Папки-передвижки

Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, через проектную деятельность

Наталья Шкляр
Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, через проектную деятельность

Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, через проектную деятельность.

Цель: Воспитывать экологическую культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации и использование проектной деятельности.

Для достижения цели мной поставлены ряд задач:

Публикация «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, через проектную деятельность» размещена в разделах

• Создать систему работы с воспитанниками для развития экологического воспитания посредствам проектной деятельности;

• Обобщить опыт своей работы по использованию проектной деятельности, как средство экологического воспитания;

• Оформить развивающую среду в группе и на территории детского сада, способствующую насыщенностью, трансформируемостью, вариативность, доступностью и безопасностью;

• Продумать модель взаимодействия с родителями воспитанников, предусматривающую сотрудничество с детьми в ходе выполнения экологических проектов.

Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. В нашей стране сформировалась общая концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Все выдающие мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь и, в конечном счете, любовь к Отечеству.

Почему же так необходимо начать воспитывать экологическую культуру у детей уже в детском саду? Все очень просто… Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с младшего возраста. Причем нужно использовать такие методы и формы работы с детьми, которые им интересны, доступны и дают возможность самостоятельно добывать знания.

Проектная деятельность межпредметна и полифункциональная. Интеграция знаний и умения детей из различных областей детской деятельности, необходимых для участия в проекте, переводит его в интеллектуально насыщенный метод и повышает его значимость.

Познавательное развитие по ФГОС ДО предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации. ; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях его природы.

И еще об актуальности использования проектной деятельности в экологическом воспитании свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами. Именно он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему быть успешным на этапе дошкольного обучения.

В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность. Важно у детей старшей группы сформировать элементарные научные представления о взаимосвязях между живыми организмами и естественной окружающей средой. Наличие таких знаний помогает понять, разумеется, в соответствии с возрастными возможностями, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от естественной среды.

Главными принципами отбора экологических знаний является принципы учета возрастных особенностей и научности, которые предусматривают усвоение детьми основных экологических идей и понятий.

Воспитание культуры взаимодействия с природой должно начинаться с наиболее доступного для ребенка содержания: с родного дома, с семьи. Именно с примера своей семьи и близких, поведения в быту, у ребенка начинают закладываться основы экологической культуры и безопасного поведения в таких значимых для жизни и здоровья сферах природопользования как питьевая вода, электрическая энергия, ведение и отходы домашнего хозяйства. И именно семья закладывает ценностно-смысловые установки необходимые для полноценного экологического воспитания детей.

В процессе экологического воспитания важно сформировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. А чтобы эти знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребёнка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.

Устанавливать экологические связи между неживыми объектами природы (воздухом, почвой, водой) и живыми существами, а также формирую понимание взаимозависимости между живыми организмами. Ярким примером таких связей, доступным для восприятия детьми, являются сезонные изменения в жизни природы: птицы улетают в теплые края из-за отсутствия корма – насекомых, которые прячутся или погибают от недостатка растительной еды. Весной эта цепочка возобновляется в обратном направлении. Важно, чтобы дети, усваивая такую информацию, опирались на собственные органы чувств: нашли и рассмотрели насекомых, растения, почувствовали температуру воздуха, воды, почвы и тому подобное.

Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры старших дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка, выстраивать процесс экологического воспитания детей, чтобы он являлся частью любой деятельности ребенка в рамках реализации образовательных областей программы.

Все вышеописанные методы и подходы воспитания экологической культуры воспитанников направлены также и на формирование элементарных экологических знаний. Ведь именно экологические знания дают ребёнку первое представление о мире как едином целом, раскрывают смысл начального естествознания, делая его живым. Уместно и убедительно здесь прозвучит пришвинская мысль: «Каждый из нас – «природа, что стала человеком».

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, через проектную деятельность
Опубликовано: 11 ноября 2022 в 07:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД