Мария Клинская
Конспект занятия в старшей группе с использованием информационно — коммуникационных технологий «Эта волшебная радуга».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе с использованием информационно - коммуникационных технологий "Эта волшебная радуга".
Программное содержание.
Цель: формировать представление о природном явлении - радуге, причине ее проявления, введение в активный словарь названий цветов ее спектра.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе с использованием информационно — коммуникационных технологий „Эта волшебная радуга“,» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Радуга, радужные идеи
- Старшая группа
- Темочки
Обучающие: продолжать учить детей творчески отражать свои представления о красивых явлениях живой природы, составлять спектр радуги на интерактивной доске; закреплять знания об уже известных цветах и оттенках; проводить самостоятельно опыт по образцу воспитателя.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, речи, наблюдательности, внимания, расширения кругозора, любознательности, чувства цвета в спектре, интереса в процессе экспериментирования, умения анализировать свою деятельность.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на явление живой природы и результат творчества.
Материалы и оборудование. Интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, зонт.
Для рисования: акварельные краски, бумага, кисти, ватные диски, баночки с водой, музыкальное сопровождение - песня "Ярким коромыслом радуга повисла" идея и слова Елены Кравченко, муз. Ю. Мазан.
Для экспериментирования: CD-диски, фонарики.
Ход занятия.
Дети заходят и встают перед воспитателем.
Воспитатель: Дорогие ребята, какие вы все красивые и замечательные, давайте поздороваемся тоже красиво!
Я здороваюсь везде: дома и на улице,
Даже "Здравствуй" говорю я соседской курице.
Здравствуй, небо голубое, здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро, здравствуй, день! Мне здороваться не лень!
Воспитатель: Знаете, ребята, я хочу вам рассказать одну историю, которая приключилась со мной! Однажды я гуляла по парку (слайд 1, была замечательная погода, но вдруг начался сильный дождь (слайд 2) и я спряталась под зонтиком. А, когда дождь почти закончился, появилось солнышко (слайд 3! Я очень обрадовалась, посмотрела вокруг на красивую природу и вдруг на небе я увидела чудо! А какое чудо я увидела, вы узнаете, отгадав загадку. Послушайте!
Что за чудо - красота! Расписные ворота
Появились на пути, в них не въехать, не войти!
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Это радуга. (слайд 4)
Ребята, а что такое радуга? Кто-нибудь из вас видел радугу? Когда? (Ответы детей)
Воспитатель: Полина и Алеша знают замечательные стихотворения про радугу и сейчас их нам расскажут.
Алеша Г. (слайд 5) Прояснилось солнышко, засинела даль.
Дождик словно не был, речка как хрусталь.
Над рекою быстрой, озарив луга,
На небе повисла радуга - дуга!
Полина Ц. (слайд 6) Радуга - дуга, ты туга и высока!
Не давай нам дождичка, подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять, чтоб телятам поскакать
Нужно солнышко - колоколнышко.
Воспитатель: Очень хорошие стихотворения, Полина и Алеша, молодцы!
Словарная работа. Как вы понимаете фразу "не давай нам дождичка - подавай нам ведрышко"?
(Ответы детей) В давние времена на Руси ВЁДРО называли ясную погоду! Когда говорила "дай нам вёдрышко" - просили сную погоду!
Все же, ребята, скажите, откуда берется радуга, как получается такая красота разноцветная? Об этом мы сейчас узнаем, посмотрев мультфильм (видеоролик)
Воспитатель: Беседа после просмотра. Дети, теперь вызнаете, откуда берется радуга, скажите, как получается такая красота? Что происходит с солнечными лучами, когда проходят сквозь капли дождя? Взгляните на экран! Вот еще где мы можем увидеть в повседневной жизни:
фонтаны (слайд 7);
капельки росы (слайд 8);
мыльные пузыри (слайд 9).
Физкультминутка.
В небе гром, гроза! (хлопки в ладоши)
Закрывай скорей глаза (закрывают ладонями глаза)
Дождь прошел, трава блестит, (сжимание, разжимание пальцев рук)
В небе радуга стоит. (нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей, выбегай из дверей, («зовущие» движения руками)
По траве босиком (бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (прыжки на 2 ногах на месте)
Ладушки, ладушки! По радуге, по радужке, (хлопки в ладоши)
По цветной дуге на одной ноге. (прыжки на одной ноге на месте)
Вниз по радуге верхом и на землю кувырком (присесть).
Экспериментирование.
Воспитатель: Радуга - это чудо природы! В старину ее называли "Райская дуга" и верили, что она приносит счастье, затем люди стали называть короче "радуга". Как вы думаете, можно ли наблюдать это волшебное явление живой природы прямо здесь и прямо сейчас? Что для этого нужно? Что нужно делать? Но у нас нет ни дождя, ни солнца, как быть? (ответы детей)
Воспитатель: Пройдем в нашу импровизированную лабораторию. Вместо солнышка мы возьмем яркий свет, который можно безопасно держать в руках, как вы думаете, что это такое? А вместо капелек дождя мы возьмем CD-диск с почти зеркальным покрытием.
Беру в руки фонарик, включаю его и направляю свет фонарика на зеркальную поверхность диска. Наблюдаю в отражении маленькую радугу. Теперь попробуйте и вы провести этот интересный эксперимент.
Проводится эксперимент. Дети светят фонариком на зеркальную часть диска и видят в отражении маленькую радугу. Эксперимент индивидуальный, все материалы подготовлены на каждого ребенка. Во время эксперимента воспитатель дает объяснение эксперименту.
В природе лучи света проходят сквозь капли дождя, преломляются и светят разными красками, здесь же они преломляются о поверхность диска и отражаются цветами радуги.
Воспитатель: Ребята, что вы видите на диске? Какие цвета? Почему так получилось? (ответы детей) Ребята, вы прекрасно провели эксперимент! Будущие ученые!
-Мы с вами увидели цвета радуги, назовите их еще раз! А вы знаете, что цвета радуги всегда располагаются в определенном порядке и создателем это чуда природы может стать только тот, кто знает волшебное заклинание (слайд 10). КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ ГДЕ СИДИТ ФАЗАН, повторим его еще раз вместе со мной. Название цвета - его первый звук совпадает с первым звуком слова заклинания (слайд 11).
Например: каждый - К - красный,
охотник - О - оранжевый,
желает - Ж - желтый,
знать - З - зеленый,
где - Г - голубой,
сидит - С - синий,
фазан - Ф - фиолетовый.
Работа с интерактивной доской.
Воспитатель: А сейчас мы расставим цвета радуги на доске в правильном порядке! (слайд 12) На экране вы видите много разноцветных прямоугольников, расположенных в беспорядке, наша задача поставить их в том порядке, в каком они находятся в радуге. Марина, назови первый цвет радуги, подойди и нажми на него, если ты ответила верно, прямоугольник красного цвета встанет на нужное место. (Аналогично спрашиваю еще 6 детей) Вот какая волшебная радуга у нас получилась! Молодцы, ребята!
Переход к изобразительной деятельности)
Нетрадиционное рисование по мокрому листу.
Воспитатель: Дорогие ребята, мы с вами беседовали о радуге, наблюдали радугу, предлагаю нарисовать эту волшебную радугу и полюбоваться ей! Но рисовать мы будем не просто на листе, а на мокром листе! Посмотрите внимательно, как мы будем рисовать.
Дети подходят к столу воспитателя, встают полукругом.
Для начала нужно сухой лист превратить в мокрый - это я сделаю с помощью ватного диска - окунаю его не полностью в баночку с водой и, словно, большой кистью, крашу водой наш лист. (Одновременный показ) Затем я кладу ватный диск на салфетку, он мне больше не нужен, вытираю руки, беру кисть за металлический фартук, окунаю ее в воду и набираю краску красного цвета, провожу дугу в верхней части листа, затем промываю кисть и набираю краску оранжевого цвета, провожу дугу рядом в красной, без промежутков, если оранжевый цвет попадет немного на красный, это не беда, потому что в радуге все переходы от одного цвета к другому плавные и незаметные. Далее промываю кисть и набираю краску желтого цвета, рисую дугу рядом с оранжевой, промываю кисть, набираю краску зеленого цвета, рисую дугу рядом с желтой, промываю кисть, набираю краску голубого цвета, рисую дугу рядом с зеленой, промываю кисть, набираю краску синего цвета, рисую дугу рядом с голубой, промываю кисть, набираю краску фиолетового цвета, рисую дугу рядом с синей. Моя радуга готова! Посмотрите, какая она красивая! Уверена, ваши радуги будут еще лучше! Перед тем, как приступить к рисованию, сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Засияла после дождика дуга (рисуем пальцев в воздухе дугу)
Радуга, радуга, радуга!
Сколько разных красок в ней? (показываем ладони вверх)
Посчитаем поскорей! (показываем указательный палец вверх)
Ярко красный цвет калины (загибаем пальцы по одному,
Оранжевый - цвет апельсина,
Желтый - одуванчика,
Загнули мы три пальчика!
Цвет зеленого листка,
Голубого ручейка,
Синий, фиолетовый,
Семь всего поэтому! (показывает обе ладони с загнутыми пальцами).
Воспитатель: А теперь приступим к рисованию! Творите!
Работа детей, индивидуальная помощь педагога.
Музыкальное сопровождение во время рисования "Ярким коромыслом радуга повисла. " Идея и слова Елены Кравченко. Муз. Ю. Мазан (слайд 13) По окончании изобразительной деятельности, педагог обязательно хвалит каждого ребенка.
Итог занятия (слайд 14).
Воспитатель: Ребята, скажите, о каком природном явлении мы с вами говорили? Назовите цвета радуги. А чтобы не перепутать порядок цветов радуги, повторим заклинание: КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН. Что мы еще сегодня делали на занятии? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей) Спасибо! Вы все сегодня молодцы!