Папки-передвижки

Экспериментирование с объектами неживой природы как средство формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста

лариса докторова
Экспериментирование с объектами неживой природы как средство формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Экспериментирование с объектами неживой природы как средство формирования знаний у детей

старшего дошкольного возраста.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Публикация «Экспериментирование с объектами неживой природы как средство формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные исследователи (Иванова А. И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Поддьяков Н. Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». «Детское экспериментирование» – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой (Поддьяков Н. Н).

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать [3].

Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л. А. Парамонова). Взрослому, формирующему у детей знания, необходимо преодолевать монологический дидактизм.

Решая задачи познавательного характера: педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности; предполагает проблемные задачи (необязательно реальные, направленные на формирование потребности решать их опытным путем.

Чтобы повысить интерес, педагогу предлагается ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин, устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед, выдвигать предположения, делать выводы; совместно обсуждает предположения, помогает обобщать полученные результаты. Диалогический принцип в поисково-исследовательской деятельности весьма значим для развития познавательной активности. В тех случаях, когда оба процесса осуществляются в качестве монологических, как считает А. М. Матюшкин, реального развития познавательной активности и становления более высоких форм мышления не происходит. Собственно, об этом свидетельствуют и исследования Н. П. Усовой, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, О. Л. Князевой: развитие поисковой деятельности у дошкольников происходит в процессе систематического решения задач проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых. Новизна этих способов, как отмечает Л. А. Парамонова, отличается субъективностью, т. е. деятельностью конкретных детей.

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер [2].

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

При экспериментировании ребенок находится в позиции исследователя. Педагог ставит перед ним задачу, но не показывает способа решения. При экспериментировании ребенок должен сам осуществить ряд поисковых действий. Педагог направляет эти действия осторожно, чтобы не снизить активность и самостоятельность ребенка. Участие детей в экспериментировании требует сложной аналитико-синтетической деятельности мышления, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы. В ходе экспериментирования эти умения и формируются.

Вот почему данный метод используется с детьми старшего дошкольного возраста [1].

Список литературы:

1. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. - М. : Перемена, 1996.

2. Иванова А. И. Живая экология, программа экологического образования дошкольников, М., Сфера, 2006.

3. Иванова А. И. Особенности усвоения дошкольниками экологических понятий. // Управление дошкольным учреждением. – 2005. - № 8.

Публикации по теме:

Фотоотчет о зимней прогулке.Фотоотчет о зимней прогулке. Знакомьтесь - это мы! Сегодня на прогулку к нам пришел Зайчонок, он очень любознательный и вместе с детками решил узнать как можно.

Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование с объектами неживой природы как средство формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2014 в 19:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование с объектами неживой природы как средство формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем лариса докторова (УИ 269692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД