Светлана Заморохова
Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе «Вода — волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представление детей о свойствах воды; в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, роса, снег, иней, лед, пар и т. д.) и состоянием воды в окружающей среде; прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу; способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность
Задачи:
1. Развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей;
2. Развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий;
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе „Вода — волшебница“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
3. Развивать связную, диалогическую речь, отвечать на вопросы предложением, согласовывая слова в роде и падеже/
Ход занятия:
-Ребята, вы помните, как называется наша группа?
-Правильно, «Капитошка». А вы знаете, кто такая капитошка?
-Да, это капелька воды. Капитошка пришла к нам в гости и хочет с нами провести время.
-Посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода). -Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды.
-Ребята, сколько жидкости мы выпиваем в день? Давайте посчитаем. (чай, кофе, компот, молоко, кефир и т. д.)
-А еще борщи, супы, овощи.
-Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости». (ситро, минеральная вода, кисель, сок, бульон, какао, молочный суп, морс, кока-кола и т. д.)
-Вода обладает чудесным свойством, она может растворят различные вещества. Съел ты бутерброд, разжевал, проглотил, вода растворит этот бутерброд на мелкие частички, и кровь разнесет питательные вещества по всему организму, каждой клеточке. Вода- это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться.
-Ребята, Капитошка хочет задать вам загадки.
-В огне не горит
И в воде не тонет. (лёд)
-Сперва летит, потом бежит,
Потом на улице лежит…
Тогда без бот или калош
Его сухим не перейдешь. (дождь)
-Растет она вниз головою,
Растет не летом, а зимою.
Чуть солнце ее припечет,
-Заплачет она и умрет. (сосулька)
-Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки)
-Кто знает, что на глобусе обозначено белым цветом? (Это льды и снега).
-Это тоже вода. А еще вода умеет превращаться в дождь, пар, туман, облака и т. д
(предлагаю детям картинки с изображением различных времен года.)
-Ребята, рассмотрите картинки и найдите воду на картинках.
-Ребята, я и Капитошка предлагаем вам посетить лабораторию.
-Кто знает, что делают в лаборатории?
-Но прежде, чем приступить к исследованиям, послушайте правила поведения в лаборатории:
-Не шуметь – этим мы мешаем другим.
- Аккуратно обращаться с посудой.
-Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
-Слушать воспитателя
-Внимательно следить за результатом опыта.
-Закончив наблюдение, сделать вывод.
Опыт №1. Определить, одинаковая ли вода в трех стаканах по цвету, вкусу, прозрачности, температуре.
-Как мы будем определять цвет и прозрачность? (глазами)
-Температуру? (рукой)
-Вкус? (языком).
-Вода прозрачная, бесцветная, холодная, а на вкус – соленая, сладкая, кислая.
-Ребята, посмотрите, соли, сахара, лимонного сока не видно, а вкус остался.
-Что за волшебница-вода? Оказывается, вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонный сок.
Опыт №2. Имеет ли вода форму.
Взяли несколько разных сосудов. Налили воду в самый узкий сосуд, а затем начали переливать воду из сосуда в сосуд.
-Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.
Опыт №3. Тонет или нет лед в воде.
-Вывод: нет не тонет, так как во льде есть пузырьки воздуха.
Опыт №4. Живые цветы.
В таз с водой опускали закрытые бумажные цветы
-Ребята, что происходит с цветами? В воде цветы намокают и выпрямляются.
-Вывод: бумага намокает, лепестки под тяжестью воды раскрываются и ложатся на поверхность воды.
Опыт №5. Радуга.
На бумажном полотенце с двух сторон нарисованы фломастером полоски радуги. В двух стаканах налита вода, мы погружаем края бумаги в воду и наблюдаем.
-Вывод: волокна бумаги намокают, вода поднимается по полотенцам и соединяет цветные полоски радуги соединяя их.
Опыт №6. В какой воде утонет яйцо.
Мы взяли две емкости. В одну из них насыпали много соли, хорошо размешали. И стали наблюдать.
-Вывод: в пресной воде яйцо утонуло, а в соленой плавало. Соленая вода предметы выталкивает на поверхность. Вот почему нам легко плавать на море, чем на речке.
Опыт №7. Поднимающаяся вода.
Мы взяли 5 стаканов. В первый, третий и пятый налили воды. Затем ее покрасили красителями. Свернули салфетки и опустили края в стаканы. И стали наблюдать. На это исследование нам понадобилось больше времени.
-Вывод: вода впитывается волокнами салфетки и поэтому поднимается. Под действием силы тяжести вода опускается в пустые стаканы и при этом на смешивается в пустых стаканах получая другие цвета.
-На этом ребята, наши исследования завершаются. Вам понравилось в лаборатории? И Капитошке тоже очень понравилось.
-Ребята, кажется, что воды на Земле много. Вон сколько голубой и белой краски на глобусе! Сейчас в мире воды столько же, сколько было всегда. Но сегодня на планете живет людей намного больше и воды используют больше. Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную, уже использованную воду. Сколько людей должны потрудиться, чтобы опять очистить эту воду. Давайте выучим правила пользования водой.
1. Закрывать кран с водой.
2. Не пускать воду сильной струей.
3. Набирать столько воды, сколько необходимо, не наполнять ванну доверху.
4. Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
-Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воду вы в пруду найдёте,
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница – вода!
Капитошка: - Ребята, мне очень понравилось у вас и я хочу вам подарить своих сестренок капелек. У меня есть веселые и грустные капельки. Возьмите себе капельки какие вам понравятся.