Лучший педагог года

Эссе «Я — учитель»

Наталья Анищенко
Эссе «Я — учитель»

Мы все бежим, торопимся. И некогда остановиться и посмотреть в глаза тем, ради кого собственно, весь этот бег, тем, ради кого я – учитель. Некогда увлечь идеями, творить, выслушать. А они ждут… Недолго правда. А потом начинают скучать на уроках, и в школе вообще…

Думаю, что каждый учитель замечал, как череда дней, недель, лет уносит то, чем мы жили, придя работать в школу, как хотели меняться и менять мир к лучшему, а ныне школа как растревоженный улей, занята энергичными поисками новых путей обучения, привития навыков самостоятельного мышления, гуманизации человеческих отношений. Я работаю в школе достаточно долго, чтобы не понимать сути происходящего. Изменения – это всегда процесс долгий, при этом школа всегда инертная структура. И в ней сталкиваются интересы сразу нескольких институций — государства, родителей, общества. Так что серьезные изменения происходят с трудом, и нужно очень много усилий, много воли, много интеллектуальных вложений для того, чтобы эти изменения были к лучшему.

Публикация «Эссе „Я — учитель“» размещена в разделах

Сейчас мы видим огромное количество изменений, которые называют реформами. Но со стороны они воспринимаются как хаотичные дерганья по поводу экзаменов, количеству предметов, учебникам — всему, что сути не меняет, а только невротизирует учителей и родителей. Родители жалуются, что система образования мало чего дает детям, для того чтобы они дальше шли успешно по жизни. Уже сейчас они однозначно говорят, что им это не нужно, скучно, неприятно, тяжело. Социальные сети как показатель народного мнения пестрят анекдотами об охрипших родителях, которые делают домашние задания со своими детьми, призывами вернуть старые учебники и советское образование – лучшее, по мнению масс, в мире.

Учитель же находится в очень тяжелой ситуации, потому что он собирает на себя всё недовольство. Родитель видит конкретную Марь Ивановну, которая с ребенком взаимодействует и становится в его глазах непосредственным причинителем этого вреда, поэтому, на мой взгляд, проблема взаимодействия семьи и школы является одной из самых актуальных на все времена.

Я отметила тенденцию, что в течение первой четверти любого учебного года школу лихорадит. Это освещает и СМИ, именно тогда появляются сюжеты о двустороннем буллинге: учитель ударил ученика, ученик ударил учителя. Смотреть на это, если честно, и больно, и противно, и хочется вспомнить о «чести мундира»… Возникают извечные вопросы «русской действительности» : «что делать?» и «кто виноват?» А ответить хочется по-булгаковски – разруха не в клозетах, разруха – она в головах. Грубо? Но думается мне, что пришло время взрослым слушать и слышать подростков, а не наоборот. Вопрос: кто в классе хозяин: ученик или Марь Ивановна (и для кого звонок) – уже не актуален, всем понятно, что современные реалии требуют новую личность, самостоятельно принимающую решения, которую учитель-диктатор предоставить не может. Да и стандарт есть стандарт – его никто не отменял, а ФГОС говорит «научи учиться».

Потому следующий вопрос современного образования, который приобрёл важность – это вопрос мотивации в обучении. Тут не обойтись без банальных вещей. С появлением Интернета роль учителя изменилась. Теперь он априори не может считаться единственным источником знаний и единственным носителем правды. Сегодня ученики имеют свободный доступ к любой информации, в которой, кстати, их никто не учит разбираться — фильтровать, анализировать, оценивать критически. На мой взгляд, миссия педагога теперь не в том, чтобы давать информацию, а в том, чтобы развивать в учениках навыки и умения самостоятельного поиска этой информации, а также научить отличать правду от лжи в различных источниках. Первое, что должен осознать современный учитель — в глобальном смысле он теперь уже не авторитет (не тот, который был раньше).

Именно поэтому одна из современных методик образования звучит как «образование, ориентированное на учащегося». Дело в том, что в нашей традиционной методике преподавания ученику отводится довольно пассивная роль: он только принимает и воспроизводит знания. В современном мире этого недостаточно. Особенно недостаточно, если требуется воспитать в учениках самостоятельность, активность и критическое мышление. Я часто говорю своим ученикам – можно решить любую задачу, если ты её сформулировал. Именно этому и стараюсь учить на своих уроках – ставить цели и находить пути их достижения. Именно поэтому я против слепого служения высшему догмату современной школы - ЕГЭ. То есть я не против самого ЕГЭ, как раз Единый государственный может стать социальным лифтом при определенных условиях, но воспитать личность он уж точно не способен. Я против задач с однозначным решением, я за амбивалентность путей познания и за открытые задачи, которые сами по себе заставляют не только тренировать мозговые рефлексы, но и задумываться, то есть смотреть на простые порой вещи с другой стороны. И такие уроки будят, а не усыпляют, бодрят, а не душат.

Школа как социальный институт, согласно Закону «Об образовании», устанавливает в качестве важнейшей цели образования духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности. Наша сельская школа является своеобразным социальным институтом, системообразующим компонентом сельского социума. Это, конечно, очень пафосно звучит, но это правда. За свои 20 лет в педагогике я увидела закрытие уже нескольких сельских школ в нашем районе и почти неотвратимое стремительное прекращение жизни села. А ведь дети ничем не виноваты, что живут именно здесь. Они наравне со сверстниками достойны лучшего образования и лучших жизненных траекторий. Все начинается с учителя! А значит - с меня! Каждый человек на Земле, чем бы он ни занимался, играет роль в истории мира или просто в истории небольшой сельской школы. Каждый из нас должен работать в школе не вопреки, а во имя. Во имя нашего будущего, непременно светлого и надежного. И придет время, когда краски станут ярче и светлее, у каждого ребенка будет место для счастья.

Публикации по теме:

Самопрезентация «Моя профессия — учитель-логопед» III этап конкурса "Педагог года 2019". Самопрезентация. Самопрезентация - самый сложный, на мой взгляд, конкурсный этап. Это процесс представления.

Эссе «Я — учитель! Я просто люблю свою работу!» Учитель! Какое красивое, гармоничное, музыкальное слово. Даже ребёнок сможет догадаться, что оно родилось от волшебного, притягательного.

Презентация «Учитель здоровья» Добрый день, уважаемые коллеги! В данной презентации представлен материал, посвященный здоровьесберегающим технологиям. На первых трех слайдах.

Эссе «Учитель — это не профессия, это образ жизни» Учитель – это не профессия. Это образ жизни. Я не просто учитель. Я – первый учитель, учитель начальных классов. Каждый дошкольник желает.

Видеоролик о педагоге на конкурс «Учитель года — 2019» Профессия:Социальный педагог, воспитатель Профессиональные интересы: Организация праздников, мероприятий, участие в конкурсах. Увлечения.

Видеоролик о себе на конкурс «Учитель Оренбуржья-2019» Титова Юлия Сергеевна Образование: Оренбургский государственный педагогический университет. Специальность "Педагогика и методика дошкольного.

Визитка на конкурс «Учитель-логопед года 2019» В дидактические игры Полюбили мы играть. Они классно помогают Буквы нам запоминать! Логопед к нам приходила, Говорить нас всех учила.

Эссе «Я — учитель» Каждый ребенок мечтает стать кем-нибудь в жизни, освоить какую-либо специальность. Для себя я выбор сделала еще в детстве. С первого класса.

Эссе «Я — воспитатель». Учитель года — 2019 Эссе. Я-воспитатель. «Я-воспитатель! И этим я горжусь, ведь жизнь свою я посвящаю детям». Воспитатель, по-моему, это не профессия, это призвание.

Эссе «Почему я решила участвовать в конкурсе «Учитель года — 2019?» Почему я решила участвовать в конкурсе учитель года? «Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт». А. Дистервег.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Я — учитель»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 09:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД