Приложение МААМ

Экономическое образование дошкольников

Наталья Тимофеева
Экономическое образование дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся очень далёкими друг от друга. Понимая, как «область разумного ведения домашнего хозяйства», «искусство ведения домашнего хозяйства», экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – это реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут.

Публикация «Экономическое образование дошкольников» размещена в разделах

Часто задают вопрос: «Экономика и дошкольник. Актуально ли?» Да, актуально. И довольно давно. Вот только усилия множества людей нужно объединить, и тогда всем станет ясно, что педагоги вовсе не спят, что они давно пытаются решить эту проблему, правда, по-своему, так как им видится через призму особенностей развития ребёнка, словом, пока успех работы целиком и полностью зависит от творчества и инициативы воспитателя. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния».

«Моё» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров разного отношения к «своему» и к «общему». Придя в детский сад со своей игрушкой, ребёнок в течение всего дня озабочен тем, чтобы не потерять её, чтобы никто не потерял и не испортил её. Малыш не жадный и даёт игрушку поиграть другим детям, но при этом он внимательно следит за её сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада подобной озабоченности нет и в помине.

Необходимо подчеркнуть, что дети по-разному относятся к личной и общественной собственности: личные потери более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь детского сада даёт массу примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и предметы для труда, совершенно не испытывая при этом чувство вины или беспокойства.

Нередко приходится слышать от взрослых: зачем ребёнку беречь и экономить, не так уж велики потери оттого, что он ломает игрушки, портит бумагу, краски, фломастеры. Мол, вырастит, столкнётся с денежными затратами, вот тогда и перестанет портить вещи.

Это глубокое заблуждение. Дело не в сломанной игрушке – из этих проступков постепенно складываются привычные формы поведения, вырабатывается определённый стиль жизни, изменить который будет не просто.

Детский сад – некая условная ситуация, которая не даёт полноценного опыта и практики «экономического поведения». Дети здесь тоже «покупают», «продают», «меняются», «работают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хорошие результаты в области экономического воспитания и развития.

Исследование в области обучения и младших школьников, в частности, первоклассников, показали, что, ещё не переступив школьного порога, дети уже владеют более чем полусотней понятий, имеющих экономическое содержание.

Если обратимся к опыту развитых стран, то увидим следующую картину. В США, Германии, Англии, Японии экономическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Там разработаны специальные экономические программы, которые знакомят детей с основами домашнего хозяйства и элементарными навыками ориентации в экономической жизни общества. Конечно, главный курс программ изучается в школе, но известно, что обучение детей в ряде стран начинается с пятилетнего возраста.

Много внимания экономическому воспитанию уделяется в семье. Например, в Германии детей уже с четырёх лет целенаправленно знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Родители дают детям (в зависимости от возраста ребёнка и возможности семьи) некоторую сумму – карманные деньги на определённый срок. Родители приучают детей использовать деньги разумно, не тратя зря, объясняют, что нужно осторожно относится к рекламе, не доверять ей безоговорочно. Истоки детской бережливости и расчётливости возникают в немецкой семье не сами по себе. Немцы генетически знают, что способность распоряжаться деньгами – необходимый жизненный навык, такой же, как умение переходить улицу, и его надо приобрести до школы.

В обычной немецкой семье принято:

1. Давать карманные деньги для того, чтобы ребё нок их тратил на соблазны: мороженое, лимонад, жевательную резинку, игрушки. В тоже время от детей не требуют покупать на «свои» деньги тетрадки, ручки и прочие школьные принадлежности – всем необходимым их обеспечивают родители.

2. Давать карманные деньги регулярно, в специально оговорённые сроки. Попытка детей клянчить пресекается.

3. Варьировать сумму в зависимости от возраста. Её величину устанавливают после совместного обсуждения в семье.

4. Никогда не использовать карманные деньги для поощрения или наказания.

Педагогическая литература США, Японии, Англии уделяет большое внимание трудовому воспитанию детей. Это интересный опыт. Однако, не все используемые методы, стимулирующие желание трудиться, бесспорны. Например, когда дети получают от родителей плату за выполненные ими поручения, таким образом, зарабатывают себе карманные деньги.

Программа А. Шатовой «Экономика и… дошкольник» состоит из связанных между собой блоков: «Труд-продукт», «Реклама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в быту». Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини-программы. Программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. В блоках легко обнаружить внутреннюю связь, которая задаёт определённую систему работы. Дети получают представление о том, что все взрослые работают. Серия разнообразных занятий позволяет ребятам понять, какую роль в жизни играет труд, откуда берутся самые разнообразные товары, необходимые людям для жизни. С этой целью дошкольники знакомятся с такими новыми профессиями, как бизнесмен, менеджер, рекламодатель, рекламный агент.

С помощью рекламы люди узнают, где и какие товары можно купить. Но как это сделать? Следующий этап работы – знакомство с деньгами. Не стоит опасаться, что разговоры о деньгах могут вызвать у детей нездоровый, повышенный интерес к ним. С ребятами обсуждаются разные жизненные ситуации: что было, когда не было денег; какие бывают деньги; какие деньги имеют хождение в разных странах, каково назначение денег – предмета жизненной необходимости; откуда они берутся?

Наконец, за деньги куплен товар. Следующий этап: «Приобрёл вещь – умей обращаться с ней». Отсюда и название блока: «Полезные навыки и привычки в быту». Это тоже экономика. Этот раздел достаточно понятен любому педагогу, так как он связан с одним из традиционных направлений в работе детского сада – воспитание навыков культурного поведения.

Анализ проведённых практических занятий показывает, что экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.

В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию экономического воспитания старших дошкольников, обоснованные оригинальные способы и методы обучения. В течение нескольких лет проводятся исследования по проблеме экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Комплексное исследование данной проблемы включает изучение таких вопросов, как содержание, технология взаимодействия с семьёй и школой.

Примерное содержание экономического воспитания отражено в 3 основных темах: «Моя семья» (семейная экономика, «Мир денег» (деньги, семья, «Мой город» (производство полезных товаров). Осваивая эти темы, дошкольники знакомятся с дошкольной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, природы на региональном материале.

Ребёнок, прежде всего, познаёт азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической деятельности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнаёт о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.

Дети получают начальные сведения об экономике своего города, профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

Использование разных форм даёт возможность проявить творчество, индивидуальность и в тоже время, что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке ему понятном.

Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я» - играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга.

Основная форма обучения – игра. Именно через игру дети учатся осваивать и познавать мир.

Сделать экономику понятной детям помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в «Профессии», дети постигают смысл туда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно обучаются «экономике». В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операция купли-продажи, производство и сбыт готовой продукции.

В таких играх как «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома» создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближённая к реальности обстановка, устанавливается адекватная ситуация общения.

Одной из форм познавательно-игровой деятельности являются комплексно-тематические занятия. Так, элементарными знаниями по экономике обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром. Благодаря этому имеется возможность интегрировать задачи экономического воспитания в различные виды детской деятельности. Развлечения и вечера досуга – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», КВН, и другие. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности.

Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Значительное место отводится сказке. Сказка – это литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой опыт народа, используют для воспитания таких экономических качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность. В них экономическое содержание показывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативность – познавательные навыки. Способность ориентироваться в ситуациях поиска. Включаясь в решение проблемной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – экономическую.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, решение таких задач повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учат видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира, вещей, природы, людей.

В работе используется вариативная модель развивающей среды. Она позволяет сочетать экономическую деятельность с математической, экологической, обогащать познавательную деятельность, наполнять её реальным смыслом и содержанием.

Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимосвязи между людьми и игра. Созданные благоприятные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в экономику, через игру, математику, рисование, обеспечивает формирование и потребности в познании, способствует умственному и личностному развитию.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты и способствует более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Каждая семья, особенно в современных условиях, ищет проблемные для себя способы самообеспечения, что имеет не только экономическое, но и большое воспитательное значение: дети убеждаются, что очень многое в быту можно сделать своими руками, если руки умелые. Из домашних занятий по хозяйству они извлекают ещё один важный урок: общий труд объединяет, позволяет дарить радость друг другу.

Ознакомление с экономической стороной жизнедеятельности семьи «вводит детей в правила разумного ведения домашнего хозяйства».

Однако в воспитании всё хорошо в меру. Перегнув палку в разговорах о деньгах, установка на экономическую выгоду, расчётливость, легко вырастить маленького Плюшкина.

Ребёнка необходимо воспитывать добрым, отзывчивым, щедрым и одновременно экономичным, бережным.

Итак, экономическое образование маленьких детей возможно только в русле нравственно - трудового воспитания. Воспитание у ребёнка трудолюбия, бережливости, предприимчивости, доброты, отзывчивости – необходимые ступеньки его к будущей жизни.

Литература:

1. Курак. Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002

2. Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх.

Пособие для воспитателей. Н. Новгород, 1994.

3. Райзберг Б. А. Экономика для детей в играх, задачах, примерах

4. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. СПб., 2001.

5. Шатова А. Д. Дошкольник и экономика. М., 1996.

Публикации по теме:

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Художественно-эстетическое образование дошкольников. Принцип постепенности погружения и опоры на апогей в искусстве О принципах обуславливающих развитие художественно-творческих проявлений и способностей детей дошкольного возраста мы уже говорили: принцип.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольников» для старшей группы "Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. " В. А. Сухомлинский. ВСЁ, ЧЕМУ ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ В ДЕТСТВЕ,.

Экономическое воспитание дошкольниковЭкономическое воспитание дошкольников В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Проект «Экономическое воспитание» в средней группе Проект экономическое воспитание «Бережливые» Вид проекта: Информационно-творческий Продолжительность: с 14 января по 12февраля 2020 года.

Экологическое образование дошкольниковЭкологическое образование дошкольников В этом году я набрала детей трехлетнего возраста, появилась идея, посадить вместе с родителями деревья, и пока дети ходят в садик наблюдать.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Экономическое воспитание дошкольников в форме квест-игры «В царство Кощея»Экономическое воспитание дошкольников в форме квест-игры «В царство Кощея» Искандирова Елена Квест-игра «В царство Кощея». Преемственность в формировании начальных экономических представлений у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экономическое образование дошкольников
Опубликовано: 6 ноября 2021 в 13:58
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экономическое образование дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Тимофеева (УИ 395960) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД