Костишена Инна
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках фортепиано в ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей.
Какие задачи преподаватель должен ставить перед собой?
• систематизировать имеющийся опыт по введению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс;
• способствовать повышению грамотности педагогов учреждений дополнительного образования в этом вопросе;
Публикация «Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках фортепиано в ДШИ» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Темочки
• определить критерии урока со здоровьесберегающей установкой;
• показать практические пути для введения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс и внеклассную работу в ДМШ;
• подтвердить положительное влияние здоровьесберегающих технологий на формирование психического здоровья учащихся.
Серьезное изучение затронутой проблемы является актуальным и продиктовано современными тенденциями в состоянии здоровья нации. Все это требует от педагогов новых подходов в образовании и воспитании детей, основанных на принципах здоровьесбережения.
I.Здоровьесбережение как залог успешного обучения.
Образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но и содействовать нормальному развитию учащихся и охране их здоровья. Успешность обучения в школе определяется состоянием здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.
II.Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?
Это все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. К здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
Особенности здоровьесберегающих технологий состоят в их рациональности, совместной организации деятельности педагога и учащихся, без которых невозможно достичь эффективности обучения. Это дает возможность педагогу решать проблемы обучения успешнее, а учащимся облегчает напряженность учебного процесса.
В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющие: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей ребенка, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования. К примеру, в музыкальной школе это должно быть проветренное помещение, достаточное освещение – комфортная работа для глаз без усилий и напряжения. Педагог должен чувствовать, когда ребенок устал, так как у него пропадает заинтересованность, внимание становится рассеянным, и предпринимать все возможные методы и приемы для снятия утомления.
Педагоги, сохраняя здоровье детей, должны свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т. д.
III. Детская музыкальная школа как здоровьесберегающая педагогическая система.
Дополнительное образование детей дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы, способствует снятию психологического барьера, формированию культуры здоровья. Этого желают родители, понимая, что обучение музыке поможет привить ребенку навыки, необходимые в жизни. Сейчас многие родители вынуждены интенсивно работать, в то время как дети не получают должного внимания с их стороны.
Но здесь стоит задуматься, что дает ребенку обучение в музыкальной школе с точки зрения здоровьесбережения? Главным аргументом «против» занятий музыкой может стать дополнительная нагрузка: ведь ребенок должен проводить часть свободного времени за инструментом, в то время как его сверстники бегают на свежем воздухе. Дополнительные проблемы получают и сами родители: ребенка надо отвезти на занятия, проконтролировать выполнение домашних заданий. Но польза от занятий музыкой неизмеримо выше всех забот. У ребенка совершенствуется физическое развитие - развивается чувство ритма и музыкальный слух, тренируется мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая выдержка, развивается внимание и память. Ему нужно дома самостоятельно заниматься музыкой, вовремя успевать к началу занятий, следить за расписанием и учиться организовывать свой день так, чтобы все успеть. Но самое главное - общение в кругу близких по интересам друзей снимет усталость после школьных уроков, приобщит ребенка к духовному наследию прошлого, познакомит с сокровищами мировой культуры, что благотворно скажется на его здоровье.
Еще один аспект, который следует учитывать при поступлении в музыкальную школу, – это нагрузка, которую ежедневно будет испытывать ребенок. Среди родителей бытует мнение, что совмещать первый класс в общеобразовательной школе и начало обучения в музыкальной школе нельзя в один год. Здесь необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Но если ребенок не справляется с нагрузкой, у него появляются срывы, ухудшается сон, снижается успеваемость, ребенок начинает часто болеть, то надо отказаться от совмещения двух школ. Загруженность является камнем преткновения для тех детей, которые заняты дополнительными занятиями. Комфортное расписание становится важной составляющей, так как правильно составленное расписание предупреждает появления переутомления.
IV. Организация и планирование урока.
Гигиенические условия в классе должны соответствовать санитарным нормам. Главный упор, который мы делаем на уроках – это рациональная организация урока, использование активных форм и методов обучения
Виды учебной деятельности, используемые педагогом: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Нормой считается использование 4–7 видов работы за урок, но не менее трех. Однообразие урока способствует утомлению школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одного вида деятельности на другой требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к быстрой утомляемости.
Следует учитывать продолжительность и чередование различных видов учебной деятельности. Нормой продолжительности одного вида работы считается 7-10 минут. Если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут на уроке по специальности занимает работа по нотам, то это приведет к снижению уровня восприятия материала учеником. Игра гамм и арпеджио должна сменяется разбором нового нотного материала, повторением уже выученных пьес, которые ученик знает наизусть, сочинением и подбором знакомых мелодий и т. д.
Работоспособность у детей связана с биоритмами и имеет два основных пика. Первый подъем приходится на 9-11 часов, второй – на 16-18 часов. Неодинакова умственная способность учащихся и в разные дни учебной недели. Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что после выходных в понедельник не следует проводить академических концертов, зачетов и экзаменов. Учебная нагрузка в течение недели должна быть распределена таким образом, что наибольший ее объем приходится на вторник и среду.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. К таким методам относятся методы свободного выбора (беседа, выбор приемов исполнения, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученик в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и др. Эти приемы помогут снять признаки утомления, а хроническое утомление - это одна из главных причин истощения ресурсов здоровья школьников.
Игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках фортепиано в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность ребенка. Для детей игры – это эффективный способ самореализации и самовыражения.
Игровые формы:
• подвижные игры (игры на внимание, на воспитание слуховых представлений);
• игры-соревнования (дети делятся на команды и выполняют задания игры);
• ролевые игры.
Дети, особенно младшего возраста, очень любят путешествовать или фантазировать, сочиняя сказки. Такие путешествия в сказку можно устроить и на уроке по специальности, выстроить исполнение и разучивание пьес, объединив их общим сюжетом. Тогда даже скучный этюд превращается в увлекательную игру: можно придумать название, технические приемы органично связать с художественным замыслом.
Психологический комфорт ученика на уроке - это важное условие для сохранения здоровья ученика. Его поза должна соответствовать характеру задачи, которую педагог перед ним поставил. Ребенок приходит на уроки в ДМШ после того, как провел полдня в школе, отсидев за партой, а здесь опять приходится сидеть за инструментом, держать локти, ставить пальцы, внимательно смотреть в ноты, не скручивать ноги «калачиком». Надо помнить, что у 6-7-летнего ребенка продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на костную ткань, поэтому больше 25 минут ребенок не может сидеть в одном положении. У малышей мышцы плечевого пояса и бедер развиты хорошо, а мышцы спины еще слабо развиты, поэтому сидеть в вынужденной позе ему очень трудно. Ребенку следует давать возможность подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу.
Естественность позы ребенка на уроке может служить и индикатором психологического воздействия на него педагога. Разрушающее воздействие на здоровье ребенка авторитарного стиля обучения состоит в том, что ребенок находится в состоянии напряжения в ожидании окрика или приказа. Следует давать ученику возможность расслабиться, откинуться на спинку стула, когда вы просто беседуете с ним, и настраиваться на исполнение, когда начинается работа над произведением. Поэтому педагогам музыкальной школы следует обратить внимание именно на эту сторону и включать в уроки моменты физической активности, двигательные упражнения, игровые элементы.
В современной методике преподавание нацелено на создание благоприятного режима двигательной активности обучающихся с учетом их возраста и состояния здоровья. У малышей еще мало развиты мелкие мышцы кистей, который должны действовать во время игры на инструменте. Для него это тяжелый физический труд.
Физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения упражнений. На уроках по специальности, особенно в подготовительном классе мы используем игру в мяч, сочетая при этом учебные задачи, например, изучение нот или ритмического рисунка. Дети с удовольствием выполняют эти физические упражнения, не задумываясь о том, что они что-то изучают.
Игра на фортепиано развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику, что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше. Для отдыха можно использовать прохлопывание ритмических рисунков, раскладывание знакомых песенок на карточках. С удовольствием выполняют дети различные пальчиковые упражнения. Значительный по объему и ценный в методическом плане материал содержится в учебных пособиях, составленных Т. А. Боровик «Медведь и ягодка» и др., «Играем пальчиками и развиваем речь» Цвынтарным, «доНОТЫши» А. Коноваловым, «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Л. П. Савиной, «Путь к музицированию» Л. Баренбоймом и другими авторами.
Часто бывает так, что обучающиеся приходят в музыкальную школу прямо из школы общеобразовательной, после 5-6-7 уроков. Конечно, таким детям необходимы упражнения для позвоночника, шейного отдела. Например:
Упражнение 1.
1. Сидя на стуле, максимально наклоняем верхнюю часть корпуса вперед, руками опираемся посредством ладоней на колени.
2. Несколько выпрямляем корпус и возвращаем в исходное положение. При этом нужно плотно опираться на ладони.
3. Полностью выпрямляем верхнюю часть корпуса и возвращаем ее в исходное положение.
Упражнение 2.
1. Опустим голову, коснемся подбородком груди. Плавно поворачиваем голову влево и вправо, доводя подбородок до передней границы плеча.
2. Положение головы прямое. Поворачиваем голову в левую и правую стороны по дугообразной линии.
3. Теперь откинем голову несколько назад. Плавно наклоняем голову последовательно в сторону левого и правого плеча.
Для пианистов также актуальны упражнения для подготовки рук к игре на инструменте.
Упражнение 1.
1. Исходная позиция – руки опущены.
2. Активным движением наклоняем верхнюю часть корпуса вперед. При наклоне руки свободно падают и провисают за счет минимальных усилий мышечных групп области лопаток.
3. Почувствовав максимальное расслабление мышечных групп плечевого пояса и состояние провисших рук, делаем вращательные движения рук на 360 градусов.
Упражнение 2.
1. Исходная позиция – вытянутые руки поднять перед собой.
2. Наклоняем корпус и активно отводим вытянутые руки назад до предела, сближая лопатки.
3. Активно выпрямляем корпус, вынося руки перед собой.
Комплекс упражнений для мышечного тонуса подробно описал в книге «Музыкант и его руки» Владимир Мазель:
1. Передадим сообщение челюсти.
Сжимаем губы и зубы. Разжимаем. Откроем рот. Подвигаем челюстью, почувствуем освобождение.
2. Передадим сообщение плечам.
Поднимаем высоко плечи. Попробуем подвигать головой. Обратим внимание, как трудно двигается голове. Опускаем плечи. Теперь голова может двигаться в любом направлении.
3. Передадим сообщение локтям.
Прижмем локти к корпусу. Почувствуем напряжение. Освободим локти, подвигаем в стороны.
4. Передаем сообщение запястьям.
Сжимаем руку в кулак. Другой рукой потрогаем крепкую, напряженную мышцу предплечья. Теперь расслабим кулачок и помашем кистью. Рука свободна.
5. Передаем сообщение пальцам.
Вторым пальцем руки укажем на какой-нибудь предмет в комнате. Палец вытянулся и зажат. Теперь помашем пальцем. Затем укажем на объект двумя пальцами. Помашем. Слегка вытянув все пальцы, помашем кистью руки.
6. Передаем сообщение ступням и ногам.
Сожмем вместе лодыжки и колени. Почувствуем напряжение. Поставим ноги на расстоянии нескольких сантиметров. Теперь они расслаблены. Приподнимем правую ступню немного от пола, делаем движение вверх, вниз, круговые движения. Подвигаем голенью вперед, назад от коленного сустава.
Ребята с удовольствием выполняют такие задания, переключаясь от пианистических технических задач на веселые двигательные. Кроме двигательных упражнений необходимы на уроках и во время выступлений дыхательные упражнения.
Упражнение «Вдох – выдох».
1. Положение ног оптимальное, руки опущены вниз.
2. Из этого положения, не отрывая локти от корпуса, поднять вверх предплечья, пальцы сложены в кулак.
3. Выводим локти вперед, поднимая при этом плечевые части рук над головой. Достигнув высокого положения, разводим руки широко в стороны и активным движением откидываем назад, сводя лопатки до предела. Все движения соединяем по единой дугообразной линии, делая «вдох».
4. Зафиксировав положение, активным броском возвращаем их в исходное положение, фиксируя локти по бокам, делаем «выдох».
Заключительным упражнением в конце каждого урока может стать оздоровительное упражнение для глаз :
1. Поднимем вперед руку, сожмем пальцы в кулак, 1-й палец смотрит вверх.
2. Концентрируем взгляд на ноготь 1-го пальца, смотрим 30 секунд.
3. Затем концентрируем взгляд через ноготь 1-го пальца вдаль на 30 секунд.
Для профилактики миопии можно делать с ребенком гимнастические упражнения: подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмерки глазами. Это не займет много времени, но принесет несомненную пользу.
К вопросам здоровья вопросы мотивации обучения имеют самое непосредственное отношение: принуждение к занятиям музыкой разрушает здоровье детей и изматывает педагогов. О наличии мотивации к обучению музыкой говорит интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от освоения новых произведений, желание выучить понравившиеся пьесы и т. д.
Педагог дополнительного образования для сохранения здоровья детей стремится свести к минимуму возможные отрицательные моменты. Он может использовать индивидуальный подход в составлении репертуарного плана в соответствии с музыкальными способностями ученика, подбирая программу, при исполнении которой ученик чувствовал бы себя комфортно и уверенно.
V. Благоприятный психологический климат на уроке.
Не последнее место в этом плане занимает проявление нашей доброжелательности. На уроке должно быть место эмоциональным разрядкам: улыбке, остроумной шутке, веселым и необидным сравнениям, использованию поговорок, афоризмов и др.
При планировании урока необходимо учитывать следующие моменты:
1. Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного учеником, непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели колеблются в диапазоне от 60% до 80%;
2. Момент наступления утомления и снижения активности учащегося, (норма - не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока);
3. Темп и особенности окончания урока.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным : учащийся имел возможность задать вопросы, педагог мог записать задание в дневник, сделать акценты на наиболее важных деталях в домашней работе, доброжелательно попрощаться с учеником.
Особое внимание следует уделить системе выставления оценок за урок, на академических концертах и экзаменах, различных контрольных прослушиваниях, без учета которой можно получить отрицательное влияние на здоровье ребенка и успешность обучения в ДМШ. За последние годы изменился контингент обучающихся, возросла занятость детей в школе. На уроке педагог всегда находит возможность поощрить ученика за прилежание, отметить улучшения или недоработки в домашних занятиях. Оценки выставляются с учетом индивидуальных способностей учащихся. Хороший результат дает обсуждение оценки за урок совместно с учеником, чтобы он понимал, к какому результату должен стремиться. В своей практике мы используем систему оценивания, которую можно отнести к сохраняющей здоровье среде. Оценка за урок складывается из нескольких составляющих: самооценка, совместная оценка учителя и ученика, окончательная оценка. На итоговых прослушиваниях, академических концертах, переводных и выпускных экзаменах мы стараемся исключить эмоциональную стрессовую нагрузку у учащихся при оценивании его результатов, учитываем различные психофизиологические особенности детей.
Особенностью здоровьесберегающего подхода является момент окончания урока и переход ученика на следующий урок. Мы считаем необходимым пожелать ему хороших оценок по другим предметам, чтобы он ощущал заинтересованность педагога в его учебе, уверенность в своих силах. Все это будет способствовать формированию культуры общения и поведения вне урока, и чем раньше мы начнем проводить эту работу, тем скорее это перейдет не только в привычку, но и в характер человека.
Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид ученика, выходящего с урока : спокойное, деловое, утомленное, растерянное или взвинченное.
Таким образом, рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, насыщенность урока, смену позы, физические и эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к игре на инструменте, дети будут сохранять активность до конца урока, им будет нравиться узнавать все больше нового.
5. Стиль общения и здоровье педагога
Анализ психического здоровья педагогов показывает, что для формирования здоровья детей необходимо создать условия педагогам, чтобы они не только знаниями, но и собственным примером показывали ученикам путь к здоровью. При позитивном стиле общения педагог выслушивает учеников, приглашает участвовать в обсуждении, в его речи больше положительных оценок исполнения (хорошо, отлично, прекрасно и т. д., лицо выражает радость и удовлетворение. У педагогов с таким стилем общения преобладают позитивные реакции, меньше категорических суждений. Они чаще используют разнообразные интересные технологии обучения, дети на уроке у них более активны и свободны.
Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги для радостной и наполненной смыслом жизни – вот цель, к которой должен стремиться преподаватель.
Список литературы:
1. Возвышаева И. В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты. /И. В. Возвышаева //Школа здоровья. – 2001, №1.
2. Горяев В. Здоровье детей – категория педагогическая. /Статья/ Воспитание школьников. - 1999, №1.
3. Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей : Учебное пособие. - /Н. В. Сократов и другие. – Оренбург: 2001.
4. Колеченко А. Энциклопедия педагогических технологий. – С-Пб. : «Каро», 2005.
5. Курбатова Л. Мозг, творчество. // Начальная школа плюс: до и после. - 2003, №5, 45-50с.
6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М. : Просвещение, 1979. - 170с.
7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии. – М. : АРКТИ, 2003.
8. Ступницкая М. А., Белов А. В., Родионов В. А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды. //Школа здоровья. - 2003, №3, 37-40с.
9. Соковня-Семенова И. И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М. : Академия, 1999.
10. Сократов Н. В., Феофанов В. Н. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей : Методические рекомендации. – Оренбург: 2001.
11. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып. 11. – М. -Л. : Известия АПН РСФСР, 1998.
12. https://margashov.com/muzykantam/problemy-postanovki-ruk
13.https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/08/25/metodicheskaya-razrabotka-ispolzovanie-elementov