анфиза аширова
Экономическая грамотность детей дошкольного возраста через игру
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад «Лира»
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ
Аширова А. М., воспитатель
Трясцына С. А., воспитатель
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи : сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах, но именно с дошкольного возраста необходимо начать работу по экономическому образованию.
Публикация «Экономическая грамотность детей дошкольного возраста через игру» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
По определению Шатовой А. Д экономическое образование - это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания детей. В процессе экономического образования усваивается сумма понятий и представлений об экономике, производственных отношениях, труде взрослых.
Деятельность педагога в данной теме регламентируется рядом документов, одним из которых является «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы.»
Целью стратегии – является создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан.
В п. 3.1.3 профессионального стандарта педагога определены трудовые функции, предполагающие развитие у обучающихся, способности к труду и жизни в условиях современного мира.
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является формирование общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).
Анализ программно-методических пособий для дошкольных учреждений, таких как Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», Смоленцевой А. А. «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике» показывает, что с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономической культуры авторами выделялись лишь доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно становятся личностными.
Сущность экономического образования заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным и наиболее эффективно это будет происходить в процессе игры.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством воспитания и развития, а также имеет неоспоримое значение в процессе их экономического воспитания, т. к. помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, развивать навыки поведения в соответствии с правилами, умения планировать, сотрудничать, сопереживать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым. Моделируя в игре реальные жизненные ситуации, выполняя правила взаимодействия в соответствующей игровой обстановке (операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др., ребенок воспроизводит экономические взаимоотношения и выстраивает свое отношение к окружающей действительности.
Л. Н. Галкина, С. А. Козлова, Н. А. Струнилина, А. Д. Шатова указывали на необходимость использования в процессе экономического образования дошкольников игр с сюжетом или сюжетно-ролевых игр, т. к. игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Эффективность сюжетно-ролевой игры как средства экономического образования дошкольников зависит от педагогического руководства воспитателя, система реализации которого включает ознакомление с окружающим миром в активной деятельности; обогащение игрового опыта детей; организацию предметно-игровой среды.
Для организации сюжетно-ролевой игры необходимо определить цель, разработать игровые действия и создать развивающую предметно-игровую среду с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия. Так, в группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр экономического характера («Супермаркет», «Сберкасса» и др., иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы, изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми. Как указывает И. А. Сасова, игровая атрибутика может включать в себя макеты банка, биржи, рекламного агентства, коллекцию денежных знаков различных стран, таблицы, схемы по экономике, призванные вызвать интерес у детей. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.
С целью выявления условий реализации основ экономического образования нами было проанализировано содержание ООП ДОУ. Задачи экономического образования в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы (на основе которой разработана ООП) можно реализовать через разделы «ФЭМП», «Труд» и «Игровая деятельность»
Учитывая это, нами была разработано пособие «Супермаркет», которое включает в себя несколько игр: магазин «Игрушки», «Продукты», «Мебель», «Посуда», «Канцтовары», «Одежда» и «Аптека».
Цель игры: создание условий для формирования элементарных экономических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Помочь детям осознать на доступном уровне понятия «дороже – дешевле», «больше – меньше», «выгодно – невыгодно».
2. Познакомить с финансовыми понятиями: цена, деньги, стоимость, действиями и операциями покупки и продажи.
3. Познакомить с видами магазинов и ассортиментом товаров.
4. Познакомить с профессией продавца и его трудовыми действиями.
5. Способствовать развитию речи детей, умение вести диалог, расширять активный словарь.
6. Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета.
Серия сюжетно – ролевых игр пособия «Супермаркет» способствует реализации воспитательной задачи экономического образования : воспитание нравственно - экономических качеств личности - бережливости, организованности, деловитости, предприимчивости и уважения к труду, предложенной Галкиной Л. Н.
Дидактическое пособие «Супермаркет» позволяет детям в игровой непринужденной форме устанавливать адекватную возрасту ситуацию общения. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления, воображения, речи.
Серия игр пособия «Супермаркет» способствует приобретению первичного опыта трудовых отношений, формированию основ создания будущего экономического мышления. В игре дети узнают, что такое «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «купить», формируется умение оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. В процессе сюжетно-ролевой игры формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
Интересная и новая форма подачи широко известных игр делает процесс познания более эффективным и увлекательным.