Лучший педагог года

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Наталья Басина
Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 4 «Улыбка»

Левокумского муниципального округа

Ставропольского края

Юные финансисты

Проект по формирование финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста

Составлен

воспитателем

Басиной

Натальей Сергеевной

п. Новокумский

2020 год

Тип проекта : информационно - практико – ориентированный

Публикация «Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста „Юные финансисты“» размещена в разделах

Место проведения: МКДОУ «Детский сад «Улыбка», старшая группа комбинированной направленности «Капельки»

Участники проекта : воспитатель, дети 5 – 6 лет, родители воспитанников

Проведение мероприятий: фронтальные и подгрупповые

Сроки реализации проекта : краткосрочный (1 месяц) декабрь 2020 г.

1. Описание проекта

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Проблема:

У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.

1.1 Актуальность проекта

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

На основании вышесказанного было решено разработать план работы в данном направлении. При его разработке мной учитывались несколько условий для эффективной деятельности: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через консультирования, создание материала доступного родителям по данной теме.

1.2 Цель и задачи проекта. Планируемые результаты

Цель проекта : содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

- Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

- Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

- Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности формировать положительные взаимоотношения детей. Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей. Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.

Планируемые результаты:

- У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

- Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

- Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.

- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

- Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.

Интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие;

- Речевое развитие;

- Познавательное развитие;

- Художественно-эстетическое развитие.

1.3 Этапы проекта

1этап – Организационный:

-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юные финансисты».

-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

-создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.

3 этап – Заключительный: Непосредственно образовательная деятельность.

Подведение итогов реализации проекта.

1.3 Описание предлагаемого способа решения проблемы.

1. Интегративный подход.

Позволяет интегрировать выводы различных научных исследований, практический опыт работы с детьми в формировании навыков финансовой грамотности. Интегративный подход реализуется в организации процесса формирования финансовой грамотности, который предполагает взаимодействие учреждений образования, профессиональных участников финансового рынка, общественных и некоммерческих организаций, родительского сообщества, СМИ, а также разнообразных форм образовательного процесса.

2. Деятельностый подход.

Позволяет определить возможности разработки основных направлений работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. Используются интерактивные игры и пособия, финансовые настольные игры.

3. Субъектный подход.

Позволяет определить, что, несмотря на свой возраст, в процессе формирования финансовой грамотности обучающихся будут создаваться условия для их личностного развития. Это выражается в успешной адаптации в постоянно изменяющуюся образовательную, социально-культурную ситуацию.

Проект «Основы финансовой грамотности» ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.

1.4 Методы и приемы

Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. В своей работе использовала следующие методы и приемы.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа будет строиться по следующим принципам:

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простой образовательной деятельности к сложной;

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

2. План мероприятий по финансовой грамотности детей 5 – 6 лет

Таблица 1

Дата проведения Мероприятие Ответственный

1 неделя

01.12.2020

Беседа: «Что такое деньги?» Воспитатель группы

02.12.2020 Беседа воспитателя о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас.

Иллюстрированный материал «Купюры и монеты», «Банк», «Банкомат» Воспитатель группы

03.12.2020 Экскурсия по ДОУ «Ознакомление с профессиями сотрудников детского сада» Воспитатель группы

04.12.2020 Д/ и: «Кому что нужно?»

Рисование на тему «Профессии», «Деньги» Воспитатель группы

2 неделя

07.12.2020 Игровая деятельность Сюжетно ролевая игра «Банк», «Профессии» Воспитатель группы

08.12.2020 Чтение и заучивание поговорок, пословиц о деньгах Воспитатель группы

09.12.2020 Беседа «Как раньше считали деньги?» показ счёт и калькулятора

Д/ и: «Ресурсы и семейный бюджет» Воспитатель группы

10.12.2020 Чтение сказки «Муха –Цокотуха»

Д/ и: «Ты мне, я тебе» Воспитатель группы

11.12.2020 Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье»

Экскурсия родителя с ребёнком в магазин

С/ри «Магазин» Воспитатель группы, родители

3 неделя

14.12.2020 Демонстрация презентации «История денег»

Д/ и: «Какие бывают доходы» Воспитатель группы

15.12.2020 Д/ и: «Купи другу подарок»

Воспитатель группы

16.12.2020 Беседа с детьми «Как я коплю деньги» Воспитатель группы

17.12.2020 С р/ и: «Профессии»

Д/и с мячом «Назови профессию» Воспитатель группы

18.12.2020 Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке»

Д/и «Что быстрее купят?» Воспитатель группы

4 неделя

21.12.2020 Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»

Экскурсия «Познавательный маршрут «Банкомат»

Продуктивная деятельность: изготовление поделок для ярмарки Воспитатель группы, родители

22.12.2020 Д/и «Кто трудится, кто играет» Воспитатель группы

23.12.2020 Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи. Воспитатель группы

24.12.2020 НОД «Маленькие финансисты» Воспитатель группы

25.12.2020 Продуктивная деятельность «Раскраски с заданиями» Воспитатель группы

2.1 Ожидаемые результаты

- дети понимают и ценят окружающий предметный мир, уважают людей, которые умеют хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –

деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- активно используют в игровой деятельности основные экономические

понятия и категории, которым, было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий : деньги, цена, товар, семейный бюджет

и пр. ;

- осознают, соизмеряют свои потребности и возможности, признают авторитетными качества человека – хозяина (бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие);

- родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой

грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных

финансов;

- педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Список литературы

А. Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.

Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.

Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.

https://rosprosvet.ru/material/pub_30947/

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-osnovy-finansovoi-gramotnosti.html

https://infourok.ru/proekt-azbuka-finansovoj-gramotnosti-4115314.html

https://dsumka.hmansy.prosadiki.ru/media/2019/11/25/1264946310/Kartoteka_konspektov_OOD_po_finansovoj_gramotnosti_dlya_detej_5-7_let.pdf

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-interesnie-fakti-iz-istorii-deneg-i-pokupok-v-vi-vekah-1894646.html)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Конспект занятия по финансовой грамотности «Юные экономисты»Конспект занятия по финансовой грамотности «Юные экономисты» Конспект ООД по финансовой грамотности в средней группе «Белочка» «Юные экономисты» Подготовила: Воспитатель Курбанова Я. В. Цель: раскрыть.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»
Опубликовано: 12 марта 2021 в 19:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД