Шестакова Валентина Вениаминовна
Экспериментальная деятельность (консультация)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель экспериментальной деятельности
•Углублять представления о живой и неживой природе;
• учить самостоятельно проводить исследования ;
• добиваться результатов;
• размышлять, отстаивать свое мнение;
• обобщать результаты опытов.
Цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, прежде всего правильного отношения к природе, к себе и другим людям, как части природы.
В детском саду созданы благоприятные условия для развития у детей представлений о живой природе, о связи живой и неживой природы.
Публикация «Экспериментальная деятельность (консультация)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Вся работа по развитию естественно - научных и экологических представлений строится в определенной последовательности и опирается на предыдущий опыт детей, их умения и навыки.
Много возможностей для развития детей заложено в игре-экспериментировании. Дети большую часть дня проводят на открытом воздухе весной, а особенно летом.
В этот период я отвожу время их «общению» с природным материалом: водой. Какие же ее свойства могут усвоить дошкольники? Они уже способны понять, что такое три состояния воды.
Начинаю с жидкого ее состояния - самого привлекательного для детей. Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, ее можно разлить. Познакомиться с этой особенностью воды дети могут на прогулке: например, вылить воду на асфальт, на пол веранды и понаблюдать за тем, как она разливается, а затем испаряется под лучами солнца (лужи высыхают).
Для уточнения представлений о текучести воды провожу несложный опыт. Беру два ведерка (стаканчика и т. д., наполненные водой, а также два-три предмета из твердого материала (кубики, камешки, палочки, деревянные спилы и т. д.). Сравниваю свойства воды и свойства этих предметов: вода льется, растекается, твердые предметы сохраняют форму. А есть ли форма у воды? Ответ на этот вопрос дети должны найти самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (баночки, формочки и т. д.)
Вывод результаты экспериментирования – вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.
Обращаю внимание детей на то, что вода бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха (например, когда даем детям пить на проулке).
Представление о воде как о жидкости без запаха сформировать у детей нетрудно. «Чистая вода ничем не пахнет», -Убежденно говорят они. Труднее доказать, что вода не имеет вкуса. Утолив жажду, дети часто говорят: «Ух, вкусная!». Уточняем смысл слов «вкус», «вкусная». Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «сладкий», «кислый», «соленый», «горький». Можно ли про воду сказать, что она сладкая, кислая, соленая, горькая? Таким доступным способом можно сформировать представление о том, что чистая вода не имеет вкуса.
Иногда дети ошибочно считают, что вода белого цвета. Как их переубедить? Предлагаю вспомнить предметы белого цвета. Можно взять лист бумаги и рядом поставить прозрачную баночку с водой или стакан. На основе наглядности дети убедятся: чистая вода не имеет цвета - она бесцветная.
С этим признаком воды непосредственно связан другой - прозрачность. Усвоить этот признак дети могут на прогулке. Предлагаю им бросить в таз с водой камешки. Спрашиваю детей: всегда ли вода бывает прозрачной? Почему она бывает мутной? Прозрачная ли вода в реке, озере, луже?
В заключение подвожу детей к обобщению: чистая вода - прозрачная; мутная и грязная - непрозрачная.
У воды есть еще один признак, ознакомиться с которым дошкольнику интересно: способность поверхности воды отражать окружающие предметы. В тихий, безветренный день можно подвести детей к луже на асфальте. Рассматриваем, что отражается в воде. Старшим дошкольникам можно рассказать, что в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, бочкой с водой.
Сложнее всего сформировать представление о газообразном состоянии воды (туман, пар, тучи, облака, поскольку детей надо предварительно познакомить с таким физическим явлением, как испарение. В солнечный день можно вылить на пол веранды воду. Пол под лучами солнца быстро высохнет, а вода в виде пара исчезнет на глазах у детей.
В повседневной жизни следует чаще привлекать их внимание к этому процессу в аквариуме снизился уровень воды, высохла лужа на участке, поднимается пар из носика чайника, из-под крышки кастрюли и т. д. Вернулись с прогулки в сырой одежде - окна в раздевалке запотели, «заплакали».
Конечно, представления о превращении воды в газообразное состояние довольно сложны. Их полноценное формирование возможно при условии организации опытов, игр, упражнений. Возможно, что их усвоят не все дети. Но такая задача и не ставится.
Дети довольно рано начинают связывать переход воды из одного состояния в другое с температурой воздуха: холодно - вода замерзает, тепло - тает. Провожу опыты, наблюдая за таянием снега и замерзанием воды.
Опираясь на любознательность детей, используя методы наблюдения, игровые приемы и экспериментирование я легко и ненавязчиво подвожу своих воспитанников в важному выводу: люди не могут жить без воды.
А сколько удовольствия приносят детям игры с песком!
Вспомним стихи Б. Заходера:
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!
Удивительные здания, подземные дороги и дороги, сбегающие с крутых гор, замки, крепости и глубокие колодцы, парки и сады со скульптурами из песка - все свидетельствует о богатой фантазии ребенка, его развитом воображении, умении трудиться.
Работая с песком, дети воплощают свои замыслы, испытывают творческий подъем. Сколько у них выдумки и изобретательности! Сколько настойчивости! Но песок как строительный материал недолговечен. Стоит ли удивляться, что дошкольники успевают усвоить только первоначальные представления о свойствах песка: о цвете, сыпучести сухого песка, липкости влажного.
Дошкольников можно познакомить с еще одним свойством песка: влажный тяжелее сухого. Для этого следует организовать игры с песком «Испечем куличики». Предложите детям насыпать в одинаковые по размеру ведерки сухой и влажный песок, сравнить, какое ведерко тяжелее. Пусть дети сами попытаются объяснить, почему ведерко с влажным песком тяжелее, почему сухой песок-легче влажного. Тогда им будет понятно, что ветер разносит только сухой песок. Завершить такую работу можно, ознакомив детей с иллюстративным материалом о дюнах, пустынях: почему ветер наметает дюны, барханы, «выводит волны» на просторах пустынь.
Чтобы подвести детей к пониманию того, почему песок пропускает воду, быстро сохнет, познакомьте их с его составом. Для этого каждому ребенку предложите положить на картон горстку песка, а картонки расположить по краю песочницы. Целесообразно поставить перед детьми познавательную задачу: «Внимательно рассмотрите песок, найдите как можно больше особенностей у песчинок». Неожиданно для самих себя дети с удивлением обнаружат много интересного: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем маленькие, по цвету (попадаются темные и светлые, по степени блеска (одни блестят, другие матовые, в песке встречаются ракушки и т. д.
После этого детей несложно подвести к выводу, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются по листу бумаги. Понятнее станет детям и причина быстрого высыхания песка: между песчинками есть свободное место, куда проникает ветер, солнечное тепло.
Такие игры не только развивают творчество дошкольников, но и помогают им в доступной и интересной форме познать свойства и качества природных материалов; пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.