Чвилева Наталья
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Улыбка» муниципального образования Абинского района
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Воспитатель
Чвилева Наталья Борисовна
2020 г.
Содержание:
Введение….
Глава 1. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста…
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, Самообразование» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
1.1. Цели и задачи опытно – экспериментальной деятельности….
1.2. Методы и приемы опытно – экспериментальной деятельности…
1.3. Классификация экспериментов…. ….….
1.4. Состав и структура уголка экспериментирования….
Глава 2. Анализ практического применения опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста…
Заключение….
Список литературы….
Приложение….
Введение
Актуальность темы:
Дети 21 века живут и развиваются в эпоху информатизации. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными,умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Задача взрослого – создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы.
Учитывая актуальность значения, которое имеет исследовательская деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, была выбрана тема исследования.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Задачи:
Педагог:
• Изучить научно-методическую литературу и интернет источники.
• Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
• Пополнить экспериментальный уголок.
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
• Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности.
• Разработать консультации и памятки для родителей.
Дети:
• Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения.
• Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага).
• Развивать связную речь.
• Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
• Развивать у детей коммуникабельность. наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Группа: Подготовительная с ЗПР.
Срок реализации: 2019-2021 уч. год.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.
Сентябрь, октябрь
Изучение научно-методической литературы и интернет ресурсов. Разработка перспективного планирования по самообразованию.
Составление картотеки опытов и экспериментов (в течении года).
Обогащение предметно – развивающей среды по экспериментированию (в течении года).
Ноябрь
Консультация для родителей. «Ребенок - исследователь в детском саду».
Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования.
Декабрь
Консультация для родителей: «Экспериментирование дома».
Проведение опытов и экспериментов с детьми.
Январь
Консультация для родителей: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»
Проведение опытов и экспериментов с детьми.
Февраль
Ознакомление родителей с проблемой по теме детского экспериментирования.
Разработать памятку для родителей: «Роль экспериментирования в познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников».
Март
Участие в конкурсе на лучший уголок по познавательно – исследовательской деятельности.
Посадка рассады (лук, петрушка, укроп, салат) в группе.
Апрель
Уход за рассадой.
Проведение опытов с детьми.
Проектная деятельность «Эксперименты и опыты в нашей группе»
Май
Конкурс «Ваза для цветов» (Пластиковые бутылки)
Оформление фотовыставки для родителей «Экспериментируем, играя»
Глава 1 Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений.
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности.
2. В экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества.
3. Экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
4. В экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы.
Главное достоинство заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
- Развивается речь ребенка.
- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности.
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и многие другие.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления.
2. В экспериментировании достаточно четко представлен момент саморазвития.
3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования - манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается.
После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать результаты графически.
1.2 Цели и задачи опытно – экспериментальной деятельности. :
-развитие познавательной активности детей;
-формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы.
-создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий ООД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, или мини-лаборатория.
Задачи опытно- экспериментальной деятельности
Образовательные:
-Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
-Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
-Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие :
-Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
-Развитие мелкой моторики и координации движений.
-Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
-Развитие внимания и памяти.
-Развитие речевых способностей.
Воспитательные :
-Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
-Создание дружеской атмосферы в группе.
-Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
-Воспитание усидчивости и аккуратности.
1.3. Методы и приёмы:
• Проблемно-поисковый метод.
Создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения.
• Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности.
• Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов, углубляя свои знания: ставят опыты с водой, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы.
В опытно-экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и практических способностей детей.
Виды занятий по экспериментированию:
• Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации.
• Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг). К моделированию способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги, педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной.
• Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.
Способы фиксация результатов детского экспериментирования: Фиксация результатов является обязательным этапом. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).
1. Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы. Этот способ можно применять с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.
2. Ментальный. Для фиксации результатов используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.
3. Практический. Заключается в фиксировании результатов на бумаге. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей.
Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии,подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, привлекаются к участию сказочные персонажи.
1.4. Классификация экспериментов.
Эксперименты классифицируются по разным принципам:
- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
- По месту проведения: в группе, на участке.
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические.
- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.).
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач.
Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
1.4. Состав и структура уголка экспериментальной деятельности.
Немаловажную роль для успешной работы в рамках поставленных задач имеет правильная организация развивающей предметно – пространственной среды. Из п. 3. 3. 1. Образовательного Стандарта следует, что развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию Образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории. Развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п. 3. 3. 4. ФГОС).
Предметно-пространственная среда должна быть ориентирована на зону «ближайшего развития» ребенка, содержать предметы и материалы, которыми дети могут работать вместе со взрослым, а также самостоятельно.
Состав и структура:
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции - мини-музей (тематика различна, например: "Часы бывают разные", "Изделия из камня". - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
- разные виды бумаги;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки - половинки мыльниц, формы для льда -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки)"Что можно, что нельзя" - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
В уголке экспериментальной деятельности выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Выводы по главе 1
Итак, наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности). Можно сделать вывод о следующих особенностях детского экспериментирования:
- экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности;
- способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста;
- экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п. ;
- детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.
Глава 2. Анализ проделанной работы по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ходе опытно – экспериментальной деятельности. Эта глава будет дорабатываться в 2020- 2021г.
Заключение.
В работе я изучила психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в ходе опытно – экспериментальной деятельности.
С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, была подобрана серия экспериментов.
В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента.
На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей.
Список литературы:
1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2004.
2. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3. - С. 4-12.
3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М. : Педагогическое общество России, 2003- 79с.
4. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. – 1997. - №1. - С. 6.
5. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С. 13-16.
6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ – М. : ТЦ “Сфера”, 2005.
7. Интернет-ресурсы.