Наталья Кочурова
Эссе «Основные содержательные аспекты в познавательном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные содержательные аспекты в познавательном развитии дошкольников
Цель познавательного развития по ФГОС ДО : развитие интереса и мотивации к познанию мира и творчеству.
У современного ребёнка отсутствует мотивация познавать мир, поэтому необходимо искать новые формы работы, чтобы повысить желание ребёнка познавать. Познавательное развитие происходит в сотрудничестве взрослого с ребёнком. Познавательная деятельность реализуется через проектную деятельность, экспериментирование, конструирование. Для правильной реализации познавательного развития нужно уходить от учебной модели, перестраивать систему занятий с ребёнком до подготовительного возраста, чтобы ребёнок мог проявить самостоятельность и инициативу. Роль познавательного развития в современном мире очень существенна. Так как мы живём в мире цифровых технологий в познавательном развитии ставятся задачи технического характера перед детьми, появляется робототехника и STEM-образование. У детей развиваются инженерные навыки уже в детском саду. Также у детей развивается техническое творчество, креативность, критическое мышление, способность работать в команде и друг с другом. Предметно-пространственная среда имеет также важное значение в познавательном развитии
Публикация «Эссе „Основные содержательные аспекты в познавательном развитии дошкольников“» размещена в разделах
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по познавательному развитию.
1. К завершению дошкольного возраста ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и т. д. ; способен выбирать себе род занятий, партнёров по совместной деятельности (исследовательской, проектной).
2. Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и со взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
3. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, умеет подчиняться разным правилам (воображение необходимо при планировании, осмыслении результатов).
4. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
5. Ребёнок способен к волевым усилиям (ребёнок должен проявить усидчивость, завершение начатого в исследовательской деятельности, следовать правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
6. Любознательность как качество ребёнка (умение задавать вопросы, касающиеся близких и далёких предметов или явлений, интересоваться причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с книжной культурой). Умение педагога выстраивать систему работы по познавательному развитию исходя из интересов ребёнка, умение создавать проблемные ситуации, ставим вопросы и даём ребёнку возможность самому найти ответ, дать возможность детям доказать свой ответ или опровергнуть.
Педагог должен создать условия для ребёнка, чтобы ребёнок открыл мир для себя самостоятельно. Педагогу нужно дать больше свободы детским исследованиям в наблюдении и обсуждении, вооружиться терпение при ответах на многочисленные уточняющие вопросы.
В последнее время происходит обучение через познание нового. Воспитатель вместе с детьми ставит цель и задачи эксперимента, и отсекая неверные суждения, поддерживает интерес ребят к проблеме эксперимента. Это сложная технология, которую должен освоить педагог, работающий по программе STEM.
Новые подходы в познавательном развитии.
Согласно STEM педагогике ребёнку должно интересно учиться, знание должно применимо на практике и непосредственно связано с практикой, само обучение должно быть занимательным по форме, увлекающим ребёнка и приносить реальные плоды в будущем. Прежде всего в профессии.
Возрастно-нормативная модель развития представляет собой педагогическую интерпретацию, психологического понятия нормы развития и анализирует становление субъективности в сознании, общности и в деятельности, как главных линиях развития человека как субъекта собственной жизни. Своего развития и саморазвития.
Познавательное развитие включает размышление над причинами явлений и выдвижение гипотез; операции анализа и синтеза, сравнение; удерживание внимания и концентрирование на объекте; воображение предполагаемого результата и фантазирование; наблюдение процессов, протяжённых во времени; фиксирование промежуточных и итоговых результатов; развитие умения читать знаки и символы; классификация и обобщение; формулировка вывода.