Экспериментирование с деревом и металлом

Гудовцева Надежда
Экспериментирование с деревом и металлом

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности.

Образовательная область:

речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Расширить представления детей о дереве, металле, их качествах и свойствах.

Задачи:

Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева и металла с помощью экспериментальных действий. Научить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева и металла.

Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, методами исследования объекта по известному алгоритму. Поощрять стремление детей к самостоятельным исследованиям.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе

Методические приемы: загадки, действия с предметами, элементарные эксперименты, наблюдения опыта, рассказ-беседа, просмотр предметов, объяснение учителя, оценка действий и деятельности детей.

Активация словаря: металлический, деревянный, гладкий, тяжелый, легкий.

Обогащение словарного запаса: шероховатость, теплопроводность.

Материалы и оборудование: большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брус, таз с водой, спички, металлические и деревянные ложки; миска с горячей водой.

Ход занятия: организационный момент

Громче дудочка поёт, на занятие зовёт!

А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка загадки.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется. (Топор)

Воспитатель: Лес - наш друг, где растут разные виды деревьев. - А что хорошего в деревьях?" (детские ответы: кислород, дом для птиц, различные предметы сделаны из деревьев.) Молодые, здоровые деревья, новый лес ни в коем случае нельзя вырубать – это запрещено законом. Лес – наше богатство, его надо беречь. Лес охраняют лесник и егерь.

Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесиной. Чтобы получить древесину, древесину сначала вырубают, затем очищают от веток, бревна везут на фабрику, где их разрезают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы. Заготовка древесины зимой. Не случайно древние славяне называли январь сеченем. По древним приметам, лес вырубали в новолуние, так как лес, вырубленный в другое время, гниет.

И сегодня нас окружает большое количество изделий из дерева: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т. д. Дерево - один из самых распространенных материалов, который люди научились обрабатывать в древние времена. С помощью топора, ножа и других орудий люди строили дома, мосты, ветряные мельницы, укрепления, орудия труда, посуду и многое другое. Человека, который работает с деревом, называют плотником.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли два героя. Давай отгадаем загадки, а потом узнаем, кто они.

Цветной Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом проведет

Там след кладет.

Любим нос везде совать,

И чертить и рисовать.

Все раскрашиваем сами

Разноцветными носами

(карандаш)

Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

Весь я сделан из железа,

У меня ни рук, ни ног

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук.

(гвоздь)

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадки.В гости приходят герои: Гвоздь и Карандаш.

Гвоздь: Здравствуйте, ребята. Мы с Карандашом большие друзья, но не можем решить, кто из нас прав?

Карандаш: Я самый главный, смотри, сколько нужных вещей сделано из дерева!

Гвоздь: Нет, я важнее, из металла делают гораздо более нужные вещи!

Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашим друзьям разобраться, кто прав.

Скажите, какие предметы сделаны из дерева? И я буду считать

Дети: Стол, стул, кровать, диван, дверь.

Воспитатель: А какие предметы сделаны из металла?

Дети: Ложка, вилка, кастрюля, плита.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? И дерево, и металл делают много очень необходимых вещей. Так что и Гвоздь, и Карандаш правы!

Воспитатель:Но гвоздь все равно не отпускает:

Гвоздь: А металлическая поверхность гладкая! Сюда!

Воспитатель: Как вы думаете, что скажет ему Карандаш? Давайте выясним, чем отличаются предметы из дерева от предметов из металла? Возьмите металлическую пластину и деревянный брус. Отличаются ли они на ощупь? Какова поверхность металлической пластины?

Дети: Гладкая.

Воспитатель: А какая у деревянного бруска?

Дети: Шероховатая, шершавая.

Воспитатель: Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что вы чувствуете?

Дети: Пластина – холодная.

Брусок – теплый.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Металл – холодный.

Дерево – теплое.

Воспитатель: И Карандаш этим гордится. Он также говорит, что дерево мягче металла.

Как вы думаете, Карандаш прав? Давайте проверим.

Опыт "Вбить гвоздь в дерево и металл" (педагог показывает)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Дерево мягкое, а металл твердый.

Воспитатель: Но спор продолжается. Гвоздь говорит, что он очень крепкий!

Проверим? Я беру в руки гвоздь и попробую его сломать. Не получилось? Значит он какой?

Дети: Прочный.

Воспитатель: Теперь я попробую сломать спичку. Она сломалась очень легко. Что можно сказать?

Дети: Спичка – хрупкая.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Дерево – хрупкое.

Металл крепок.

Давайте встанем у наших стульев и немного отдохнем.

Физминутка.

Один, два, три, четыре (дети маршируют).

Нам нужна мебель для квартиры (наклоняется вперед)

Мы пригласим грузчиков (повороты туловища влево и вправо)

И идем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак -

поворачиваем налево и направо, изображая руль)

Что они продают сегодня? (поворачивается налево и направо).

