Папки-передвижки

Экологический проект «Таинственное царство насекомых и пауков» в старшей группе

Светлана Гаврилова
Экологический проект «Таинственное царство насекомых и пауков» в старшей группе

Вид проекта : познавательный, информационно-творческий

Продолжительность проекта : среднесрочный (июнь, июль)

Участники проекта : воспитатель, воспитанники старшей группы, родители

Интеграция областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Актуальность темы:

Публикация «Экологический проект „Таинственное царство насекомых и пауков“ в старшей группе» размещена в разделах

Во время прогулки дети наблюдали за насекомыми. В ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых была неоднозначная. Часть детей выражали радость и интерес, другие – пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

В нашей группе дети очень любознательны и всегда задают много вопросов – зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка, откуда появляются дождевые черви? Вопросов было множество, поэтому я решила запустить проект, который поможет получить достоверные знания о жизни насекомых, их особенностях, строении и разновидностях и научит правильному отношению к ним. Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность. Так же ребятишки проявили большой интерес к паукам, были очень удивлены, что они не насекомые. Поэтому я решила познакомить детей не только с насекомыми, но и познакомить поближе с пауками. У одного из воспитанников как раз живёт дома паук птицеед, с которым мы сможем познакомиться поближе и понаблюдать за его повадками, как и чем он питается, плетёт паутину или нет. Было очень много интересных вопросов про пауков : А где, и зачем, а как пауки плетут паутину и почему они сами к ней не прилипают? И было решено ввести углубленное наблюдение не только за насекомыми, но и за пауками.

Цель проекта : систематизация представлений детей о насекомых и пауках.

Задачи проекта :

1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, пауках, их строении, местах обитания, характерных особенностях;

2. Определить, какую роль играют насекомые и пауки в нашей жизни, в жизни леса, нуждаются ли они в защите и охране;

3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.

3. Рaзвивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

4. Воспитание бережного отношения к природе.

5. Формировать навыки исследовательской деятельности;

6. Выяснить, какие бывают пауки

7. Формировать знания детей о паутине, её значении для паука и почему они не попадаются в свои сети.

8. Закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.

Предполагаемые результаты:

• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым, паукообразным.

• Умение различать и называть насекомых : бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика и т. д.

• Знание о пользе или вреде, которую насекомые и пауки приносят людям и растениям.

• Бережное, созидательное отношение к объектам природы, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым и паукам.

• Формирование у детей интереса к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.

• Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Работа с родителями:

1. Обогащение литературой о насекомых.

2.. Организация выставки «Мир насекомых» (совместная работа детей и родителей).

3. Консультации «Эти опасные насекомые», «Осторожно-клещи», «Укусы насекомых», «Если ребёнок боится насекомых», «Детям о насекомых и пауках».

Основные этапы реализации проекта :

Проект состоит из трё х этапов:

I этап – подготовительный:

1. Выявление первоначальных знаний детей о насекомых.

2. Информация родителей о предстоящей деятельности.

3. Подбор литературы о насекомых, презентаций, фотографий, познавательных видеофильмах.

4. Подбор методической, энциклопедической литературы и иллюстрированного материала по теме (в течение всего проекта);

5. Планирование и проектирование основного этапа

6. Определение целей и задач проектной деятельности

II этап – основной (реализация проекта) :

• Познавательные беседы по теме с использованием презентации

• Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела насекомых в лупу.

Наблюдение за муравьями с помощью формикария.

Наблюдение за пауком птицеедом

• Чтение художественной литературы (в ходе всего проекта)

• Разучивание считалок, стихов; отгадывание загадок, пальчиковые игры.

• Круги луллия «Развитие насекомых»

• Организация дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

• Просмотр познавательных видеофильмов

• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

III этап – Заключительный

• Оформление выставки детских рисунков и поделок «Удивительные насекомые»

• создание лепбука «Удивительные насекомые», «Таинственные пауки».

• Создание презентации проекта

Продукт проектной деятельности : Проведение квеста «Путешествие в мир насекомых».

Достигнутые образовательные результаты и эффекты

- дошкольники имеют богатый багаж знаний о разнообразии мира насекомых и пауках, владеют информацией о среде их обитания, питании, размножении;

- учёт индивидуальных интересов дошкольников при организации различных видов деятельности (предоставление возможности выбора объекта по интересам);

- развивающая предметно-пространственная среда группы в ходе проекта значительно обогатилась (лепбук, игрушки и игры, круги луллия, схемы, модели и т. д.);

- пополнился арсенал методических пособий (картотеки игрового материала, наглядный материал, разработки мероприятий о насекомых, пауках, презентации, подборка познавательных фильмов и литературных произведений);

- наладилось тесное сотрудничество с родителями, через накопление материалов, участие в мероприятиях проекта (конкурсах, выставках)

Основные направления реализации проекта по образовательным областям:

Разделы программы Виды детской деятельности

Физическое развитие - Утренняя гимнастика «Насекомые», «Паучки»

- Гимнастика пробуждения «Бабочка»

- Физкультминутки: «Поднимайте плечики! Прыгайте кузнечики»,

«Вот выходим мы на луг…», «Божьи коровки» и т. д.

- Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Паук и мухи», «Найди свой цветок», «Мёд и пчёлы», Эстафеты «Собери пыльцу», «Гусеницы», «Кузнечики».

Игра малой подвижности «Мяч бросай – насекомых называй»;

Пальчиковая гимнастика: «Пчела», «Божьи коровки», «Жук-портной», «Сороконожки», «Трудолюбивая пчелка» и др.

Дыхательное упражнение: «Отправь пчелку за нектаром»

Артикуляционная гимнастика «Оса»

Гимнастика для глаз «Стрекоза»

Релаксация под звуки природы

Социально-коммуникативное развитие Беседы:

- «Маленькие, но многочисленные обитатели планеты»

- «Эти удивительные насекомые»

- «Роль насекомых в жизни человека»

- «Какие насекомые первыми появляются после зимы»

- «Муравьи – санитары леса»

- «Дружные трудолюбивые пчелы»

- «Живые цветы» (о бабочках)

- «Таинственный мир насекомых»

- «Насекомые и цветы созданы друг для друга»

- «Что такое паутина?», «Нужны ли пауки».

Беседы по ОБЖ:

- «Осторожность на лугу» (насекомые обижают, защищаясь)

- «Что делать, если ужалила пчела?»

Беседы о трудолюбивых насекомых

- Игры дидактические: «Летает – не летает», «Четвертый лишний», «Сложи картинку», «Найди пару», «Назови правило», «Бабочка выбирает любимый цветок»

«Кто спрятался», «Собери целое из частей», «Кто под цветком», «Угадай насекомое по силуэту».

Речевая игра с движением «Пчёл- детей учила мать».

Познавательное развитие - Наблюдение за насекомыми в природе, на участке детского сада.

Наблюдение за муравьями и их развитием с помощью формикария.

- Наблюдение за пауком - птицеедом

- Эксперимент «Для чего ворсинки на теле насекомых». - Рассматривание стадии развития бабочки.

- Эксперимент «Какой формы соты» (с помощью мёда и холодной воды).

- Исследование: «Какие цветы нравятся пчелам больше всего?», «Куда ведут дорожки муравьев?»

- Вечер загадок о насекомых

- Беседы с детьми и просмотр развивающих видеофильмов: «Кто такие насекомые, «Где дом у насекомых, «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве, «Бывают ли насекомые детёнышами, «Муравьи – санитары леса", «Почему нельзя ловить бабочек?» и др.

Познавательные сказки «Превращение гусеницы», «Как появляются живые организмы».

Дидактическая игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт «, «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое»»; Лото «Паучки».

Круги луллия «Жизненный цикл насекомых», «Чем питаются насекомые».

Художественно-эстетическое развитие - Аппликация «Божьи коровки на листике». «Муравейник» с помощью чая. Аппликация «Пчёлки», «Паучки».

- Рисование «На лесной полянке» Выполнение рисунка «Бабочки» (техника монотипия).

- Оригами «Божья коровка», Бабочка на трубочке.

- Конструирование – аппликация «Гусеница на листике»

- Организация выставки детских книг и энциклопедической литературы о природе и насекомых

- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.

-Чтение и обсуждение произведений:

Н. Шелест «Сказка про паучка», Л. Тарасенко «Мастер паучок», Мамин-Сибиряк «Букашкины сказки», «Как паучок на всех обиделся», «Гамачок для муравьишки»

Н. Романова «Что узнал дождевой червяк?»

- К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;

- В. Драгунский «Он живой и светится»;

-Ю. Дмитриев «Зоопарк на столе», «Стреляющий жук»;

- Г. Ганейзер «Кузнечик-невидимка»;

- К. Ушинский «Капустная белянка»; Н. Сладкова «Теплая струйка», «Отчаянный путешественник», «Спящие красавицы», «Медовый дождь», «Бабочки», «Бабочка и солнце»,

- А. Бианки «Как муравьишка домой спешил» - Д. Мамин-Сибиряк «Сказочка про козявочку»,

- Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»,

- Д. Мамин–Сибиряк «Сказка о том, как жила-была последняя муха»,

- А. Брызгалов и С. Гуляевский «Как комары стали маленькими».

- просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом»

Речевое развитие -Презентация детских работ «Насекомые – наши друзья»

- Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.

- Подготовка и проведение квеста с детьми «Насекомые – наши друзья»,

- Беседы с детьми по теме проекта, заучивание литературного материала

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, пауков, отмечали их роль в природе и в жизни человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым и паучкам.

Список литературы:

1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. М. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2013

2. ШорыгинаТ. А. Насекомые. Какие они? – М. ,2004

3. Скоролупова О. А. Весна. Насекомые, перелетные птицы,- М. ,2010

4. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. – М. ,2010 Творческий проект по теме : «Загадочный мир насекомых».

5. Юный натуралист – статья «Чем замечательны пауки, №6 2001 год

Интернет-ресурсы.

Прикреплённые файлы:

proekt-nasekomye_qt4o2.pptx | 25520,06 Кб
 
Публикации по теме:

Проект «Царство насекомых» с детьми старшей группыПроект «Царство насекомых» с детьми старшей группы В старшей группе «Родничок», закончился среднесрочный проект «Царство насекомых», за время проекта, у детей расширились знания и представления.

Проект «Царство насекомых» для детей старшей группыПроект «Царство насекомых» для детей старшей группы Проект «Царство насекомых» для детей старшей группы. Летом мы участвовали в экологическом проекте «Царство насекомых». Тема нашего проекта.

Проект «Грибное царство» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «Грибное царство» в старшей группе компенсирующей направленности Проект "Грибное царство" старшей группы компенсирующей направленности «Цветики» № 9. 1. Проект на тему: «Грибное царство» старшей.

Экологический досуг «В стране насекомых» во второй младшей группеЭкологический досуг «В стране насекомых» во второй младшей группе Наше путешествие началось с игры «Паровозик с именем», где каждый малыш превращался в «паровоз», двигаясь по кругу, называл свое имя; проехав.

Экологический проект «Цветочная неделя» в старшей группеЭкологический проект «Цветочная неделя» в старшей группе Экологический проект "Цветочная неделя" старшая группа Тип проекта: исследовательский, творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность.

Краткосрочный экологический проект «Мир насекомых»Краткосрочный экологический проект «Мир насекомых» Вид проекта: познавательно — исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Экологический проект «Мир насекомых» для детей средней группыЭкологический проект «Мир насекомых» для детей средней группы Содержание 1. Актуальность и практическая значимость проекта, проблема проекта, причины выбора. 2. Тип проекта. 3. Цель. 4. Задачи. 5.

Экологический проект «Осеннее дерево» в старшей группеЭкологический проект «Осеннее дерево» в старшей группе Тип проекта: познавательно– творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный Участники: воспитатели, музыкальный.

Экологический проект с детьми младшего дошкольного возраста «Мир насекомых»Экологический проект с детьми младшего дошкольного возраста «Мир насекомых» Экологический проект проект с детьми младшего дошкольного возраста «Мир насекомых» Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период.

Экологический проект в старшей группе «Берегите природу!»Экологический проект в старшей группе «Берегите природу!» Социальный, экологический проект воспитателя старшей группы Томиновой Ларисы Михайловны, высшая квалификационная категория. «Береги природу!».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Таинственное царство насекомых и пауков» в старшей группе
Опубликовано: 3 мая 2022 в 13:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД