Светлана Нигматуллина
Эссе: «Воспитатель — призвание или служение?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как важен, велик и священен сан воспитателя :
в его руках участь целой жизни человека».
В. Г. Белинский
Я не случайно начала свое размышление о призвании и служении воспитателя со слов Виссариона Григорьевича Белинского.
Вчитайтесь в его слова. Он говорит о воспитателе и возводит его в «священный сан». Интересно!
Если призадуматься и постигнуть глубину мысли этой фразы, то напрашивается вывод: не может быть призвания без служения! Попробую вас в этом убедить.
Публикация «Эссе: „Воспитатель — призвание или служение?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Есть несколько видов человеческой деятельности, о которых можно сказать, что это не столько работа, сколько служение. К ним относятся священник, врач, военный. и педагог!
И дело здесь не только в том, что постоянное взаимодействие с людьми, требует особой ответственности, а прежде всего в том, что ты имеешь дело с людьми и в какой-то мере отвечаешь за их душу, за их дальнейшую жизнь.
Л. Н. Толстой говорил: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь!» и добавлю от себя: и быть счастливым от этой любви.
Любовь, честность, мудрость и нравственность – это составляющие понятия «служить».
Служение — это эквивалент любви, милосердия, радости, силе, такту, мудрости и чистоте души.
Призвание быть воспитателем - это дар. Он заложен от рождения и проявляется стремлением помогать учиться другим, делиться своими знаниями, служить и помогать слабым. Проявляется этот дар и в способности просто и вразумительно рассказывать, в способности с теплотой и сердечностью руководить другими. Признаком дара воспитателя служат : искренняя любовь к детям; любовь к своему труду; радость и духовное наслаждение, которые испытываешь видя конечный результат своей деятельности.
Давайте на секунду представим себе воспитателя как в том старом фильме, не «по призванию, а по недоразумению». Такое в жизни к сожалению, тоже имеет место быть. Да он личность! Да, он знает какими методами и приемами воспитывать детей! Да, он знает - как ЭТО должно быть, но. нет отдачи, нет любви ни с его стороны, ни со стороны воспитанников. Нет искры!
Очень важно зажигать людей, но зажигать их тем, что больше тебя самого. В этом и заключается талант и призвание воспитателя, — талант, требующий строгого и предельно вдумчивого с ним обращения. Талант любви ответственной и знающей свои пределы. Ведь именно любовь может способствовать тому, чтобы воспитатель стремился не возобладать над ребенком, во всех отношениях и во что бы то ни стало, а помочь ему, и для этого, нужно, умалить масштабы своей личности.
Хочется процитировать слова Игумена: «Задача священника — привести человека к Богу на его уровне». Суть этой фразы очень схожа с идеями личностно-ориентированного подхода в образовании, т. е. следует понять маленького человека; узнать, что в нем есть и может быть — и это раскрыть. Такая роль воспитателя сопряжена как с большими усилиями, так и с большими опасностями, потому что он имеет дело не с глиной и не с машиной, а с человеческой душой.
Педагог, не имеющий призвания, но взявшийся за воспитание только потому, что ему некуда было деваться или не нашлось более выгодного занятия, сам становится мучеником, а для детей – мучителем. Он вечно всем недоволен, его тяготит скромная доля педагога, ему надоедают дети, к которым у него нет любви, воспитание маленького человека не приносит ему радости, он постоянно занят мыслью подыскать профессию по выгоднее и, не находя ее, считает себя жертвою. Считая свое занятие временным, недовольный педагог не заботится о профессиональном совершенствовании, ему не понять высокой важности своего дела, он охотно тратит время вне деятельности на развлечения и удовольствия и больше заботится о своем спокойствии, чем о благе доверенных ему воспитанников. Такой воспитатель обучает и воспитывает плохо, потому что нет никакой духовно-нравственной связи между участниками процесса.
Другие профессии и должности могут привлекать своими выгодами и удобствами. Звание педагога не обещает ни того, ни другого – это звание миссионера. При низком вознаграждении преподавательская деятельность требует самоотвержения. Педагог не принадлежит себе. Не только свое время, но и все силы, всю энергию, свои способности, всего себя он посвящает детям. Сам характер деятельности требует от воспитателя неистощимого терпения.
На ум приходят слова Рачинского: "Нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный – и потому великий".
В наш век новых технологий, новых научных открытий современный педагог – это эрудированный человек, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок. Это хороший психолог, способный вникнуть в систему взаимоотношений детей и их родителей. Это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Одновременно, это педагог, не утративший чувства любви к детям.
Подводя итог своим доводам и размышлениям добавлю, воспитатель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней радостью. Он незаметно самому себе, и днем, и ночью, будет служить детям. Нельзя быть воспитателем без искренней любви к детям и желания нести добро, невозможно работать вполсилы и беречь себя.
Воспитатель ПРИЗВАН СЛУЖИТЬ детям!
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.»
(Л. Толстой)