Лучший педагог года

Эссе «Самообразование как профессиональное хобби»

Пермякова Татьяна Геннадьевна
Эссе «Самообразование как профессиональное хобби»

Прежде всего, надо понять, что такое самообразование. Самообразование - это процесс добровольной и осознанной познавательной деятельности, которая проводится по индивидуальному желанию и мотивируется личными побуждениями. План самообразования уникален для каждого. Человек, занимающийся профессиональным и личностным развитием, полностью контролирует весь процесс – от сроков и содержания до результатов и их эффективности.

Публикация «Эссе „Самообразование как профессиональное хобби“» размещена в разделах

Эмоциональная сфера является важнейшей, более того – неотъемлемой составляющей общего эмоционального развития детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы эмоционального развития дошкольников в целом, а также развития у них такого качества, как эмоциональная идентификация, обусловлено тем, что на это существует социальный заказ общества системе дошкольного образования.

Недавно вступивший в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определяет, что дошкольное образование призвано обеспечивать развитие личности детей в различных направлениях, таких как социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие и т. д.

Наряду с перечисленными направлениями в новом ФГОС ДО подчеркивается необходимость развития у детей социального и эмоционального интеллекта, их эмоциональной отзывчивости, а также таких душевных качеств, сопряженных с эмоциями, как сочувствие, сопереживание. Иначе говоря, ФГОС ДО подразумевает комплексное развитие эмоциональной сферы дошкольников.

При этом через весь текст ФГОС ДО проходит мысль о том, что развитие различных сфер личности дошкольников невозможно без развития эмоциональной сферы, без формирования у них эмоционального и морально-нравственного благополучия, позитивного отношения к себе, окружающим людям и миру в целом. И хотя эмоциональное развитие дошкольников в современном ФГОС ДО не выделено в самостоятельное направление педагогической деятельности, тем не менее, как подчеркивается специалистами, все предусмотренные стандартом направления развития детей так или иначе опосредуют собой развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Эмоциональная сфера личности ребенка включает в себя эмоции и чувства. Познавая окружающую действительность, ребенок так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, другим людям и к самому себе. Это отношение находит свое выражение в эмоциях и чувствах, им переживаемых, и они являются очень разнообразными.

Сущность чувств и эмоций исследована в работах известных отечественных психологов, таких как В. В. Бойко, В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтера, Б. И. Додонова, Е. П. Ильина и др. Эти и другие авторы неоднократно подчеркивали, что развитие эмоциональной сферы детей осуществляется под воздействием воспитания и обучения, а также в процессе приобретения индивидуального жизненного опыта. По этим причинам становление эмоций у дошкольников неотделимо от вопросов психологии и педагогики.

В последнее время на фоне активного реформирования системы дошкольного воспитания (роста сети альтернативных дошкольных учреждений, появления новых программ и технологий воспитания и обучения дошкольников и т. п., развитию эмоциональной сферы детей не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от их интеллектуального развития. Вместе с тем, как указывали еще Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить подлинное эмоциональное благополучие ребенка в жизни и успешное выполнение им различных форм деятельности.

Важнейшим вопросом в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников сегодня многими исследователями признается вопрос о развитии такого качества, как эмоциональная идентификация. Оно выступает в качестве диагностического показателя уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей, служит предпосылкой для формирования эмпатии – важнейшего психологического качества развитой личности.

В самом общем понимании способность к эмоциональной идентификации представляет собой способность личности идентифицировать (воспринимать, распознавать, характеризовать, описывать) эмоции, чувства, переживания, испытываемые другими людьми, а также собственные эмоции и чувства.

На развитие способности ребенка к эмоциональной идентификации влияют различные факторы, прежде всего, собственный уникальный эмоциональный опыт, который формируется во взаимоотношениях с другими людьми. Чем богаче и разнообразнее этот опыт, тем более будет развита способность ребенка к идентификации эмоций.

Для детей важную роль в формировании эмоционального опыта, а соответственно и способности к эмоциональной идентификации играет характер взаимоотношений и переживания эмоций родителями. Как правило, в семьях, где родители более экспрессивны и склонны к яркому выражению широкого спектра эмоций, способности к эмоциональной идентификации у детей оказываются более развитыми.

По мере взросления детей линейка факторов, влияющих на развитие рассматриваемой способности, ширится. В нее включаются и характер взаимоотношений со сверстниками, другими значимыми взрослыми, помимо родителей и т. д.

В настоящее время в педагогической науке осуществляется поиск методов и средств развития способности дошкольников к эмоциональной идентификации, их практическая апробация. Одним из методов, уже доказавших свою результативность в данной сфере, является сегодня сказкотерапия. Этот метод получил свое название в связи с тем, что его основу составляет применение в работе с детьми сказок, т. е. повествований, имеющих сказочную форму.

Перспективность использования сказок в процессе развития способности к идентификации эмоций у детей дошкольного возраста обусловлена тем, что классическая сказка, в отличие от реальной жизни, имеет весьма понятную и четкую систему деления персонажей как носителей определенных моральных качеств, а соответственно и как носителей определенных эмоций – положительных и отрицательных. При работе с дошкольниками важно, что в волшебной сказке комплект основных моральных качеств, черт персонажа, его эмоций обычно весьма устойчив. Сюжетные перемены могут касаться ситуаций, в которых оказываются герои, однако базовый комплекс их личностных черт и переживаемых эмоций в сказках всегда достаточно неизменен.

Устойчивость особенностей характеров и эмоций героев является отличительной чертой персонажей волшебных сказок, и именно эта черта позволяет на ранних этапах развития способности детей к эмоциональной идентификации формировать у них необходимые навыки восприятия, распознавания, узнавания, описания переживаемых персонажами эмоций. Благодаря четкому разделению сказочных персонажей на «плохих» и «хороших», дети учатся отличать и разграничивать между собой «плохие» и «хорошие» личностные черты, эмоции, переживания, поступки, что служит базой для дальнейшего развития способности к эмоциональной идентификации.

Метод сказкотерапии как инструмент развития эмоциональной идентификации детей может применяться с раннего возраста на протяжении всего дошкольного, а позднее и школьного возраста (вплоть до перехода детей в среднее звено). К 5-6 годам благодаря системному использованию метода сказкотерапии у дошкольников можно развить способность к точной идентификации таких эмоций, как радость и печаль, к старшему дошкольному возрасту (7 лет) – эмоции страха и т. д.

При этом по мере взросления детей используемый сказочный материал должен усложняться, чтобы у них усложнялась и развивалась глубина и точность идентификации и понимания эмоций и эмоциональных состояний человека, чтобы повышался уровень развития способности к эмоциональной идентификации (от базового к ситуативно-конкретному, далее к уровню словесного обозначения и описания экспрессии, затем к уровню осмысления эмоций в форме развернутого описания и, наконец, к уровню осмысления эмоций в форме истолкования и проявления эмпатии).

Таким образом, сказкотерапия на сегодняшний день может рассматриваться как очень перспективный, показавший свою эффективность на практике метод развития эмоциональной стороны личности дошкольников в целом и в частности – как метод, который может успешно применяться для развития такого важного качества, как способность к эмоциональной идентификации. Основная задача современных педагогов-практиков должна состоять в том, чтобы формировать необходимый банк сказок, которые могут применяться в работе с детьми разного возраста для поступательного развития у дошкольников данной способности, ее углубления и усложнения.

Публикации по теме:

Профессиональное выгорание педагогов ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧАС НА ТЕМУ: «Профессиональное выгорание педагогов» Подготовила: Старший воспитатель Л. В. Козлитина.

Самообразование как объект самоуправления «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя.

Самообразование «Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения и творческих способностей детей» Особенности воображения детей дошкольного возраста Основой творчества является комбинаторная деятельность воображения. Творческое воображение.

Самообразование педагога «Дидактические игры как средство формирования экологической культуры дошкольника» МДОУ «Детский сад «Улыбка» ИОМ педагога Ефимовой С. Н. Тема самообразования на 2018-2019 учебный год. : «Дидактические игры как средство формирования.

Презентация «Самообразование как источник индивидуального роста молодого педагога» «Самообразование как источник индивидуального роста молодого педагога» Подготовил: воспитатель Куимова Нина Ивановна. Кто дорожит жизнью.

Самообразование педагога «Нетрадиционная техника рисования, как средство формирования творческих способностей» [Самообразование педагога МБДОУ №19 Рудь Наталии Юрьевны на 2018-2019г. «Нетрадиционная техника рисования, как средство формирования творческих.

Самообразование «Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей» для младшего дошкольного возраста Актуальность. Актуальность данной темы посвящена изучению развития мелкой моторики кисти и пальцев рук у ребенка. По данным исследования.

Эссе на тему «Самообразование как профессиональное хобби» …Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые.

Эссе «Педагогика — мое призвание, любимое дело, увлечение, хобби, работа» Почему я выбрала профессию воспитатель? Думаю что не случайно. Я всегда любила детей, все время возилась с малышами- и в школе, и во дворе:.

Эссе «Я — педагог. Любовь к детям, постоянный творческий поиск, самообразование и работа над собой» Эссэ «Я - педагог» Ивановой Елены Александровны Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук. Пока смеётся мне ребёнок, я знаю,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Самообразование как профессиональное хобби»
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 08:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД