МААМ-картинки

Консультация «Эмоциональный интеллект ребенка»

Лилия Герасимова
Консультация «Эмоциональный интеллект ребенка»

Большинство методик раннего развития, а также множество авторских курсов предлагают мамам дошкольников в первую очередь развивать интеллект ребенка — учат логическому мышлению, читать и считать.

Об эмоциональном интеллекте подавляющая часть родителей почти ничего не знает. Однако в дошкольном возрасте развивать его куда важнее, ведь за этим термином скрывается умение различать, понимать собственные эмоции и эмоции других людей, а также управлять ими.

Публикация «Консультация „Эмоциональный интеллект ребенка“» размещена в разделах

Почему же так важно развивать у ребёнка эмоциональный интеллект?

Как правило, дети с развитым эмоциональным интеллектом имеют более высокую самооценку, они уверены в себе, адаптируются к новым обстоятельствам, успешнее обучаются и пользуются популярностью у своих сверстников. Они эффективнее действуют в конфликтных ситуациях и проявляют меньше тревожности. Это очень помогает и во взрослой жизни!

Как развивать эмоциональный интеллект в общении?

Эмоциональный интеллект ребёнка незаметно для нас развивается с самого рождения. Тёплое, радостное общение с мамой, ее естественный отклик на эмоции ребенка в первые месяцы и годы жизни создаёт для этого благотворную почву.

Например, малыш сильно потянул маму за волосы. Нужно объяснить, что маме больно и неприятно, и поэтому впредь не нужно так делать.

Или: малыш плачет. Для развития эмоционального интеллекта важно не «затыкать» ему рот пустышкой, не пытаться отвлечь и развеселить — нужно с ним говорить. «Ты плачешь, ты чем-то расстроен, наверное, ты хочешь. (ваши предположения, и злишься, что не получается. Я тебе сочувствую и хочу тебе помочь».

Современным мамам такая реакция может показаться надуманной и странной: большинство из нас в детстве учили эмоции в себе подавлять. И если радоваться, смеяться и чувствовать себя счастливым было еще прилично, то плакать, злиться или бояться — плохо и стыдно. Мы давим в себе страх, гнев, чтобы казаться воспитанными и сдержанными. Но подавление эмоций влечёт за собой стресс, нервные расстройства и даже настоящие болезни.

Как же избавить своё чадо от подобных проблем в будущем? С чего начать?

При любом эмоциональном всплеске помогать ребенку понять, какие чувства он сейчас испытывает. Если это злость, то не отвечать на нее своей злостью, а объяснить: сейчас ты злишься, ты чем-то возмущён. Если это радость: ты рад и доволен, мне так приятно видеть тебя таким. Не пытаться подавить ту или иную эмоцию такими выражениями, как «мужчины не плачут» и другими стереотипными фразами.

Освоить такой способ общения с ребенком может быть нелегко. Поначалу можно воспользоваться помощью психолога или специального педагога, который научит и ребенка, и родителя говорить об эмоциях, не стесняться и не бояться проявлять их и обсуждать. Так родитель сможет поработать над уровнем своего эмоционального интеллекта и в дальнейшем испытывать меньше трудностей в общении с малышом.

Игры и занятия для развития эмоционального интеллекта

Детям в возрасте от 2 лет уже можно рассказывать о том, как управлять эмоциями, на примере игр и сюжетов из жизни. Например, игрушечный мишка в руках мамы (или герой книжки) заплакал. Нужно обсудить с ребёнком, почему это произошло, что и кому он хочет этим показать, как сделать так, чтобы он перестал плакать. Так ребенок постепенно учится чувствовать эмоции других людей, понимать их причины.

А с детьми старше 2 лет можно заниматься арт-терапией.

Для развития эмоционального интеллекта малышей психологи обычно используют сказкотерапию, рисуночную терапию, песочную терапию и музыкотерапию. Рисование и слушание музыки раскрепощает ребенка, он учится распознавать эмоции, которые несет музыкальный фрагмент или рисунок, картина. А на примерах сказок дети видят модели проявления эмоций, понимают, как на них будут реагировать другие участники коммуникации.

Еще один очень эффективный способ развития эмоционального интеллекта — он подходит для детей чуть старше — предполагает использование специальных карточек. На них изображены персонажи с теми или иными выражениями лица, и вы обсуждаете с ребёнком, какую эмоцию испытывает герой на картинке, чем она могла быть вызвана, как сделать так, чтобы эту эмоцию направить в нужное русло.

После 5 лет уже можно развивать у ребёнка эмоциональный интеллект и через визуальное восприятие эмоций во время посещения театра. Наблюдая за живой игрой актёров, дети лучше чувствуют эмоции, которые те хотят выразить, а также анализируют их причины.

Все эти способы развития эмоционального интеллекта нельзя строго разграничить по возрастам — важен индивидуальный подход. Если ребёнок в своем возрасте с удовольствием играет с куклами и обсуждает их чувства, готов играть с карточками, эмоционально включается в просмотр спектакля — все это можно использовать.

В то же время в деле развития эмоционального интеллекта (как и IQ) важно следовать за ребёнком и не навязывать ему знания, которые он пока не хочет принимать, опыт, к которому он еще не готов.

Не смотрите на других детей — у каждого малыша своя индивидуальная схема развития.

В дошкольный период от родителей в первую очередь требуется подхватывать интерес ребенка к чему-либо и помогать развивать особенно выделяющиеся таланты.

Если малыш обожает рисовать, то нужно постараться создать ему максимально комфортные условия для этого. Если ему нравится бегать с мячом по квартире — можно найти соответствующую секцию (хотя это совсем не значит, что он потом станет профессиональным футболистом). Забудьте выражение «ребёнок должен уметь делать то и то» : дети обязательно всему научатся, просто дайте им время!

Публикации по теме:

Консультация «Как развить память ребенка» Как улучшить память? Существует три «закона» памяти. Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить,.

«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника)«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника) Вот и заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. Весёлому русскому народному.

Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт.Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт. Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.

Интеллект-карта по итогам экскурсии на хлебозаводИнтеллект-карта по итогам экскурсии на хлебозавод Метод интеллект - карт в переводе с английского означает "карта ума". Интеллект - карта - простой и уникальный метод информации, с помощью.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Интеллект-карта «Весна»Интеллект-карта «Весна» Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Консультация для родителей «О воспитании ребенка» Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители – пример всему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит,.

Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком» Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт,.

Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка»Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка» «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В жизни ребенка игра занимает большое место. Она развивает его личность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Эмоциональный интеллект ребенка»
Опубликовано: 12 января 2020 в 12:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД