МААМ-картинки

Опыт работы «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Ольга Шилова
Опыт работы «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

«Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

В. А. Сухомлинский

Я все больше убеждаюсь, что выбрала правильный профессиональный путь. Выбор педагогики в качестве основного направления профессиональной деятельности мне спрогнозировали еще мои школьные учителя. После окончания школы, когда передо мной встал вопрос о выборе профессии, я решила стать учителем. Став дипломированным специалистом, начала трудиться в школе, передавала детям свои знания, дарила им свою любовь, внимание и заботу. Моя работа мне была интересна.

Публикация «Опыт работы „Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Шло время, у меня родился сын. Когда сын подрос, мы вместе с ним «пошли» в детский сад. Так я волею судьбы оказалась в детском саду с маленькими обитателями. Мне очень хотелось стать хорошим воспитателем, настоящим другом, второй мамой для детей, которых мне доверили родители. Я старалась относиться к своим маленьким подопечным так, как я хотела, чтобы окружающие относились к моему сыну.

Мой педагогический стаж 37 лет, но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство педагога – не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд.

Воспитывая, в каждого ребенка я стараюсь вложить частицу себя, своего сердца и тепло души. Мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим. Я встречаю их совсем маленькими – некоторым нет и 3 лет, а выпускаю уже шестилетними – семилетними детьми, способными рассуждать и размышлять, высказывать свою точку зрения.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием.

Методы, используемые в моей работе, помогают ребенку самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы:

- задания, развивающие логическое мышление;

- моделирование проблемных ситуаций;

- экспериментирование;

- опытно-исследовательская деятельность;

- решение кроссвордов, головоломок.

Большой опыт практической деятельности позволил мне сделать вывод о том, что в процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные вопросы, создаются благоприятные условия для побуждения детской пытливости и познавательной активности. Что конечно же способствует радостной и интересной жизни детей в детском саду. Поэтому развитие познавательной активности детей – одна из основных целей моей педагогической деятельности. Основным средством достижения этой цели на данном этапе я избрала организацию детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Почему экспериментирование? Да потому, что этот вид деятельности самый-самый «детский». Детское экспериментирование предшествует даже игровой деятельности. Ведь то, что многие взрослые воспринимают как детские капризы (выбрасывание из кроватки погремушек, битая посуда, рассыпанная из банки крупа, – ничто иное, как детское экспериментирование и исследовательская деятельность. Ребенок рождается с задатками исследователя. Он все познает методом проб и ошибок.

В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатый опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обобщение памяти ребенка, активизируются его мысленные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Исходя из проблем, которые выдвигают дети, я ставлю следующие педагогические задачи:

1. Развивать поисковую деятельность (способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).

2. Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению.

3. Развивать познавательную инициативу дошкольников, любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Мои дети стремятся к активной деятельности, а я стараюсь не дать этому стремлению угаснуть, способствую его дальнейшему развитию, в проведении этих исследований, сделать их полезными. Дети с удовольствием добывают знания, сведения, материалы, используя различные источники информации.

В процессе работы я поняла, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Предметно-развивающая среда, созданная в группе, выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Для этого мы создали в группе детскую мини-лабораторию, в которой размещены различные материалы и оборудование. Исследовательская деятельность не задается мною заранее, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.

Организуя исследовательскую работу с детьми, я соблюдаю определенные правила, позволяющие мне успешно решать задачи исследовательского обучения. Конечно, к этому процессу нужно подходить творчески. Для этого я:

1) учу детей действовать самостоятельно и независимо, избегаю прямых инструкций,

2) не сдерживаю инициативы детей,

3) не делаю за них то, что они могут сделать самостоятельно,

4) не спешу с вынесением оценочных суждений,

5) помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

Когда ребенок слышит, видит и чувствует сам – усваивается все прочно.

Эссе я хочу закончить словами: «Для меня воспитатель – это не просто профессия, это состояние души, призвание. Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. Каждое утро, встречаясь со своими воспитанниками, я вижу в их глазах доверие и уважение, чувствую их откровенную любовь. Это ли не счастье? И за это каждодневное ощущение счастья я благодарна моей профессии.»

