Мария Дмитриева
Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами «Маленькие фокусники» с применением ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей в ходе проведения экспериментальной деятельности.
Задачи:
- расширять представление детей о свойствах различных материалов (воды, бумаги, магнита, пластмассы);
- развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей;
- развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий;
Публикация «Открытое занятие по экспериментированию с различными материалами „Маленькие фокусники“ с применением ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Фокусы для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
- развивать связную, диалогическую речь, отвечать на вопросы предложением, согласовывая слова в роде, числе и падеже;
- закреплять умение детей подбирать определения, согласовывая их с существительными;
- активизировать словарный запас детей;
- закреплять умения детей внимательно, не перебивая, слушать своих товарищей;
- поощрять детей за умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Предварительная работа:
1. Экспериментирование в группе (получение новых цветов и оттенков путем смешивания красок; скручивание в трубочку узких полосок бумаги с помощью карандаша; определение материалов, обладающих наибольшими впитывающими свойствами (вытирание лужи бумагой, ватой, тканью, губкой); выявление способности магнита притягивать некоторые предметы).
2. Разучивание пальчиковой гимнастики, физкультурной паузы под музыкальное сопровождение «Разноцветная игра».
3. Изготовление подарков гостям (очки из картона).
4. Обсуждение правил поведения в группе.
Оборудование:
Ноутбук, проектор, презентация слайдов, указка, стол, накрытый скатертью, шапочки фокусников по количеству детей, волшебная палочка; 5 пластиковых бутылок с водой, гуашь, кисть; таз с водой, бумажные цветы, стаканчик с цветной водой, салфетка, степлер, карандаш; металлический ключ в коробке, лист картона с магнитом на обратной стороне, скотч, предметы, сделанные из различных материалов; аудиозапись «Разноцветная игра» (Рубальская Л., Савельев Б., конверты с разноцветными прозрачными пластиковыми овалами; очки из картона с пластиковыми вставками вместо стекол.
***
Дети вместе с воспитателем подходят к экрану.
Воспитатель:
Вспомним правила, друзья!
В группе как ведем себя?
Соблюдаем тишину,
Говорим по одному.
Если хочешь отвечать,
Руку надо поднимать.
(Авт. разр.)
Воспитатель:
Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник? (ответы детей) Где можно увидеть фокусы? А какие фокусы вы видели? Для чего показывают фокусы? (ответы детей) А вы умеете показывать фокусы? (ответы детей) Хотите, я научу вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким? Но для этого нужно надеть волшебные шапочки.
Дети садятся за столы и надевают шапочки фокусников.
Воспитатель: У вас волшебные шапочки на головах. А что у меня в руках? (волшебная палочка) А для чего нужна фокуснику волшебная палочка? (водить вокруг предметов, помочь во время заклинаний и т. д.)
Воспитатель: Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими помощниками. Ваша задача – посмотреть фокус и отгадать его секрет.
Фокус 1. Разноцветная вода.
На подносе в ряд стоят 4 пластиковые прозрачные бутылки, наполненные водой. Воспитатель подзывает двух помощников, которые после произнесения волшебных слов («Была водичка простой, стань водичка цветной») и взмаха волшебной палочки начинают активно взбалтывать воду в бутылках. Вода окрашивается в яркие цвета (оранжевый, синий и т. д.).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в чем секрет этого фокуса? Почему вода окрасилась в разные цвета? (Дети высказывают свои предположения).
Необходимо подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.
Воспитатель проверяет предположения детей на практике (кисточкой кладет густую краску гуашь под крышку бутылки, завинчивает ее и встряхивает бутылку).
Для подготовки к следующему фокусу воспитатель просит детей закрыть глаза и медленно считать вслух от 1 до 5: один, два, три, четыре, пять – открывай глаза опять.
Фокус 2. Живые цветы.
Воспитатель показывает детям цветок, сделанный из бумаги:
- Ребята, как называется этот цветок? (кувшинка) Где он растет? (на озере, в пруду)
Воспитатель ставит на стол таз с водой. Дети встают вокруг стола. Трем помощникам воспитатель предлагает взять по одному бумажному цветку кувшинки и бережно положить на поверхность воды. После произнесения волшебных слов («Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь!») и взмаха волшебной палочки дети наблюдают за раскрытием лепестков.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса? Почему лепестки цветов стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения).
Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитала в себя воду, и лепестки под тяжестью воды распрямились и легли на поверхность воды.
Воспитатель предлагает одному ребенку проверить предположения на практике (в стакан с окрашенной водой он опускает салфетку, которая быстро впитывает в себя воду).
Далее воспитатель предлагает детям подумать, как изготовить кувшинку из бумаги (вырезать одинаковые по размеру лепестки из бумаги и скрепить их степлером или клеем, ребенок показывает способ закручивания лепестка на карандаш.
Физкультурная пауза «Цветок»:
Наши чудные цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши чудные цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают. [см. 3]
(Дети сидят на корточках, соединив ладони перед грудью пальцами вверх и наклонив вперед голову. Далее начинают медленно вставать и раскрывают руки над головой, раскачиваются, соединяют ладони над головой и медленно принимают исходное положение).
