Беспалова Наталья Александровна
Эссе «Организация самостоятельной деятельности в условиях реализации ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самостоятельность дошкольника – это
способность иметь собственное суждение,
вносить элементы новизны и творчества в свою
деятельность, выполнять те или иные ее виды».
И. Д. Зверев
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Публикация «Эссе „Организация самостоятельной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО“» размещена в разделах
Открыв его, увидим что Стандарт направлен на решение задач, одной из которых является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Проведя линию по всем областям развития,обнаружим, что, например, социально-коммуникативное развитие направлено, в том числе на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Развитие речевого творчества предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д.
Художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены психолого-педагогические условия, в том числе и поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности.
Большую роль в организации самостоятельной деятельности детей в условиях ФГОС ДО является организация образовательной среды.
Мы рассмотрим некоторые аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста, которые отражает содержание Программы:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
Итак первое-РППС-очень важная составляющая в организации самостоятельной деятельности детей. Правильно организованная предметно –пространственная среда, с соблюдением всех требований к ней, а именно : насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность для воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ даст педагогам возможность реализовать поддержку инициативы и самостоятельности детей в полном объеме.
Вопрос организации РППС в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Развивающую среду в детском саду, в соответствии с ФГОС ДО, необходимо строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Второе-характер взаимодействия со взрослыми. Если мы рассмотрим приоритетные сферы проявления инициативы и самостоятельности, то можем отметить следующее.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы:
в возрасте 2-3лет является знакомство с предметами и их функциями; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира;
в 3-4 года- игровая и продуктивная деятельность;
в среднем дошкольном возрасте - познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками;
в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива;
в 6-7 летнем возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
Не смотря на разницу содержания сфер проявления детской инициативы можем выделить общие принципы, которые необходимо соблюдать взрослым, для организации и поддержания самостоятельной деятельности детей:
-предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы
- формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями
- поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка
- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным детям;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты; опираться на их желание во время занятий;
- поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу); поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами.
Мы считаем, что предметно-развивающая среда, как система возможностей, предоставляемая детям для их активности и характер педагогического взаимодействия взрослого и ребенка - имеют ключевое значение в организации самостоятельной деятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО.