов
Описание проекта
Актуальность выбранной темы:
К сожалению, с лица земли полностью исчезло 94 вида птиц. А ещё 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Перелётные птицы возвращаются и вместе с осёдлыми сталкиваются с проблемой питания. Перед нами возникает задача в том, могут ли птицы обойтись без помощи человека. В ходе решения этой задачи ученики вынуждены пользоваться не только известными способами, но и искать новые пути.
Публикация «Экологический школьный проект „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Значимость:
Это- инновационная деятельность педагога в современных условиях реализации ФГОС НОО. Проект предназначен для подготовки и проведения занятий в начальной школе. Работа -проект «Наши пернатые друзья», знакомит учащихся с многообразием птиц, с их отличительными признаками от других групп животных, возможностями существования их в разной среде обитания, большое значение птиц в жизни человека. Воспитывает бережное отношение к ним, интерес к чтению дополнительной литературы о птицах. Проект направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся и включает в себя практическую и теоретическую части, при выполнении которых обучающиеся углубят свои знания по заданной теме. Участникам проекта предстоит выполнить исследовательскую работу, познакомиться с методами проведения, правилами оформления работ. Данный проект формирует экологическую грамотность ребенка, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности, прививает любовь к родному краю. При проведении проекта с опорой на формирующее оценивание учитель помогает ученикам в развитии их навыков критического мышления, формировании коммуникативных навыков, организует самостоятельные исследования по учебной теме. План оценивания в ходе проекта направлен на реализацию деятельности подхода в обучении; в центре внимания – учебные потребности ребенка, раз-
витие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Органи-
зация деятельности учащихся в ходе проекта предполагает создание
ими итогового продукта (презентации, статьи, коллажи, книжки-малышки, в которых отражены результаты исследования по заданной теме проекта. Школьники самостоятельно, где с помощью учителя и родителей соберут, проанализируют информацию, сделают выводы, получат навыки работы с ИКТ. Проект сообщает новые знания по предмету, углубляет уже имеющиеся у учащихся основные сведения из курса окружающего мира, позволяет им связать их с реальными явлениями и фактами, применить полученные знания в реальной жизни. По окончании проекта учащиеся подготовят творческий отчет в форме презентаций, статей. Проект учит сознательно использовать
знания и побуждает к разностороннему их применению. Материалы проекта можно использовать при проведении внеклассных мероприятий (праздников, олимпиад, викторин, конкурсов).
Проблема проекта :
Какова роль человека в жизни птиц, какую помощь он может им оказать?
Гипотеза:
Если каждый из нас будет много знать о птицах родного края, знать особенности обитания разных птиц, заботиться и охранять их, то:
-возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;
-станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и друг к другу;
-тогда на Земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее.
Цели проекта :
-Исследовать и накопить знания по видовому многообразию птиц.
-Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам окружающей среды.
-Формировать и развивать навыки творческой, исследовательской, коллективной работы.
Задачи:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
-формирования у детей бережного отношения к птицам, к природе;
- чувства сострадания;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
-развитие умений соединять теоретический материал с практической деятельностью;
-развитие умений использовать различные способы поиска информации (в справочниках, в энциклопедиях, в сети Интернет и т. д.)
-развитие творческих и коммуникативных способностей детей;
-развитие операций обобщения, умения классифицировать;
-развитие умения к процессу познания;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
-повысить уровень теоретических знаний о многообразии птиц;
-уточнение знаний о значении природных условий;
-развивать умения находить взаимосвязи в природе;
-
-показать роль птиц в жизни человека.
- формировать знания об особенностях строения, образа жизни, приспособленности к среде обитания.
-формировать умения применять полученные знания, умения, навыки в нестандартных ситуациях.
Тип проекта :
-по числу учащихся- групповой
-По предметным областям- межпредметный (окружающий мир,, ИЗО, русский язык, математика, технология (труд, литературное чтение, музыка, физкультура).
Вид проекта : долгосрочный
Продолжительность: 2013-2014 уч. год.
Режим выполнения проекта : Урочное и внеурочное время, внеклассные занятия.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта :
-Фотоаппарат.
-Видеокамера.
-Проекционная система.
-Текстовые редакторы.
-Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия,
хрестоматии, справочный материал, детские энциклопедии, журналы;
-Аудиозаписи с пением птиц.
-Фотографии и рисунки с изображением птиц.
-Интернет.
-Компьютер.
-Корм для птиц.
- Спортивный инвентарь
Этапы проведения проекта.
1. Подготовительный
Постановка цели и задач проекта, определение продукта проекта, сбор и изучение материалов.
На этом этапе проводится фронтальная беседа для выявления знаний учащихся по данной теме. Проводится викторина для повышения интереса обучающихся к данной теме. Ученики обдумывают с учителем план проведения поиска информации, выбирают методы, формы представления результатов. Учитель проводит консультации с учащимися, оказывает помощь в поиске ресурсов. Распределение задач, обсуждение возможных творческих решений. Связь с родителями в каждом классе.
2. Основной этап
На этом этапе будут проведены :
-экскурсия в ЗООПАРК г. Ижевск (апрель);
- Посещение разных Зооферм на территории Пермского края (в течение учебного года).
-на выставку «Пернатое разноголосье»;
-оформление стенгазеты с отзывами об экскурсии;
- Социальный проект «Изготовление своего скворечника», где ученики познакомятся с изготовлением скворечника, узнают больше информации о скворушке.
-практические мероприятия по оказанию помощи птицам (изготовление кормушек, регулярная подкормка птиц);
-составление графика подкормки птиц;
-исследовательские наблюдения за жизнью птиц Пермского края;
-украшение вестибюля школы («Каждой птице по странице»);
-выпуск экологического журнала «ЭМУ»;
-оформление сборников:
-«Интересные факты из жизни птиц»,
-«Птицы Красной книги»,
-«Дети птиц»,
-«Птицы наших лесов»,
-«Кормушки для птиц своими руками»(с приложением разновидностей кормушек);
-оформление стенда «Зимующие птицы»;
-оформление стенда «Перелетные птицы» Пермского края;
- заочное знакомство с птицефермами Пермского края;
-конкурс рисунков «Птицы- дети воздуха»;
- конкурс плакатов;
-конкурс стихов;
- сочинение экологических сказок;
-изготовление книжек- малышек:
-«Мифы и легенды о птицах»,
-«Загадки»,
-«Пословицы и поговорки»,
-«Стихи о птицах»,
-«Народные приметы»,
-«Ворона»;
-«Воробей»;
-«Голуби»;
-«Грачи»
-написание рефератов о разнообразных птицах;
-изготовление поделок с птицами;
-экологические чтения в начальном звене (художественная литература о птицах);
- знакомство и разучивание игр, повадок, связанных с птицами на уроках физкультуры.
Заключительный этап:
На этом этапе проводятся:
-итоговые классные часы;
-информационный бюллетень;
-конкурс чтецов о птицах;
-общешкольное мероприятие «Птицы- наши друзья»- фестиваль;
-презентация о проделанной работе от каждого класса;
-оформление выставки поделок с птицами;
-оформление выставки «Птицы- игрушки»;
-оформление фотобуклета «Фотоотчёт о работе над проектом «Наши пернатые друзья».
Коллективное обсуждение, результаты, выводы. Подведение итогов работы над проектом, награждение победителей.
Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышления о том, что удалось и не удалось сделать, работая над данным проектом, какие вопросы нужно обсудить.
Предполагаемый результат:
Реализация проекта создаст условия для социализации обучающихся- формирование умений взаимодействия в команде, применение теоретических знаний на практике, формирование экологического мышления.
-будет создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем;
-результат проекта может быть использован другими;
-информация о проекте будет распространена;
-получено удовольствие от своей деятельности;
-благодаря проекту участникам удастся проявить творческие способности, расширить кругозор, проявить любовь и бережное отношение к природе;
-в результате работы не будет неуспевающих учеников, каждому найдётся дело по душе;
-укрепить взаимодействие «родители-ученики- учителя», посредством совместной деятельности;
-проектная деятельность- это стимул к успеху каждого ученика!