Для подготовки к следующему фокусу воспитатель опять просит детей закрыть глаза и медленно считать вслух от 1 до 5: один, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать.
Фокус 3. Послушный ключик.
Воспитатель показывает детям лист картона, подзывает одного помощника и просит его вынуть ключ из коробочки. Предлагает помощнику прикрепить ключ к вертикально расположенному листу картона в те места, куда воспитатель указывает волшебной палочкой (ключ падает на стол).
Воспитатель: Вот какой непослушный ключик. Наверное, мне нужно нарисовать крючок (маркером рисует крючок и произносит волшебное заклинание: «Ключик, ключик, не ленись, и к крючочку прикрепись!»). Помощник с легкостью прикрепляет ключ к нарисованному крючку.
Воспитатель: В чем секрет этого фокуса? (Дети высказывают свои предположения).
Необходимо подвести детей к правильному ответу: с задней стороны листа прикреплен магнит, который притягивает к себе металлический ключ.
Воспитатель вместе с детьми проверяет предположения на практике (показывают взаимодействие магнита с предметами, сделанными из различных материалов (пластмасса, дерево, стекло, металл, резина).
Воспитатель: Ребята, понравились вам фокусы? Вы сможете показать их самостоятельно? (утвердительные ответы детей)
Физкультурная пауза
Воспитатель:
Я прошу вас тихо встать -
Это раз.
Закивала голова –
Это два.
Руки вверх, вперед смотри –
Это три.
Тихо шапочку сними –
И замри. [см. 2]
Дети подходят к экрану.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним, какие материалы нам необходимы для показа фокусов (показ слайдов, обсуждение).
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель задает вопрос, дети отвечают.
Для чего нужны нам глазки? Для чего?
Чтобы весело моргать, в букваре слова читать.
Для чего нужны нам ушки? Не пойму.
Чтобы слышать звон ручья или пенье соловья.
Для чего нам голова? Вот вопрос.
Чтобы думать, понимать, на вопросы отвечать.
(Авт. разр.)
Игра «Найди отличия».
Дети садятся дугой на стулья напротив экрана.
Воспитатель: Сейчас на экране появятся 2 фокусника. Сначала покажется, что они одинаковые. Но если приглядеться, то можно найти отличия.
Воспитатель предлагает детям вспомнить правила поведения во время ответа (поднимать руку, не вскакивать с места, внимательно слушать товарищей и не перебивать их, отвечать полными предложениями).
Дети находят отличия на картинках (10 отличий).
Воспитатель: Ребята, а у вас сейчас хорошее настроение? (ответы детей)
А если настроение плохое, как его можно улучшить? (съесть что-то вкусное, покататься на каруселях, заняться интересным делом и т. д.).
А я предлагаю вам подвигаться под музыку.
Физкультурная пауза «Разноцветная игра»
После проведения физкультурной паузы дети подходят к столам.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в разноцветную игру.
Дети садятся за столы, на которых лежат конверты.
Воспитатель предлагает детям достать содержимое конвертов (пластиковые овалы разных цветов).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на эти предметы, обследуем их и расскажем какие они (овальные, гладкие, тонкие, гибкие, разноцветные, пластиковые).
Дети производят обследовательские действия.
Воспитатель: Положите на белый конверт разноцветные овалы так, чтобы вам был хорошо виден каждый цвет.
Воспитатель загадывает детям загадки. Дети отгадывают загадки и смотрят сквозь овалы соответствующего цвета.
Я бычок, но не реву,
Потому, что я влюбленный! -
Я люблю щипать траву,
А любимый цвет. (зеленый). [1]
Нарисую я арбуз,
Замечательный на вкус.
Стану мякоть рисовать,
А какую краску взять? (розовый)
(Авт. разр.)
Пушистые цыплятки,
Дружные ребятки,
Появились этим летом,
А какого они цвета? (желтого)
(Авт. разр.)
На картине небо ясным
Нарисуем мы с тобой
И его закрасим краской,
Как обычно - … (голубой). [1]
Воспитатель просит детей подойти к себе:
- Ребята, сегодня вы справились со всеми моими заданиями: открыли секреты фокусов, нашли отличия на картинке, отгадали загадки, поиграли в «Разноцветную игру». Надеюсь, что вам было интересно и нашим гостям тоже.
Воспитатель предлагает всем гостям подарки, сделанные совместно с детьми (очки из картона с разноцветными пластиковыми вставками).
Воспитатель обращается к гостям:
Чтобы жизнь казалась сказкой,
Чтобы день стал веселей,
Преподносим вам подарки,
Надевайте их скорей!
(Авт. разр.)
Использованная литература:
1. Загадки о цвете / Маленький человек. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://littlhuman.ru/735/ - свободный.
2. Иоффе Э. Н., Михайлова З. А. Математика от трех до семи. – Детство-пресс, 2003.
3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.
4. Послушный ключик / Телеканал «Карусель». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.karusel-tv.ru/announce/ - свободный.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб, «Детство-ПРЕСС», 2009.
6. Цветная водица / Проект «Фокусы». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://trick.fome.ru/ras-6-4.html - свободный.
7. Цветы лотоса / Проект «Фокусы». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://trick.fome.ru/ras-6-48-com.html - свободный.