Лучший педагог года

Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников

Елена Мудрецова
Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников

Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников.

Е. Ю. Мудрецова

МДОУ «Детский сад №36 комбинированного вида» (Саранск)

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребенка в духе патриотизма. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в своих рудах о воспитании подрастающего поколения указывал: чтобы воспитать молодое поколение в духе патриотизма к Отечеству, следует начинать с того, чтобы воспитать и развить интерес к родному краю, ибо в народе говорят: где родился, там и пригодился.

Публикация «Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников» размещена в разделах

Этническая культура, в которой воспитывается ребенок, оказывает определенное влияние на становление и развитие личности. Первой ступенькой, формирующей этнокультурные ценности, является дошкольное воспитание, т. к. именно в этом возрасте в сознании ребенка формируются первые понятия о добре, о зле, справедливости, чести.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, требующий большой личной убежденности и вдохновения. Поэтому работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, республикой, ее символами.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края; труд людей, традиции, общественные события и т. д. При этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Необходимо продумать и рассказать детям, особо выделяя наиболее характерное для родного края.

Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, памятниками. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, церковь, рассказать об их назначении.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а так же в честь кого они названы. Ему надо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок понимает, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами.

Во время прогулок, экскурсий необходимо учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно относиться к ней. Подбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере будет способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств. Так же дать представление детям о некоторых особенностях народной культуры мордвы. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Для этого мы обращаемся к истокам мордовской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.

Наш народ оставил нам в дар богатейшее духовное наследие: сказки, былины, песни, заклички, загадки, пословицы, игры, прибаутки, легенды и мифы, предания. Одна из главных задач педагога – это воспитание уважения к духовному наследию истории и культуры своей Малой Родины; чтобы детские души почувствовали свою ответственность за сохранение добрых традиций и обычаев предков.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большего такта и терпения от воспитателя, т. к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

И все-таки разнообразны пути и средства в формировании нравственно-патриотических чувств у ребенка в семье. Это и кукла в национальном костюме, подаренная ребенку к празднику; и прослушанные дома аудиозаписи национальных песен и музыки; и рассказы родителей о событиях современности, происходящих в республике (трудовых достижениях, почетных людях, героях труда, юбилеях, отмечаемых в республике, которыми так богата периодическая печать, теле- и радиопередачи, откуда взрослые могут черпать материал для бесед с детьми.

Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Это помогает ему переосмысливать свои полученные знания о Родине, выражать свое отношение к ней в делах.

Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.

Литература.

1. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире/ С. А. Козлова// Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 98-101.

2. Нигматов, З. Г. Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей// Этнокультурные образовательные потребности народов России. / Материалы семинаров – совещаний. – М. : ИНПО, - 2004. - 268 с.

3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО Издательство «Детство-Пресс», – 2011. - 192 с.

Е. Ю. Мудрецова

МДОУ «Детский сад №36 комбинированного вида» (Саранск)

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребенка в духе патриотизма. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в своих рудах о воспитании подрастающего поколения указывал: чтобы воспитать молодое поколение в духе патриотизма к Отечеству, следует начинать с того, чтобы воспитать и развить интерес к родному краю, ибо в народе говорят: где родился, там и пригодился.

Этническая культура, в которой воспитывается ребенок, оказывает определенное влияние на становление и развитие личности. Первой ступенькой, формирующей этнокультурные ценности, является дошкольное воспитание, т. к. именно в этом возрасте в сознании ребенка формируются первые понятия о добре, о зле, справедливости, чести.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, требующий большой личной убежденности и вдохновения. Поэтому работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, республикой, ее символами.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края; труд людей, традиции, общественные события и т. д. При этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Необходимо продумать и рассказать детям, особо выделяя наиболее характерное для родного края.

Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, памятниками. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, церковь, рассказать об их назначении.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а так же в честь кого они названы. Ему надо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок понимает, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами.

Во время прогулок, экскурсий необходимо учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно относиться к ней. Подбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере будет способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств. Так же дать представление детям о некоторых особенностях народной культуры мордвы. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Для этого мы обращаемся к истокам мордовской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.

Наш народ оставил нам в дар богатейшее духовное наследие: сказки, былины, песни, заклички, загадки, пословицы, игры, прибаутки, легенды и мифы, предания. Одна из главных задач педагога – это воспитание уважения к духовному наследию истории и культуры своей Малой Родины; чтобы детские души почувствовали свою ответственность за сохранение добрых традиций и обычаев предков.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большего такта и терпения от воспитателя, т. к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

И все-таки разнообразны пути и средства в формировании нравственно-патриотических чувств у ребенка в семье. Это и кукла в национальном костюме, подаренная ребенку к празднику; и прослушанные дома аудиозаписи национальных песен и музыки; и рассказы родителей о событиях современности, происходящих в республике (трудовых достижениях, почетных людях, героях труда, юбилеях, отмечаемых в республике, которыми так богата периодическая печать, теле- и радиопередачи, откуда взрослые могут черпать материал для бесед с детьми.

Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Это помогает ему переосмысливать свои полученные знания о Родине, выражать свое отношение к ней в делах.

Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.

Литература.

1. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире/ С. А. Козлова// Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 98-101.

2. Нигматов, З. Г. Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей// Этнокультурные образовательные потребности народов России. / Материалы семинаров – совещаний. – М. : ИНПО, - 2004. - 268 с.

3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО Издательство «Детство-Пресс», – 2011. - 192 с.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников
Опубликовано: 19 ноября 2020 в 21:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД