Татьяна Владимировна Морева
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Изучение свойств бумаги
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе.
Изучение свойств бумаги.
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.
2. Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания;
Публикация «Экспериментальная деятельность в подготовительной группе, Изучение свойств бумаги» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Поделки из бумаги
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
3. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением.
4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
5. Развивать память, внимание, мышление, речь.
6. Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов.
Интеграция образовательных областей:
1) социально-коммуникативное развитие
2) познавательное развитие
3) речевое развитие
4) физическое развитие
Предварительная работа: знакомство с историей появления бумаги, рассматривание иллюстраций по теме.
Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая. Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.
Демонстрационный материал:
Посылка, бумага, картон, схема-таблица.
Раздаточные материал:
Бумага, картон, газета, салфетки, туалетная бумага, масло растительное, маленькие машинки, вода, ванночки, ножницы, вода.
Методические приемы:
Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.
Ход образовательной деятельности:
1. Приветствие сопровождается движениями, дети стоят на ковре в кругу:
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Сегодня к нам в детский сад поступила посылка. Ребята, давайте посмотрим, от кого? Интересно, а здесь адрес зашифрованный. Хотите узнать от кого посылка?
Но вы должны отгадать загадку и узнаем, кто нам ее прислал.
Я живу в глухой избушке,
Знаю каждую опушку,
Каждый холмик и нору,
Ведь работаю в бору.
(Ответы детей)
Воспитатель открывает коробку, в ней лежат деревянные и бумажные предметы (деревянная ложка, деревянный кубик, лист бумаги, салфетка, цветной картон, конверт, а в нем - письмо от Лесника)
- Ребята, посмотрите, что лежит в этой посылке? (дети перечисляют предметы (воспитатель помогает)
2. Проблемная ситуация
- Ребята, а в конверте письмо! (достает и читает письмо)
«Здравствуйте ребята! Я прислал вам письмо не случайно, ведь речь на занятии пойдёт о предмете, которым я очень дорожу. Хотите узнать, что это? Тогда послушайте.
Без них нам на свете никак не прожить!
Не сможем дышать и не сможем ходить.
Не будет ни тени, ни пищи, ни дома.
Все звери умрут без надежного крова.
Их надо беречь, уважать, защищать.
И люди должны это все понимать!
(Ответы детей)
- Лесник хочет узнать: «Что объединяет все эти предметы?». Помогите, пожалуйста, разобраться»
- Поможем, ребята? (Ответы детей)
- Ребята, а давайте подумаем. Все предметы разные, но что их объединяет? Что у них общее?
(Ответы детей)
- Но почему среди деревянных предметов лежит бумага? (Ответы детей)
- Вот об этом мы сегодня поговорим.
Просмотр видеоролика о возникновении бумаги, её назначении.
- В посылке лежит бумага для эксперимента и карточки с заданиями.
- Эта посылка поможет нам многое узнать о бумаге и сделать выводы, которые мы занесем в таблицу. На карточках написаны цифры, найдите с цифрой №1.
3. Экспериментальная деятельность
Карточка №1, схема «Ножницы»
Опыт 1 "Бумага режется"
- Как вы думаете, что означает следующая схема? - ответы детей. - Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее. (+,-)
Карточка №2, схема «Комок бумаги»
Опыт №2 "Бумага мнется"
- Возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?
Вывод: бумага мнется. Чем толще бумага, тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Куда ставим значок? (+, -) полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги. (+,-)
Карточка №3, схема «Рванная бумага»
Опыт №3 «Бумага рвется»
- Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся, заносим наши данные в таблицу.
Второе свойство бумаги - бумага рвется (-).
Пальчиковая гимнастика
Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее порвем.
Карточка №4, схема «Капля воды»
Опыт 4 «Бумага намокает»
- Этот значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.
- Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (Ответы детей)
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага - материал непрочный.
Куда поставим значок? Полезно это для бумаги? (-)
Карточка №5, схема «Растительное масло»
Опыт 5 «Бумага впитывает масло»
-Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?
Дети: бумага впитывает масло.
-Куда поставим значок и какой сделаем вывод?
Вывод: масло пропитывает бумагу. (+)
Физминутка
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги,
Для журнала, книги, и тетради.
Карточка №6, схема «Нота»
Опыт №6 "Бумага издает звук"
- Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения - стирка белья, а теперь картон. Бумага шуршит, скрипит, звук разный.
Вывод: при смятии, трении бумага издает звук. (+)
Карточка №7, схема «Ветер».
Опыт №7 «Бумага летает»
Проводим дыхательную гимнастику по методике А. Н. Стрельниковой.
Упражнение «Ладошки»
И. п. – стоя:
Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз, а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения. Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек.
Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.
- Может ли бумага летать? Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением.
- На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
Вывод: комочки бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются. (-)
Карточка №8 схема «Мост»
Опыт №8 «Мост из бумаги»
- Поставьте два стакана рядом друг с другом и сверху расположите лист бумаги. У нас получился мост.
- Давайте проверим, выдержит ли наш мост легкие предметы. Сначала сформулируйте гипотезу о том, выдержит ли мост маленькую машинку. (пусть ребенок положит на лист небольшую машинку).
- Что происходит? Почему мост развалился?
- А теперь проведём второй опыт. Сложите лист в виде гармошки.
- Получилось?
Вывод: бумага стала более прочной.
Карточка №9 схема «Перечёркнутая спичка»
Опыт №9 «Бумага горит»
- Как вы думаете, что означает этот знак? Опасно, нельзя делать самим.
- Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? - ответы. - Правильно, бумага загорится.
- А это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Вывод: Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.
4. Итоговая часть
- Наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге. Какими свойствами обладает бумага? Выводы исследований - опираясь на схемы. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
1. Бумага мнется.
2. Бумага рвется.
3. Бумагу можно резать.
4. Бумага намокает.
5. Бумага впитывает масло.
6. При смятии бумага издает звук.
7. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
8. Бумага летает.
9. Бумага горит.
- А ещё из бумаги можно делать поделки.
- Как люди используют бумагу в своей жизни? (Ответы детей)
- На ней рисуют, обёртывают что-либо, делают книги, раскраски; вытирают рот после еды; деньги делают из специальной бумаги.
- А еще вы узнали о том, что бумагу можно использовать несколько раз.
- Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге. Чем экономичнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу. А уважаемый друг – Лесник будет радоваться!
- Как мы можем сберечь деревья? (Ответы детей) Не портить листы просто так, не разрисовывать и не рвать книги (даже если они ваши).
5. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Кому расскажете об этом дома?
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.