Папки-передвижки

Загадки — одно из средств обогащения словаря детей дошкольного возраста

Александра Скиданенко
Загадки — одно из средств обогащения словаря детей дошкольного возраста

Развитие речи детей дошкольного возраста становится всё более актуальной проблемой современного общества. Снижается степень культурности населения, широкое распространение получила литература низкого качества, с экранов телевизора все чаще звучит безграмотное «говорение», агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой – это все содействует наступлению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.

Публикация «Загадки — одно из средств обогащения словаря детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Разнообразие видов и форм загадок позволяет использовать их для инициирования умственной деятельности детей.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Загадки проверяют сообразительность человека, оценивают его знания, наблюдательность, любознательность. Отгадывание загадок позволяет детям уточнять представления о предметах, их свойства, названия, осознавать путем сравнения связи между ними, обобщать отдельные признаки. Загадки учат детей мыслить образами, понимать переносное значение слов, выражений. Они отражают реальный мир, содержащие широкий круг знаний, их рекомендуют для обучения детей

грамоте:

- загадки для обучения осуществлять звуковой анализ слов;

- формирование умений характеризовать звуки;

- для ознакомления с буквами, их строением, изображением;

- для ознакомления с ударением, знаком ударения;

- на понимание понятий «звук» и «буква».

Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности;

- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие сенсорной сферы.

Отгадывание и сочинение загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном смысле слова.

Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми

предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речи - доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими языковыми средствами он создан, прививать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение.

Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если рядом с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины. Итак, в виде загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную задачу, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.

Основа для отгадывания загадок - достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому необходимо учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный.

Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер.

Для детей младшей группы характерно эмоциональное восприятие. В

младшем возрасте активно развиваются внимание, память, формируется воображение. Благодаря этому на основе словесного описания дети могут создать образ предмета.

Загадки для детей младшей группы должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, не должны быть подробными.

У детей младшей группы еще малый жизненный опыт и не сформировано абстрактное мышление, поэтому часто воспитатель сам дает ответ на загадку. Желательно отгадку показать, использовав рисунки, игрушки и т. д. и обязательно еще раз повторить текст загадки. Дети будут запоминать загадку и в следующий раз сами ее отгадывать.

Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др., сравнивать предметы между собой.

В соответствии с программой воспитания в детском саду, дети этого возраста знакомятся с особенностями овощей, фруктов, характерными признаками животных, учатся наблюдать явления природы, узнают о назначении предметов домашнего обихода, транспорте.

Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете. Можно подбирать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

Подобные образные средства понятны детям благодаря большому внешнему сходству.

Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать и вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку. Тексты загадок изучаются с детьми во вторую половину дня во время индивидуальной работы. К концу средней группы с детьми можно проводить развлечения на основе загадок.

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом

жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды.

У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.

Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной. А наличие у детей необходимых умений, знаний, навыков будет зависеть от работы воспитателя с детьми и его творческого подхода к работе с загадками.

Таким образом, при подборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать:

• соответствие тематики загадок воспитательным и образовательным задачам и жизненному опыту детей;

• полноту и конкретность характеристики предмета или явления;

• доступность языка и степени сложности художественного образа;

• тип логической задачи и характер умственной операции при отгадывании.

Загадки широко используют на занятиях, как составную часть, и на специальных занятиях на загадывание и отгадывание загадок, в бытовой и игровой деятельности.

Подытоживая вышесказанное можно сделать вывод, что русское народное творчество, а именно загадка - как неотъемлемая часть практической педагогики народа, на протяжении веков формировала эстетические вкусы ребенка, составляя морально-этическую основу развития личности. В традиции народного воспитания его произведения

способствовали физическому и моральному здоровью ребенка, развитию его умственных способностей, подготовке к общественно - полезной деятельности. Художественное слово, одновременно с живыми наблюдениями, обогащало знания об окружающем мире, учило доброте и состраданию, помогало самоутверждению, развивало речевые способности.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Академия, 2000.

2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М. : Просвещение, 1976.

3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. - 1986. - №9. - с. 23-26.

4. Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. - Барнаул: БГПУ, 2000.

Публикации по теме:

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов»Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов» Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Загадки на тему «Облака» для детей дошкольного возрастаЗагадки на тему «Облака» для детей дошкольного возраста Короткие загадки для детей про облака. 1. Разноцветными клоками Вата по небу плывёт. Если в кучу соберётся, То на землю дождик льёт. Объясните.

Загадки на тему «Тучи» для детей дошкольного возрастаЗагадки на тему «Тучи» для детей дошкольного возраста Загадки для детей про тучи очень познавательные. Они отражают представления детей о явлениях в природе. 1. В небе серое одеяло, Грозовое.

Загадки «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Загадки про зиму очень интересные и познавательные. Они открывают перед ребенком огромный разнообразный мир природы. Загадки про зиму легко.

Загадки «Овощи» для детей дошкольного возрастаЗагадки «Овощи» для детей дошкольного возраста Загадка – это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Загадка.

Загадки про томаты для детей дошкольного возрастаЗагадки про томаты для детей дошкольного возраста Детям очень нравятся загадки. Они всегда их внимательно слушают, и активно принимают участие в поиске ответа. Роль загадок для развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Загадки — одно из средств обогащения словаря детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 марта 2020 в 11:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД