Миронова Светлана
Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего возраста. План по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Тема: «Экспериментирование как средство познавательного развития у детей старшего возраста»
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружа-ющего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов дей-ствительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продук-тивнее при других равных условиях будет его творческая, исследователь-ская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Публикация «Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего возраста, План по самообразованию» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способ-ную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребё нка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность эксперимен-тирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской дея-тельности, в том числе и игровую».Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающе-го для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же меха-низмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятель-ность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать име-ющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что явля-ется залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальнов современном мире, так как благодаря развитию по-знавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любо-знательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подве-сти ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской де-ятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о ми-ре.
Цель работы по теме самообразования :
создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы ин-теллектуально – личностного, творческого развития.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности де-тей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоя-тельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе эксперимен-тирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспери-ментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы на год
Изучение методиче-ской литера-туры Сентябрь - май 1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о при-роде», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О. В. и др. Ре-бенок в мире поиска: Про-грамма по организации поисковой деятельности детей дошкольного воз-раста. М. : Сфера 2005 г.
4. Дыбина О. В. Неизве-данное рядом: занима-тельные опыты и экспери-менты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А. И. Методика организации экологиче-ских наблюдений и экспе-риментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с во-дой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых роди-телей. СПб., 1998.
8. Экспериментальная де-ятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Вол-гоград: Учитель, 2009. Анализ изучен-ной литературы (в плане по са-мообразованию).