Лучший педагог года

Заикание как нарушение темпа и ритма речи

Мария Наумова
Заикание как нарушение темпа и ритма речи

Логоневроз (заикание) — нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленная судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Начало этого расстройства речи попадает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т. е. 2 — 6-летний возраст детей.

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии, неврологии, психологии.

Публикация «Заикание как нарушение темпа и ритма речи» размещена в разделах

Причины заикания

Предрасполагающие причины

Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести:

• Наследственную предрасположенность. Чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата.

• Невропатическую конституцию ребенка. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость.

• Внутриутробное поражение ЦНС. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами и т. д.

Производящие причины

Процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей. Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать:

• тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и др.);

• ЧМТ;

• гипотрофия;

• рахит;

• интоксикации;

• одномоментные психические потрясения или длительная травматизация психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п.

Клинико-педагогическая характеристика детей с заиканием

Выделяются клинические формы заикания и их дифференциация на основе клинических наблюдений и экспериментальных исследований. Обусловленные разными патогенетическими механизмами существуют невротическая и неврозоподобная формы заикания, которые впервые выделил М. И. Буянов с соавторами.

Невротическая форма появляется обычно остро в возрасте 2-6 лет. Толчком для этого является какой-либо испуг, либо хроническая психическая травматизация. При сборе анамнеза у таких детей выявляется отсутствие патологии внутриутробного развития и течения родов. Все моторные навыки сформированы в соответствии с возрастом нормально развивающихся детей, так же как и психофизическое развитие не отстает от нормы. Но если обратить внимание на речевое развитие, то можно сделать вывод о том, что у детей с невротической формой заикания первые слова появляются к 10 месяцам, а фразовая речь формируется к 16-18 месяцам жизни. Буквально за 2-3 месяца у детей быстро пополняется словарный запас, появляются в речи развернутые фразы и формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций. При этом звукопроизношение норму не опережает, но темп речи до того быстрый, что дети как бы «захлебываются» речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается «смазанность» произнесения того или иного звука в речевом потоке.

Неврозоподобная форма заикания чаще всего возникает у детей в возрасте 3-4 лет постепенно, без предрасполагающих внешних факторов. При изучении анамнеза выявляются различные виды патологии беременности и родов вплоть до явлений угрожающего выкидыша и асфиксии у новорожденных. Еще в грудном возрасте такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Психофизическое развитие и развитие моторных навыков отстает от нормы. Наблюдается нарушение координации движений, моторные дисфункции, поведение характеризуется расторможенностью, возбудимостью. Духота, езда в транспорте и жара воспринимаются ими тяжело. Речевое развитие таких детей сильно отстает от нормы. Так, первые слова появляются лишь к 1,5 годам, элементарная фразовая речь формируется к 3-м годам, развернутые фразы отмечаются в 3,5 года. Также имеются нарушения звукопроизношения, маленький словарный запас, позднее и неполное освоение грамматического строя речи.

Симптомы заикания

Симптомы заикания также делятся на две группы, как указывают в своих работах Е. А. Дьякова, И. А. Сикорский, физические или первичные, и психические или вторичные. Физические симптомы включают следующе е :

1. Судороги речевых мышц в процессе речи. Это самый основной признак заикания, бе з которого не стоит говорить об этом нарушении речи. Судороги бывают двух типов – тонические и клонические. Тонус – это стойкий, длительный мышечный спазм, приводящий к длительной задержке, «прилипанию» к одному звуку. На приме р, когда издается звук, кончик языка «прилипает» к зуба м, или при «Б» губы остаются судорожно за крытыми, что не позволяет ка кое -то время произносить следующий звук (Д ___ OM).

Клонус – это повторяющиеся кратковременные судорожные сокращения речевых мышц, приводящие к не произвольному повторению одного и того же звука или слога : Д-Д-ДОМ или ДО-ДО-ДОДОМ.

Часто оба этих типа речевых спазмов наблюдаются у одного и того же ребенка. В зависимости от распространенности определенных судорог принято различать тонические, клонические и смешанные формы за икания. Тонические судороги по сравнению с клоническими считаются боле е тяжелыми, и в случаях постепенного развития за икания они обычно появляются позже, чем клонические.

Следует иметь в виду, что на определённой стадии нормально протекающего речевого развития у ребенка возникает та к называема я «фа за клонуса», характеризующаяся те м, что он иногда повторяет один и тот же слог (на приме р, говорит «сусумка» вместо «сумка». В большинстве случаев это проходит бесследно, одна ко для не которых де те й та кое повторение слогов может превратиться в клоническое, а за те м в тоническое за икание. Причиной этого часто является неправильное поведение взрослых, которые за пре ща ют ребенку повторять слоги и требуют сказать слово «сразу же». Чтобы преодолеть не произвольное повторение слогов, ребе нок ка к бы сильнее «на жима е т» на слог, в результате чего клонус превращается в тонус, то есть в очень реальное за икание.

2. Сопутствующие движения. К ним относятся судорожные сокращения невербальных мышц в процессе речи. На приме р, за икание во время сильного напряжения во время речи может вызывать судорожный 14 на клон головы, не произвольные судорожные движения рук, ног, туловища и т. д. Возникновение сопутствующих движений связано с иррадиацией (распространением) нервного возбуждения от речевых мышц к соседним или на отдаленные группы мышц, не имеющие никакого отношения к речи. Естественно, наличие сопутствующих движений значительно усугубляет общую картину заикания.

3. Вегетативные расстройства. Вегетативная нервна я система выполняет важную функцию в организме, связанную с иннервацией внутренних органов. Обычно его нормальное функционирование регулируется корой головного мозга. Но при все возможных невротических расстройствах, которые включают в себя большинство случаев заикания, регулирующая и контролирующая роль коры ослабевает. Это приводит к возникновению различных «вегетативных расстройств». Они могут выражаться в не стабильности пульса, колебаниях артериального давления, учащенном сердцебиении, чрезмерном потоотделении, побледнении или покраснении кожи, появлении «мураше к» и т. д

Особенностью все х этих симптомов заикания является то, что они возникают не произвольно, независимо от сознания и воли самого заикающегося, и могут присутствовать с самого первого момента заикания (по этой причине их называют первичными).

Коррекция заикания у детей

В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.

Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения, физиотерапии, массажа, ЛФК, рациональной и суггестивной психотерапии. Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно.

1. Подготовительный этап. На предварительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.

2. Тренировочный этап. Проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи.

3. Заключительный этап. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.

Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики, голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.

Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н. А. Чевелевой, С. А. Мироновой, В. И. Селиверстова, Г. А. Волковой, А. В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.).

Прогноз и профилактика

При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.

Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Консультация для родителей «Ложками играем, чувство ритма развиваем» для детей 3–5 летКонсультация для родителей «Ложками играем, чувство ритма развиваем» для детей 3–5 лет Ложками играем, чувство ритма развиваем. Консультация для родителей. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Надо.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Консультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма»Консультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма» Уважаемые родители! Чем чаще вы будете играть с ребёнком в музыкальные игры, тем быстрее ребёнок будет развиваться. У него появится интерес.

Мастер-класс для воспитателей «Вместе весело играем, чувство ритма развиваем» Цель – Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Наглядные пособия для успешного обучения дошкольников чувству ритма и игре на металлофонеНаглядные пособия для успешного обучения дошкольников чувству ритма и игре на металлофоне Наглядные пособия для успешного обучения дошкольников чувству ритма и игре на металлофоне Цель: развитие чувства ритма и понимания ритмической.

Заикание. Что важно знать Согласно МКБ-10 заикание относится к группе «Эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском и подростковом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Заикание как нарушение темпа и ритма речи
Опубликовано: 21 сентября 2022 в 11:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД