Галина Никанорова
Экологическое воспитание дошкольников в форме проблемно-этической беседы «Все нужны на Земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемно-этическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста
«Все нужны на Земле»
Задачи: способствовать развитию у детей эмоционально-положительного, экологически правильного отношения к внешне непривлекательным животным (симпатии, сочувствия, желания строить взаимодействие с ними на гуманной основе и т. д.). Воспитывать понимание ценности жизни, значимости живых существ, их взаимосвязи в природе.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в форме проблемно-этической беседы „Все нужны на Земле“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: чтение художественной литературы Б. Заходер «Серая звездочка», Р. Погодин «Жаба», К. Паустовский «Квакша».
Проведение опытов-наблюдений рыхление почвы дождевыми червями.
Ход занятия
1 часть.
В гости к детям приходит игровой персонаж Незнайка с картинками на которых изображены животные.
Незнайка- я очень люблю животных и спешу в лес поскорее их увидеть.
Воспитатель предлагает Незнайке рассказать с кем именно он хотел бы встретиться. (Незнайка выбирает из картинок привлекательных животных, не берет лягушку, червяка, ящерицу).
Воспитатель: Незнайка, а почему ты не выбрал этих животных?
Незнайка: Они мне не нравятся. Они некрасивые и не нужные. Без них на земле будет даже лучше.
Воспитатель обращается к детям: Как вы думаете, прав Незнайка? (Выслушивает ответы детей). Можем мы пустить Незнайку погулять в лес?
(Высказывания детей). Давайте представим, что чувствуют животные если их не любят, что бы они сказали, если бы могли говорить? (Не обижай нас, мы хотим жить на свете, прыгать по травке, ползать по земле и т. д. Мы такие же живые, как и ты)
2часть.
Воспитатель предлагает детям объяснить Незнайке, что все животные нужны и важны в природе.
- Ребята скажите, а где живет лягушка? Какого цвета вода в болоте, растения около него? (демонстрирует детям и Незнайке картинки с изображением болота или водоема)
-Что случится с лягушкой, если она станет яркой и разноцветной, как хочет Незнайка. (Дети высказываются, что яркую лягушку сразу увидят враги-хищники и съедят ее).
Незнайка соглашается с тем, что цвет лягушки пусть останется серым или бурым. Но хорошо бы она была пушистая, чтобы гладить было приятно.
Воспитатель уточняет у детей может ли лягушка быть пушистой. Почему?
(Дети объясняют, что лягушка дышит всей поверхностью кожи. Для этого нужно, чтобы кожа была всегда влажной). Подводит детей к выводу о том, что лягушка не может быть покрыта шерстью. Незнайка с детьми.
Аналогично рассматривается приспособление других внешне непривлекательных животных к среде обитания.
Воспитатель: Видишь, Незнайка, каждое живое существо приспосабливается к тем условиям, в которых оно живет. В природе все устроено мудро, каждый красив для своего места проживания.
Незнайка: я понял, что эти животные только кажутся некрасивыми, а на самом деле они так приспособились жить. Но думаю, что и без них вполне можно было обойтись в природе.
Воспитатель предлагает детям подумать, что будет, если исчезнут лягушки. (Демонстрируется модель леса с водоемом, раскрывающая связь между лягушками, насекомыми и растениями).
Незнайка: Ой- Ой скорее возвращайте лягушек, а то меня комары закусали и от леса скоро ничего не останется.
Воспитатель: Вот видишь Незнайка, лягушки в природе очень нужны. Они поедают насекомых и этим защищают растения. Люди специально привлекают лягушек в сады и огороды для защиты растений от насекомых. А человека лягушки спасают от комаров. А еще лягушки могут предсказывать будет идти дождь или нет. (Предлагает детям вспомнить отрывок из рассказа К. Паустовского «Квакша»).
А что еще человеку подсказали наблюдения за лягушкой? (Люди придумали ласты, весла, стиль плавания-брасс)
Аналогично воспитатель показывает ценность и значение в природе других животных. Привлекаются знания, полученные детьми ранее из книг, опытов и наблюдений.
Каждое живое существо хочет жить, все нужны в природе. К каждому нужно относиться бережно.
3часть.
Незнайка: Спасибо вам ребята, я понял, что нет некрасивых животных. Просто они так выглядят, чтобы им было удобно жить в разных местах. Я теперь буду всех любить и оберегать, никого не буду обижать. Побегу быстрее в лес, чтобы узнать еще что-нибудь интересное и полезное.
Дети радостно прощаются с Незнайкой.