Стулья, табуретки, табуретки, шкафы, диваны и буфеты (приседания).

Воспитатель: Молодцы. Мы немного отдохнули. Тем временем

Гвоздь и Карандаш отправляются в путешествие в свою сказочную страну. Они подошли к реке.Карандаш был в восторге: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!» А Гвоздь приуныл. Как вы думаете почему?

Ответы детей (гвоздь может утонуть).

Воспитатель: Давайте проверим, что поплывет, а что утонет?

Опыт "Тонет - плывет".

Воспитатель: Я беру гвоздь и деревянную плашку и кладу их в таз с водой.Что мы видим: дерево осталось на поверхности, а гвоздь - утонул.

Воспитатель: Какой вывод я могу сделать?

Дети: Металл-тяжелый, а дерево легкое.

Воспитатель: Тогда как же Гвоздь может попасть на другую сторону?

Дети: Его может перевести Карандаш (плот).

Воспитатель: Так и поступили наши друзья. Мы перешли на другую сторону.

Перебрались на другой берег.

Гвоздь: Как я устал!

Карандаш: А я есть очень хочу!

Гвоздь: Давай сварим уху!

Карандаш: Я пойду рыбу ловить.

Гвоздь: И я пойду.

Карандаш: А кто будет костер разводить?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кому нужно разводить костер, а кто пойдет рыбу ловить?

Дети: Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить, он не боится огня.

Воспитатель: Сварили друзья ухи, сели есть. Гвоздь достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку.Как вы думаете: почему? Есть такое свойство, которое называется теплопроводность – от слов «проводить тепло». Дерево нагревается очень медленно и не сильно, а металл быстро становится раскаленным.

Теперь мы увидим это на собственном опыте.

Воспитатель: Я положу деревянную ложку и металлическую ложку в чашку с горячей водой. Как вы думаете, что произойдет?

Дети: Металлическая ложка горячая, а деревянная - нет.

Воспитатель: Это теплопроводность. Какой вывод можно сделать?

Дети: Металл проводит тепло.

Воспитатель: Как же быть Гвоздю – все время обжигаться во время еды?

Ответы детей (кушать деревянной ложкой).

Воспитатель: Карандаш вел себя как настоящий друг - он дал Гвоздю деревянную ложку. Наши друзья поели, посидели у костра и решили двигаться дальше. Но им ведь нужно потушить костер! Как это сделать?

Дети: Залить водой – это может сделать Карандаш.

Закидать песком – с этим может справиться Гвоздь.

Воспитатель: Так они и сделали. А затем отправились восвояси.

Итог:

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? Назовите какие свойства дерева и металла вы сегодня узнали?

Дети: Дерево – шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается.

Металл – гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, ржавеет, притягивает магнит, нагревается.

Спасибо за занятие.

Экспериментирование с деревом и металлом
Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Конспект прогулки «Наблюдение за деревом каштан» в старшей группеКонспект прогулки «Наблюдение за деревом каштан» в старшей группе Цель: расширить знания детей о дереве каштан; Задачи: учить замечать красоту цветущего каштана, используя загадки и стихи, рассматривая.

Наблюдение с детьми подготовительной группы за экзотическим деревом «Фейхоа»Наблюдение с детьми подготовительной группы за экзотическим деревом «Фейхоа» Задачи: - расширить и закрепить знание детей о растительном мире своего участка; - помочь детям осознать значимость каждого дерева, кустарника.

Фотоотчет «Наблюдение за цветущим «деревом счастья».Фотоотчет «Наблюдение за цветущим «деревом счастья». Уважаемые коллеги! Удивителен и разнообразен растительный мир на Кубани! Столько цветущих деревьев весной благоухают и радуют глаза своим.

Библиотека изображений:
  • Сад и огород
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Экспериментирование с деревом и металлом
Опубликовано: 24 января 2021 в 18:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 марта. День ниток и пряжи на МААМ

Нитки всегда были и будут очень важны для людей: без них не сошьёшь одежды или обуви, чтобы защитить себя от холода. В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о том, как делаются нитки,...

2 марта. Международный день спички

Простому, но очень важному, изобретению человечества посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вместе с ребенком найти спичкам нестандартное...

Сценарий праздника, посвящённого пятилетию образования Юпид «Дети «Звёздочки» за мир...
Цель: пропаганда среди дошкольников безопасного поведения на улицах города. Формирование у детей углубленных знаний Правил дорожного движения через...
Детский мастер-класс «Павловопосадский платок — подарок маме»
Совсем скоро мы будем отмечать замечательный праздник – 8 марта. К этому празднику все дошколята готовят подарки, сделанные своими руками. Очень...
Фотоотчёт о занятии по аппликации «Цветочек для мамы» в средней группе
Цель: Вызвать у детей интерес к подготовке открытки. Учить изготавливать цветок из цветной бумаги. Развивать композиционные умения, чувство цвета, мелкую...