Наталья Матвиенко
Экологический проект «Перелетные птицы» для младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ№35
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
для младшего возраста
Составила воспитатель :
Матвиенко Н. В.
2020г.
Экологическая акция «Поможем пернатым»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Тип проекта : творческий
Публикация «Экологический проект „Перелетные птицы“ для младшего возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Вид: общесадовский
Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Место проведения: группы, участки групп
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Возраст : 3-4.
Актуальность проекта : Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Цель проекта :
Расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Задачи проекта :
Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта
Расширить кругозор детей о перелетных птицах
Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.
Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
Способствовать становлению доброжелательного отношения к природе.
Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах.
Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
Привлечь воспитанников и родителей к изготовлению скворечника.
Ожидаемые результаты:
Расширение кругозора детей о перелетных птицах.
Улучшение предметно-развивающей среды. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие детей и родителей в изготовление скворечников.
Результат реализации проекта :
Расширен кругозор детей о перелетных птицах;
Улучшилась предметно-развивающая среда : литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, детским словотворчеством, рассказами о перелетных птицах, загадками, презентациями, схемами.
У детей сформировались любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи перелетным птицам.
Пояснительная записка:
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, Дети, по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского характера.
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце и закаляя волю.
И ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.
Необходимое оборудование:
Литература – загадки о птицах, книги русских писателей, поэтов, сказки
Музыка – аудиозаписи голосов птиц
Иллюстрации – перелетные птицы, скворечники
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
I этап – подготовительный
1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Перспективное планирование проекта.
4. Разработка и накопление методических материалов для реализации проекта.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о перелетных птицах.
Задача: Сформировать и закрепить знания детей о перелетных птицах.
Дидактические игры:
«Птицы»- формировать умение узнавать и называть перелетных птиц;
«Назови одним словом»- формировать умение обобщать по признакам;
«Назови ласково»- формировать умение называть существительные в уменьшительно-ласкательной форме;
«Птицы и их детеныши»- формировать умение называть существительные множественного и единственного числа;
«Составь рассказ о птице»- развивать связную речь;
«Чей хвост?»- формировать умение по хвосту находить знакомую птицу;
«Чей хвост длиннее?»- формировать умение сравнивать по длине;
«Четвертый лишний»- формировать умение группировать по признакам.
Подвижные игры:
«Десять птичек стайка»,
«Машина и птички»
«Скворечники»;
«Птички»;
«Птицы в гнездышках»;
«Перелетные птицы»;
«Веселый воробей».
Чтение художественой литературы и заучивание стихотворений:
К. Д. Ушинский «Ласточка»; Н. Сладков «Грачи прилетели»; В. Жуковский «Жаворонок»; А. Плещеев «Сельская песенка»; О. Высотская «Журавли»; А. Майков «Ласточка примчалась»; Н. Сладков «Ласточка».
Рассматривание и наблюдение:
Рассматривание перелетных птиц на иллюстрациях,альбомах.
Наблюдения
Художественно-продуктивная деятельность:
Рисование - «Скворец» с помощью ладошек;
Аппликация - «Скворечник»;
Лепка - «Птички».
Пополнение развивающей среды по теме проекта :
Выставка «Перелетные птицы»;
Оформление картотек игр, загадок, стихов о перелетных птицах;
Оформление альбома «Перелетные птицы»;
Работа с родителями:
Консультация «Как сделать скворечник»;
Выставка скворечников;
Консультация «Перелетные птицы нашего края».
Итог проекта :
Изготовление экологического паспорта проекта «Перелетные птицы»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Картотека подвижных игр.
1. Скворечники
Ход игры. На площадке чертятся кружки: на один меньше числа играющих. Это — скворечники. Все дети — скворцы. Они свободно бегают — летают по площадке. На сигнал «по домам!» все бегут к скворечникам. Кто-то из детей остается без скворечника. Игра повторяется несколько раз.
Указания к игре. Заканчивая игру, педагог (пока дети бегают) чертит еще один кружок. Когда дети возвращаются, у каждого оказывается скворечник
2. «Птички»
Подвижная игра с речевым сопровождением
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.
Маленькие птички, (Выполняют взмахи руками.)
Раз-два, раз-два!
Скок-скок, скок-скок! (Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс).
Маленькие птички, (Выполняют взмахи руками).
Раз-два, раз-два!
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (Хлопают в ладоши.)
Маленькие птички, (Выполняют взмахи руками.)
Раз-два, раз-два!
Топ-топ, топ-топ! (Топают ногами, руки на пояс).
Маленькие птички, (Выполняют взмахи руками).
Раз-два, раз-два!
Разлетайтесь кто куда! (Разбегаются врассыпную).
Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда!» дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.
3. Подвижная игра «Птички в гнездышках»
На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветными линиями 3—4 круга (диаметр кругов 1—1,3 м) — это гнезда птичек. Дети-птички размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит:
Пришла красавица-весна, Тепло и радость принесла. Где же вы, маленькие птички — скворцы да синички? Из гнезд скорее вылетайте, Свои крылья расправляйте!
Дети перешагивают через линии очерченных кругов — вылетают из гнезд и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит»
птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, — клюют зерна. Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит:
Милые птички, скворцы да синички! В гнездышки свои летите, Свои крылья опустите! Дети убегают в гнезда, перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда. Игра повторяется.
1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цвета). 2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию.
4. Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселый воробей»
Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится посередине круга, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним.
Воробей с березы (Прыгают на двух ногах, руки вниз.)
На дорогу прыг!
Больше нет мороза — (Хлопают в ладоши.)
Чик-чирик!
Вот журчит в канавке (Выполняют наклоны влево-вправо,_)
Быстрый ручеек, руки на пояс.
И не зябнут лапки — Прыгают на двух ногах, руки вниз.
Скок-скок-скок!
Высохнут овражки — Хлопают в ладоши.
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки — Выполняют «пружинку», руки на пояс
Чик-чирик!
5. Подвижная игра «Перелетные птицы»
Играющие делятся на 3—4 группы по 4—6 человек в каждой. Каждой группе детей воспитатель выбирает перелетную птицу, крику которой они будут подражать. (Например, первая группа — «гуси», характерный крик — «га-га-га», вторая группа — «утки», характерный крик — «кря-кря», третья группа — «кукушки», характерный крик — «ку-ку», четвертая группа — «журавли», характерный крик — «курлы-курлы».) Все дети встают в круг, в центре которого — водящий - воспитатель. По команде воспитателя указанная группа ребят бегает по площадке подражая крикам птиц своей группы.
Приложение 2
Материалы для заучивания:
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты, где была,
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну. (Русская народная потешка)
Возвращаются скворцы —
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке. Г. Ладонщиков
Перелетные - скворцы
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки -
Черненькие перышки. (Е. Тараховская)
Ласточка
Ласточка - тивит - тивит!
К нам летит,
Ах, к нам летит!
А под крылышком ее Весна сидит,
Ах, весна сидит. (армянская песенка)
Календарь перелета птиц из теплых стран
1. Возвращение грачей –вторая половина марта.
2. Возвращение скворцов попадает на конец марта –начало апреля.
3. Встреча жаворонков, лебедей, дроздов и зябликов приходится на начало апреля.
4. Массовое возвращение таких птиц, как гуси, утки, чайки, журавли происходит на конец апреля.
5. Встреча ласточек и мухоловок происходит в первой половине мая.
6. Возвращение соловьев и стрижей приходится на середину мая.
7. Прилет иволг происходит в конце мая.