Екатерина Тимофеева
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Призвание есть течение, которому полезно учинить препятствие в его истоке для того, чтобы увидеть, река ли это или только ручеек» Декурсель А.
Самая сложная школа- это жизнь. Никогда не знаешь в каком ты классе и когда следующий экзамен. И порой, не просто сделать свой выбор. за нас всё решают обстоятельства.
Кто в детстве не подражал своим родителям, выбранной ими профессии! Маленькому, неокрепшему созданию, не познавшему мир, всё его многообразие, кажется, что других профессий не существует. Мы наивно полагаем, что раз наши родители- самые лучшие, самые умные, выбрали для нас именно эту профессию, наверное, это и есть наша судьба.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Всё своё беззаботное детство я была «учителем». Моими «учениками» были дети с моей улицы. Все! При чём им приходилось быть только в роли учеников. И это не обсуждалось. У меня даже был настоящий школьный журнал. Его дал мне мой пример для подражания, пример для дальнейшего выбора профессии и объект восхищения- мой папа! По совместительству- директор школы. Скорее всего, именно благодаря последнему факту, никто со мной не спорил и добровольно-принудительно был «вечным учеником».
Не буду скрывать, я попробовала себя и в роли «банковского работника». Совсем не долго. Да простит меня мама, экономика -не моё.
Каждый человек полон видимого и скрытого совершенства к действиям, ему предназначенному, и уже к старшим классам играть в учителя надоело.
Открою вам секрет - у меня появилось новое увлечение. Более того, как я полагала, пробудился талант. Я начала рисовать! Первыми моими зарисовками, как сейчас помню, были героини мексиканских сериалов: Просто Мария, Марианна, Роза. Потом в моём блокноте художника оказался весь класс в виде дружеских шаржей. Иллюстрации на страницах учебника по географии и вовсе не давали мне покоя. Результатом многочасового чтения параграфов были этюды гор, водопадов и прочих красот нашей необъятной планеты. Апофеозом и верхом совершенства стал графический портрет моего кумира- Жана Клода Ван Дама. «Да, я талант!»- считала я. Пока этот портрет не увидел мой папа, всесторонне развитый человек с огромными творческими способностями. Со своей директорской должностью он совмещал и резьбу по дереву, изготовление деревянной мебели, всевозможных элементов декора. Кабинет физики, которую преподавал папа, был самым красивым в школе: деревянные панели, стены. едва вмещающие на себе все созданные им картины. Именно от него я узнала о разных видах росписи, научилась различать их элементы. Меня даже взяли в подмастерья. Долгими зимними вечерами мы расписывали с ним деревянные изделия под хохлому, городецкую, полхов- майданскую роспись.
Естественно кое-что он понимал в делах изобразительного искусства. Немного покритиковав мою «прекрасную» работу, он посоветовал совместить преподавательскую деятельность с моим новым увлечением.
Так я поступила в педагогический колледж на художественно-графическое отделение. Не всё, конечно, было так радужно как мне казалось. Многому пришлось ещё учиться. Мало иметь способности. Их необходимо подкреплять хорошими знаниями. И только тогда мы поднимаемся на те башни, которые сможем сами построить.
Пришлось принять весь комплекс профессиональных и общих компетенций этой профессии. В мои жизненный планы не входило изучение черчения, которое я отлично понимаю, обладая развитым пространственным и динамическим мышлением. Несмотря на это, мне хотелось заниматься только художественной деятельностью.
Обучение в Каменском педагогическом колледже дало мне очень много. Четыре года общения с прекрасными людьми, замечательными преподавателями, профессиональными художниками отразились на моём мировоззрении и раскрыли мои художественные способности. Я выросла профессионально, овладела техниками. Но! Было одно но! Несмотря на прекрасную учёбу, красный диплом, после прохождения практики я поняла, что преподавательская деятельность - это не моё. Не хочу я быть учителем! Хочу быть художником- оформителем.
Настал момент, когда перед нашим курсом встал вопрос выбора дополнительной специальности. Все девочки определились в пользу дошкольного работника. Я же, вместе с тремя однокурсниками, выбрала дополнительную специальность «художник- оформитель». Это был «Рай» : стенды для аудиторий педколледжа, роспись стен в детских больницах, реклама, плакаты для мероприятий. О таком счастье я и мечтала.
«Человек по своей натуре художник и стремиться вносить в свою жизнь красоту», но пришлось спуститься с небес на землю. Надо было снова выбирать. Появилась возможность, не откладывая дело в «долгий ящик», получить высшее образование по той же специальности.
И вот я специалист, с высшим образованием. И что дальше? Школа? Оформительская деятельность? Раздумывать было некогда. Надо устраиваться на работу. Была вакансия- воспитатель в школе глухонемых детей. Пришлось в спешном порядке выучить язык жестов. «Это единственный «иностранный язык», которым я владела,»- шутила я.
Дети, с которыми мне довелось работать, особенные. Пройдя нелёгкий, но такой необходимый путь адаптации, я поняла, что хочу внести яркий свет в их мир, поделиться тем, что умею. С большим рвением я взялась развивать способности этих детей. Они с радостью откликнулись. Не всё давалось легко. Донести что-то до ребёнка, который тебя не слышит, не понимает значения терминов, которые я применяю, было трудно. И в этом случае помог универсальный язык изобразительного искусства. Его средствами можно многое достичь. Мои усилия не пропали даром. Были оригинальные творческие работы, выставки для родителей и детей из других классов.
Но в моей жизни произошли перемены. Нам пришлось переехать в другой город. Были слёзы, тяжёлое расставание с моим классом. За годы работы эти дети стали мне родными. Но иногда жизнь решает за нас!
Вот я уже в Белой Калитве, на своей малой родине. И опять нужно срочно на работу. Нет времени на выбор, поиски. Так я оказалось в детском саду. Временно, как я тогда думала. Сначала я занималась исключительно оформительской деятельностью, и всё было прекрасно. Пока мне не пришлось замещать воспитателя на группе. Сразу всплыли воспоминания об обучении в педколледже, о девочках- однокурсницах, которые предпочли выбрать специальность «дошкольный работник». Я тогда не понимала их выбора, не принимала, мне было смешно.
И вот я воспитатель! Кто бы мог подумать. Могла я, студентка художественно-графического отделения, предположить, что когда-то сама буду воспитателем в детском саду.
Какая же странная штука – жизнь! Мы мечтаем об одном, двигаемся в этом направлении. И тут всё поворачивается в противоположную сторону. Как будто судьба смеётся над тобой. «Ах, тебе было смешно? Что за профессия такая- воспитатель? Никогда не будешь воспитателем?» И тут на тебе, получи!
А теперь, проработав в этой должности уже более восьми лет, я поняла – это по -настоящему моё, что я очень люблю этих маленьких детей, непосредственных, добрых, открытых на встречу новому и такому важному для них. Ну разве может оформительская деятельность, и даже школа сравниться с тем чувством, когда каждый день окунаешься в сказочный мир детства. В какие-то моменты сам чувствуешь себя ребёнком, заряжаешься этой мощной детской энергетикой.
Творчество воспитателя я считаю, во стократ шире и необходимее, так как воспитателю мало иметь вдохновение, но еще надо уметь вдохновлять других, учить восхищаться простыми обыденными вещами. Как это важно прикоснуться «каплей добра» к формированию нежного внутреннего мира ребёнка. Я до сих пор многому учусь, стараюсь не отставать от новых технологий в области дошкольного воспитания.
«В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно.» Де Ниро Р.
Главное – я люблю детей и у меня есть огромное желание работать. «Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.» Т. Гончаров
Важно уметь передавать личностный потенциал каждому ребёнку, находя самые доступные и рациональные пути для достижения цели. «Ведь человек, что дерево- можно сделать из него дубину, а можно и икону, в зависимости от того, кто делает!» От сюда напрашивается вопрос: кто ты? Способна ли вести этот юный мир в нужном направлении. Тут уже некогда расслабиться, повышая свой профессиональный уровень.
В современном мире, где малоценна красота и не развито эстетическое сознание, хочется, чтобы дети выросли другими, более чуткими, утончёнными, гуманными. Самое главное в моей жизни: развивать умение у маленьких детей видеть красоту окружающего мира, ценить её, воспитывать художественную культуру. «Я убеждён,-пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, -что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».
Я считаю, что очень важно развить в ребёнке восприятие красоты, так как высокая красота сама по себе возвышает и облагораживает человека, несёт то человечное, мудрое, доброе, что так необходимо нам сегодня. Я даю детям возможность выразить свои чувства, впечатления в разнообразной изобразительной деятельности.
Как отмечала Крупская Н. К., лишь в здоровом коллективе личность ребёнка может наиболее полно и всесторонне развиваться. Развиваться через познание окружающего мира и «не готовыми формулами- они пустота, -говорил Антуан де Сент Эксзюпери, а обогатить их образами и картинами, на которых видны связующие нити.» Эта позиция мне наиболее близка, так как сама люблю рисовать и имею художественное образование.
Быть ближе к поставленной цели мне помогают авторские игры, методические пособия, которые доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Организация деятельности, как и создание лучших условий для жизни, творчества и труда не навязчива, а органично возникающая и незаметная для ребёнка. Большое значение имеет создание развивающей предметно- пространственной среды, в котором дети являются активными участниками.
Важным для меня является принцип единства восприятия и созидания, познания и практической деятельности на занятиях. Именно на этом строится развивающее обучение, диалогичность, вариативность решений. Много внимания я уделяю умению видеть красоту природы. Сначала мы наблюдаем детали природы, а затем переходим к более целостному образу. Вдохновляясь этой красотой, дети создают пейзажные образы в различных техниках.
В своей работе я применяю различные виды коллективной деятельности. Выбор определяется характером задания и поставленными целями. Коллективные задания носят не репродуктивный, а творческий характер.
Шаг за шагом, от простого к сложному, дети совершенствуют свои навыки, с радостью и удивлением открывают для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детское художественное творчество, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Мир удивителен. Нужно жить, бесконечно удивляясь. Нужно ценить все время, до минуты, которое нам дано. Нужно ценить людей вокруг нас. В жизни не бывает случайностей. Все случайности и встречи - завуалированные закономерности судьбы. Нужно любить близких, свою работу, свой дом, свою планету. Они не повторяются, поэтому бесценны.
Судьба, словно за руку, подвела меня к самой лучшей, пусть и сложной профессии. Как же я ошибалась, пытаясь ей сопротивляться и не понимая её знаков. Какое же это счастье каждый день идти на работу не с чувством безысходности и простой необходимости, а с огромным желанием!
«Счастье есть привилегия целый день заниматься тем, что тебе представляется важным. Один находит счастье в том, чтобы кормить свою семью. Другой может потратить годы на научную работу, результат которой неясен. Обратите внимание на индивидуальность и субъективность выбора. Не найдется и двух одинаковых случаев — да их и не должно быть. Каждый мужчина и каждая женщина должны подобрать себе такое занятие, за которым будут счастливы целый день, не поднимая головы, и тогда не будет страшно ни какое профессиональное выгорание.» Хайнлайн Р.