к моему сыну.

Мой педагогический стаж 37 лет, но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство педагога – не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд.

Воспитывая, в каждого ребенка я стараюсь вложить частицу себя, своего сердца и тепло души. Мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим. Я встречаю их совсем маленькими – некоторым нет и 3 лет, а выпускаю уже шестилетними – семилетними детьми, способными рассуждать и размышлять, высказывать свою точку зрения.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием.

Методы, используемые в моей работе, помогают ребенку самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы:

- задания, развивающие логическое мышление;

- моделирование проблемных ситуаций;

- экспериментирование;

- опытно-исследовательская деятельность;

- решение кроссвордов, головоломок.

Большой опыт практической деятельности позволил мне сделать вывод о том, что в процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные вопросы, создаются благоприятные условия для побуждения детской пытливости и познавательной активности. Что конечно же способствует радостной и интересной жизни детей в детском саду. Поэтому развитие познавательной активности детей – одна из основных целей моей педагогической деятельности. Основным средством достижения этой цели на данном этапе я избрала организацию детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Почему экспериментирование? Да потому, что этот вид деятельности самый-самый «детский». Детское экспериментирование предшествует даже игровой деятельности. Ведь то, что многие взрослые воспринимают как детские капризы (выбрасывание из кроватки погремушек, битая посуда, рассыпанная из банки крупа, – ничто иное, как детское экспериментирование и исследовательская деятельность. Ребенок рождается с задатками исследователя. Он все познает методом проб и ошибок.

В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатый опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обобщение памяти ребенка, активизируются его мысленные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Исходя из проблем, которые выдвигают дети, я ставлю следующие педагогические задачи:

1. Развивать поисковую деятельность (способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).

2. Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению.

3. Развивать познавательную инициативу дошкольников, любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Мои дети стремятся к активной деятельности, а я стараюсь не дать этому стремлению угаснуть, способствую его дальнейшему развитию, в проведении этих исследований, сделать их полезными. Дети с удовольствием добывают знания, сведения, материалы, используя различные источники информации.

В процессе работы я поняла, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Предметно-развивающая среда, созданная в группе, выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Для этого мы создали в группе детскую мини-лабораторию, в которой размещены различные материалы и оборудование. Исследовательская деятельность не задается мною заранее, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.

Организуя исследовательскую работу с детьми, я соблюдаю определенные правила, позволяющие мне успешно решать задачи исследовательского обучения. Конечно, к этому процессу нужно подходить творчески. Для этого я:

1) учу детей действовать самостоятельно и независимо, избегаю прямых инструкций,

2) не сдерживаю инициативы детей,

3) не делаю за них то, что они могут сделать самостоятельно,

4) не спешу с вынесением оценочных суждений,

5) помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

Когда ребенок слышит, видит и чувствует сам – усваивается все прочно.

Эссе я хочу закончить словами: «Для меня воспитатель – это не просто профессия, это состояние души, призвание. Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. Каждое утро, встречаясь со своими воспитанниками, я вижу в их глазах доверие и уважение, чувствую их откровенную любовь. Это ли не счастье? И за это каждодневное ощущение счастья я благодарна моей профессии.»

Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста» Тема моего доклада: «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста через различные формы совместной.

Методический семинар на тему «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Владимова Елена Станиславовна Опыт работы на тему : "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста" «Любовь к родному краю,.

Опыт работы «Познавательно-исследовательская деятельность» Предлагаю Вам мой небольшой фотоотчет на тему" Познавательно-исследовательская деятельность" Дошкольники – прирожденные исследователи. И.

Опыт работы «Пение, как средство развития вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка. Г. Рукавишников.

Опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством .

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Опыт работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки.

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в апельсиновую сказку»Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в апельсиновую сказку» Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" Воспитатель Г. И. Мукина.

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Школа космонавтов» Цель: формирование элементарных математических представлений в процессе ознакомления с космосом. Задачи: совершенствовать умение считать.

Опыт работы «Здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста» Одной из задач дошкольного образования в соответствии с федеральным образовательным государственным стандартом является сохранение и укрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 апреля 2018 в 14:48
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД