Получи документы

Экспериментальная деятельность в ДОУ

Елена Горошилова
Экспериментальная деятельность в ДОУ

Экспериментальная деятельность в

ДОУ

[/h3]

Актуальность

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

Публикация «Экспериментальная деятельность в ДОУ» размещена в разделах

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Цели:

• Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

• Развитие словаря

• Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;

• Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи:

• Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

• Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).

• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений

• Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью

• Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи:

• Познакомить детей со свойствами предмета исследования;

• Формировать умение делать открытия и выводы;

• Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

• Развивать экспериментальную деятельность;

• Развивать речь детей;

• Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

• Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

• Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;

• Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

• Воспитывать аккуратность в работе.

Методы:

1. Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.

2. Наблюдения за объектом

3. Просмотр иллюстраций

4. Беседа с элементами дискуссии

5. Познавательный рассказ воспитателя

6. Чтение художественной литературы.

7. Проведение опыта, эксперимента.

Предметная среда:

1. Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса

2. Емкости :пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки, воронки, сита, лопатки, формочки

3. Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т. д.

4. Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т. д.

5. Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т. д.

Формирование представлений у детей:

• О предметном мире.

• О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т. д.

• О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.

• О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т. д

Перспективное планирование

Познавательно – исследовательской деятельности

Вторая младшая группа

Сентябрь

Тема: Свойства песка

Задачи: Познакомить со свойствами песка : состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.

Материал: Ведерки, совки, вода, песок.

Октябрь

Тема: Игры с веерами и султанчиками

Задачи: Познакомить детей с одним из свойств воздуха: движением; движение воздуха - это ветер.

Материал: Султанчики, вертушки

Ноябрь

Тема: Звуки

Задачи: Учить определять и различать издаваемые шумовые звуки. Развивать слуховое внимание и память.

Материал: Бумага, деревянный молоток, погремушка, звуковая игрушка ит. д.

Декабрь:

Тема: Ткань

Задачи: Учить детей определять и называть качество ткани : мягкость, прочность, мягкость; свойства ткани: мнется, рвется, намокает.

Материал: Ткань : шелк, хлопок, синтетика, мех.

Январь

Тема: Древесина

Задачи: Учить детей узнавать предметы, изготовленные из древесины. Познакомить с качествами древесины: твердость, прочность, структура поверхности. Познакомить со свойствами древесины: режется, не бьется, не тонет в воде, горит.

Материал: Кусочки дерева, деревянные предметы.

Февраль

Тема: Бумага

Задачи: Учить детей узнавать предметы, сделанные из бумаги. Познакомить со свойствами бумаги : мнется, рвется, режется, горит, намокает. А также с её качествами: цвет, гладкость, толщина, способность намокать.

Материал: Предметы из бумаги.

Март:

Тема: Посадка лука

Задачи: Формировать представления детей о росте лука из луковицы. Показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Материал: Луковицы, сосуды с водой и без, бумажный пакет.

Апрель

Тема: Веточка

Задачи: Наблюдение за появлением листьев на веточках : тополя, вербы - поставленных в воду.

Материал: Веточки вербы и тополя, сосуды с водой.

Май

Тема: Из чего сделаны предметы

Задачи: Учить детей определять на ощупь материал, из которого сделан предмет. Активизировать в речи прилагательные, обозначающие материал : пластмассовый, деревянный, бумажный, резиновый.

Материал: Игрушки, изготовленные из различных материалов.

Июнь

Тема: Солнечный зайчик

Задачи: Формировать представление детей о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности.

Материал: Зеркальце.

Июль

Тема: Узнай по вкусу

Задачи: Продолжать знакомить детей с органами чувств и их назначением. Учить детей узнавать вкусовые свойства продуктов: кислый, сладкий, горький.

Материал: Продукты с разным вкусом: конфета, лимон, хлеб ит. д.

Август

Тема: Запахи

Задачи: Формировать представление детей о способности определять запахи и их качества: кислый, сладкий, неприятный.

Материал: Предметы с различным запахом: духи, трава мята, чай, табак.

Публикации по теме:

Экспериментальная деятельность малышей Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше.

Экспериментальная деятельность «Дети — исследователи»Экспериментальная деятельность «Дети — исследователи» Дети по своей природе исследователи. С радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Всё ребята хотят постигать самостоятельно.

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме «Экспериментальная деятельность дошкольников» МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема «Экспериментальная деятельность дошкольников» Подготовила Воспитатель Мурыгина С. П.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность дошкольников» Мастер – класс для педагогов ДОУ. Выполнила: Первушкина Е. М Тема. Экспериментальная деятельность дошкольников. Цель: дать участникам мастер-класса.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе ДОУ Опыты и эксперименты в подготовительной группе ДОУ Актуальность: Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ по ФГОС Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность «Опыты с электричеством» Эксперимент со статическим электричеством Статическое электричество — одно из интереснейших явлений природы. Оно окружает нас со всех сторон.

Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана» Видео Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана» Цель: Познавательное развитие: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим.

Экспериментальная деятельность в детском саду Организация экспериментальной деятельности в детском саду Экспериментальная деятельность в детском саду. Мир, в котором мы живем, сложен,.

Экспериментальная деятельность «Спичечные бега»Экспериментальная деятельность «Спичечные бега» Цели. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закреплять правила безопасности при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность в ДОУ
Опубликовано: 16 июня 2018 в 16:31
+56Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД