Папки-передвижки

Эмоциональное развитие дошкольников посредством художественной литературы

Алевтина Кичеева
Эмоциональное развитие дошкольников посредством художественной литературы

Эмоциональное развитие дошкольников посредством художественной литературы.

. Воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний,

умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружающей действительности и к окружающим людям.

А. В. Запорожец

Публикация «Эмоциональное развитие дошкольников посредством художественной литературы» размещена в разделах

В современном дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы детей – обеспечение их эмоционального благополучия, развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности

сопереживать неудачам и радоваться успехам других, умения адекватно проявлять собственные чувства – рассматривается как приоритетное направление профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации.

Однако необходимость педагогического участия взрослого в развитии эмоций и чувств ребенка продиктована не только требованиями к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Как известно, дошкольники отличаются особой искренностью и непосредственностью в эмоциональных проявлениях, но не всегда способны найти формы адекватного выражения собственных эмоциональных состояний и объяснить вызвавшие их причины.

Поскольку средства выражения эмоций по своей природе коммуникативны и, следовательно, культурно обусловлены, то ребенок обучается владению ими в ходе онтогенетического развития, а в роли носителя этих форм выступает взрослый. Дети проявляют особую эмоциональную чувствительность к воздействиям взрослого и его отношению к ним как к личности, поэтому не удивительно, что эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от эмоционального отношения к нему воспитателя дошкольной группы. И в этом смысле искренний интерес авторитетного взрослого к личности и деятельности каждого ребенка, умение видеть в дошкольнике потенциально равноправного партнера, радоваться его успехам, помогать ему, создать оптимальные условия для его развития.

Вот почему правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство ею очень важны.

Одним из компонентов, оказывающих влияние на формирование у детей

таких качеств и свойств, при наличии которых ребенок станет личностью,

является художественная литература. Произведения искусства

заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, являются

неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии.

Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть

адресованы именно тем персонажам и событиям, которые этого достойны,

а недостойные поступки должны соответственно осуждаться. Поэтому при

чтении книг нельзя забывать о тех мыслительных процессах, на которых

основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью

уверенный в том, что малыш верно понимает изображаемые явления,

взрослый может ожидать от него соответствующих эмоциональных

оценок и чувств.

Художественные произведения не только расширяют представления

ребенка, но и вводят его в особый мир глубоких и эмоциональных переживаний и открытий. Конечно, в первую очередь, благодаря потешкам, сказкам ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Л. П. Стрелкова отмечала, что художественная литература учит понимать «язык эмоций», «язык чувств», определять эмоциональные состояния, идентифицироваться с ними.

Необходимо осуществлять специальный отбор художественных произведений для

детей.

Художественные произведения для развития представлений об эмоциях у старших

дошкольников.

Радость В. Катаев «Цветик – семицветик»; Н. Носов «Про репку».Э. Успенский «Ка

Простоквашино»; Ш. Перро «Золушка»; Г. К. Андерсен «Дикие лебед

Печаль

Г. Х. Андерсен «Гадкий ут нок».Русская народная сказка «Снегурочка».И. Токмак

– я лежу больной.»Русская народная сказка «Сестрица Ал нушка и братец Ив

– Сибиряк «Серая шейка».

Страх

Н. Носов «Живая шляпа».Русская народная сказка «У страха глаза велики».К Чу

цокотуха».Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косы

хвост».М. Горький «Воробьишко».

Удивление

Е. Пермяк «Чужая калитка».Русская народная сказка «Царевна – лягушка».Укра

сказка «Хорошенькая уточка».Д. Хармс «Удивительная кошка».П. Бажов «Сереб

Злость

Л. Н. Толстой «Прыжок».А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».К. Чук

«Мойдодыр».В. Осеева «Волшебное слово».Р. Киплинг «Маугли»

Только чтения сказки недостаточно, чтобы помочь малышу глубже почувствовать события и поступки персонажей. Поэтому огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в книгах, мультфильмы, игры-драматизации и беседы.

Планируя вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эффективными оказываются такие приемы, как ведение беседы сразу по двум произведениям, обобщающая беседа по нескольким произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев. В конце обсуждения необходимо подвести иЭмоциональное развитие тог сказанному детьми,

подчеркнуть особенно удачные сравнения и примеры, приведенные

ребятами. После проведения беседы рекомендуется продолжить обсуждение в

форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра должна проводиться сразу после прочтения, пока еще свежи непосредственные детские впечатления. Желательно заранее еще до чтения подготовить персонажи, с которыми будет происходить общение детей. Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; лиса и заяц из сказки «Лиса, заяц и петух». Куклы-персонажи высказывают свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью:

отрицательный персонаж поощряет неблаговидные поступки, а положительный – добрые, справедливые дела и взаимоотношения. Затем в беседу постепенно втягиваются дети. Переход этот должен осуществляться тактично, незаметно. В конце группа приходит к единому мнению.

Следующий этап в работе по приобщению к художественной литературе – это игра-драматизация. Являясь одной из форм сюжетно- ролевой игры, игра-драматизация представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Однако нужно подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.

Если в произведении, прочитанном в группе и понравившемся детям, есть четко противоположные персонажи и ситуации нравственной направленности, его можно предложить для разыгрывания. Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе прошли беседы детей с персонажами. Самый ответственный момент - подбор артистов, особенно для исполнения противоположных ролей. Роль положительного персонажа желательно предоставить ребенку с низким уровнем социальных эмоций, а

роль отрицательного героя предложить дошкольнику, отличающемуся нравственным поведением. Нужно внимательно следить не вносит ли ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к сказочным моментам, которые являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций. Здесь особенно важны и отклики зрителей, их оценка действий персонажа. Игра – драматизация позволяет ребенку

психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и

поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы его

жизненного опыта.

Подводя итог выше сказанного, хочется отметить что, детская художественная литература – действенная сила нравственного воспитания, и надо уметь целенаправленно ею пользоваться.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздниковЭмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздников Рада приветствовать Вас на своей страничке! Сегодня я хочу поделиться своими размышлениями о важности развития эмоциональной сферы детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное развитие дошкольников посредством художественной литературы
Опубликовано: 29 октября 2022 в 13:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД