Лучший педагог года

Элементарный туризм

Наталья Бабинцева
Элементарный туризм

В России 2021 год объявлен годом детского туризма.

Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала 19 века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия. В настоящее время развитие образовательного детского туризма приобретает особую актуальность.

Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием родного края, своей страны, пробудить у детей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов. Велика роль путешествий и в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира.

Публикация «Элементарный туризм» размещена в разделах

Туризм – одна из форм физического воспитания детей, которая обладает весьма необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Туризм прост в организации, доступен для людей любого возраста, вместе с тем он является естественным и посильным видом спорта, поскольку нагрузка в нем хорошо дозируется и соотносится с физическими возможностями участников. Туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, упорство, дисциплинированность, настойчивость. В последние годы получил развитие семейный туризм. Семейные путешествия укрепляют дружеские отношения между родителями и детьми. В детском саду применяются пешеходные походы к озеру, на поляну, в лес. Цель этих походов – оздоровление организма детей, приобретение навыка ориентировки на местности, умение разбираться в карте схемы маршрута, знакомство с родным краем, воспитание любви к родному краю, к родной земле, к родной природе.

Подготовка к туристическому походу начинается с того, что совместно с родителями, воспитателями, инструкторами по физической культуре разрабатываются маршруты похода, определяются места остановок, и необходимое снаряжение. При выборе маршрута принимается во внимание возраст детей, степень физической подготовки, природные и климатические условия района похода. Маршрут похода должен быть интересным для дошкольников в познавательном отношении. Цель: способствовать укреплению здоровью малышей, улучшению физического развития. План и маршрут согласовывают с медицинским работником. В результате совместного обсуждения составляется и рисуется схема маршрута. Длительность похода должна быть от 2-х до 4-х часов.

Вместе с детьми обсуждается план движения в походе по составленной карте. Поэтому необходимо :

- ознакомить детей с картой-схемой и с условными обозначениями на ней;

- научить детей находить обозначенный на карте предмет местности (от здания и участков до более мелких условных обозначений);

- научить дошкольников правильно ориентироваться по карте в зависимости от места расположения.

Накануне похода инструктор и воспитатель проводит с детьми беседу, в ходе которой очень важно донести детей, как необходимо вести себя во время похода, а именно:

-строго подчиняться воспитателю и инструктору;

- не рвать растения и ягоды;

-не оставлять товарища в беде, всегда приходить к нему на выручку, помогать слабому;

- всегда оставлять место отдыха чистым.

Кроме того, каждый взрослый должен строго выполнять инструкцию по охране жизни и здоровья детей:

- маршрут должен быть тщательно изучен взрослыми;

- одежда детей во избежание перегрева или переохлаждения организма должна соответствовать сезону;

- каждый взрослый и ребенок должен хорошо знать содержание и правила пользования аптечкой, чтобы при необходимости оказать первую помощь;

- при переходе улиц, дорог воспитатель, родители и дети должны соблюдать дорожного движения.

Каждый поход должен запомниться детям: сюрпризным моментом, или какой-либо неожиданной игрой, или интересной встречей (с гномом, лесной феей, лесовичком, ежиком, лисичкой, с Красной шапочкой и т. д.)

В работе ДОУ желательно использовать разные виды деятельности:

- прогулки;

- образовательный терренкур;

- экскурсии;

- походы;

- путешествия;

- туристические соревнования.

Образовательный терренкур- это прогулки по территории детского сада, которые содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки на местности.

Прогулки предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды,, а также решения воспитательных и познавательных задач. Уже первые прогулки-разведки показывают положительное влияние леса на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие.

Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:

- переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

- наблюдение в природе,

- сбор природного материала;

- терренкур-терапия;

- выполнение имитационных движений;

- комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе туристических препятствий;

- выполнение дыхательной гимнастики;

- подвижные игры (на привале).

Чтобы разнообразить педагогическую деятельность, на поляне, в лесу, в сосновом массиве желательно проводить физкультурные праздники, соревнования, тематические развлечения, физкультурные досуги.

Главное отличие обычных прогулок и туристских прогулок от терренкур, заключается в целенаправленном познавательном развитии, в насыщенной двигательной активности детей, в развитии физических качеств. В походе повышается педагогическая ценность мероприятия. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях не только формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, но и повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Ярким событием становятся совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений и представлений об истории родного края, его достопримечательностях идет легко и непринужденно. Совместная творческая работа детей и родителей после походов (фотоальбомов, видеороликов, семейных фильмов, способствует укреплению внутрисемейных отношений.

В детском саду походы желательно проводить 2-3 раза в год. В них могут принимать участие дети средней, старшей и подготовительных групп. По окончании похода подводятся итоги. Цель: определение недостатков в подготовке и проведению походов для исправления их в дальнейшем. Свои впечатления от похода дети выражают в рисунках, в лепке, в поделках из природного материала. Вместе с родителями устроить фото выставки, фотоальбомы.

Итак, значение туризма для дошкольников :

- Туризм – это самый демократичный вид отдыха, он не ставит никаких ограничений ни по физической подготовке, ни по возрасту. Не в возрасте дело. Главное – состояние души. «Не физическая сила двигает человека, - считал известный путешественник Карло Моури, - а его вера в собственные силы».

- Туризм даёт также простор для реализации различных увлечений, наилучшие возможности для воспитания характера и для объединения людей по интересам.

- Туризм – это общение с природой и друзьями, познание своей Родины, это постоянные открытия. И не только новых путей, уникальных природных явлений. Главное – это открытие человека. В походе лучше узнаёшь своих спутников и самого себя. В различных природных условиях вырабатываются стойкость, мужество, взаимовыручка и на деле проверяется, что стоит каждый.

Список литературы.

1. Завьялова. Т. П. Программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма “ Туристята” (для подготовительной к школе группы). Дошкольное воспитание, - 2003, - №8, с. 50-53

2. Казина О. Б. Физическая культура в детском саду. Ярославль. ООО Академия развития. 2011.- 320 с.

Публикации по теме:

Спортивный туризм (фотоотчет)Спортивный туризм (фотоотчет) 11 Мая 2017 года участники методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Туризм и творчество шагают вместе. Поделка из природного материалаТуризм и творчество шагают вместе. Поделка из природного материала Запомнилось мне от рожденья, чтоб жить – Не много, не мало – два слова. Два слова – глаголы: любить и творить! Два слова – всей жизни.

Наш экотуризм. Часть четвёртая. Пляжный туризмНаш экотуризм. Часть четвёртая. Пляжный туризм Живя на юге, мы знаем, что самое полезное время для принятия солнечных и морских ванн – это раннее утро. Поэтому стараемся приходить.

Наш экотуризм. Часть третья. Горный туризмНаш экотуризм. Часть третья. Горный туризм В предыдущих публикациях я рассказывала о разных видах нашего летнего отдыха – фитотуризме и агротуризме. Эта моя публикация расскажет.

Туризм в детском садуТуризм в детском саду От души поздравляю с Днём России всех, кто ко мне заглянул! Пусть цветёт наша Родина! Пусть под мирным голубым небом растут наши дети!.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Элементарный туризм
Опубликовано: 7 марта 2021 в 12:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД