Марина Файзуллина
«Эта загадочная тень». Экспериментирование в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование в старшей группе
«Эта загадочная тень….»
Цель: выяснить с детьми, что такое тень; показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Художественное слово воспитателя:
Я нашла себе подружку-
Веселушку-повторюшку.
Только выйду я гулять,
А она со мной, опять.
И, куда я не пойду,
За собой её веду.
Иногда- наоборот-
Впереди она идёт.
Я бегу, она бежит.
Публикация «„Эта загадочная тень“, Экспериментирование в старшей группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Темочки
Упаду- она лежит.
Поскачу я, как лягушка-
То же делает подружка.
Я махну рукой- привет!
Машет мне она в ответ.
Я своей подружке рада.
Но берёт меня досада-
Ей со мной гулять охота
Только в ясную погоду.
Если солнышка не видно,
Я хожу одна. Обидно!
Нам дружить бы каждый день.
Догадались? Это-тень!
1. «Как появляется тень, что такое тень?»
Воспитатель задает вопрос детям, что нужно, чтобы появилась тень?
(Дети высказывают свои предположения)
С детьми формулируем правильный вывод: для появления тени необходим источник света (солнце) и предмет.
Тень – что это такое? Это – темное пятно, образовалось благодаря попаданию солнечных лучей на предмет и эти солнечные лучи не могут проникнуть сквозь предмет, солнечные лучи останавливаются и за предметом образуется тень (контур предмета).
2. «На что похожа тень?»
Опытным путем проверяем гипотезы детей
Тень ребенка (силуэт человека)
Тень от разных предметов (ведро, лопата, поезд с вагончиками, формулируем вывод, включая в речь слова: одинаковая, такой же формы, столько же предметов.
3. «Секрет перемещения тени»
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «МЫШЕЛОВКА», наблюдая за тенью «котов» и «мышек». После игры делаем вывод: перемещается ребенок и перемещается его тень, ребенок находится в неподвижном состоянии и его тень – неподвижна.
Дальше заинтересовать детей еще одним опытом: оставить предмет в неподвижном состоянии и отметить куда падает его тень и по окончании прогулки заметить где теперь тень от нашего неподвижного предмета.
Вывод: солнце переместилось и тень от предмета тоже переместилась.
4. «Всегда ли можно увидеть тень?»
Проводим исследование от прозрачных и непрозрачных материалов? И формулируем вывод, что от прозрачных материалов тень не четкая, светлая, так как часть солнечных лучей проникла сквозь ткань; а от непрозрачных материалов тень четкая, темная, так как сквозь этот материал солнечные лучи не проходят.
5. Выводы по всем опытам:
Тень – это темное пятно, появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; предмет движется и движется тень (перемещается источник света – перемещается и тень); чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
6. Обратить внимание детей на волшебную коробочку, в которой фигуры для теневого театра, предложить детям разыграть сказку малышам.