Папки-передвижки

Закрепление звука [С]. Занятие по формированию звукопроизношения у детей с ОНР (подготовительная группа, второй год обучения)

Татьяна Сущенко
Закрепление звука [С]. Занятие по формированию звукопроизношения у детей с ОНР (подготовительная группа, второй год обучения)

Тема занятия : Звук и буква С.

Образовательная область: коммуникация

Цель: Закрепить произношение звука [ С].

Задачи

Коррекционно – образовательные :

учить определять место звука [С ] в слове (начало, середина, конец,

формировать навыки деления на слоги, звукового анализа и синтеза, упражнять в словообразовании, в интонировании, активизировать словарь.

Коррекционно – развивающие :

Публикация «Закрепление звука [С], Занятие по формированию звукопроизношения у детей с ОНР (подготовительная группа, второй год обучения)» размещена в разделах

развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, зрительное внимание, общую и мелкую моторику, развивать внимание, память, логическое мышление, коммуникативные навыки.

Коррекционно – воспитательные :

воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая его, способствовать снижению психоэмоционального напряжения, воспитывать любовь к животным, желание помочь им.

Интеграция образовательных областей: социализация, познание, здоровье, чтение художественной литературы.

Виды детской деятельности:

- игровая,

- двигательная,

- коммуникативная.

Материально – техническое оснащение:

Обручи, символы-кружки красного и синего цвета, картинки на звук [ С ], слоговые домики, магнитная доска, предметные картинки, большой и маленький домики, экран, диапроектор, ноутбук, презентация Power Point.

Организационный момент: предлагаю детям встать в круг.

Логопед: Ребята, предлагаю вам поздороваться друг с другом,

Улыбнуться всем вокруг.

Руку дайте другу слева,

А теперь соседу справа

Ты улыбку передай,

Утра доброго желай.

Дети садятся на стулья, расставленные полукругом.

Введение в тему

Логопед: Сегодня я предлагаю совершить путешествие в сказку, где мы узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и поможем им. Но попасть в сказку сможет тот, кто правильно назовет услышанный звук. Послушайте, какой звук часто повторяется в скороговорке :

Есть у Сони киса, киса Василиса,

Любит Соня кису, кису Василису.

Дети: Звук [ С ].

Логопед: Верно. А где в окружающем нас мире можно услышать этот звук?

Дети: Насос качает колесо, чайник свистит, вода бежит из крана.

Логопед: Что еще мы знаем об этом звуке? Кто хотел бы рассказать?

Дети: Он глухой согласный.

Основная часть

Логопед: Вижу, вы готовы к путешествию в сказку, где живет звук [ С ]. Кто не боится трудностей, повернется вокруг себя и скажет волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вот и в сказке мы опять.

Я буду рассказывать вам сказку, а вы мне помогать. Будьте внимательны, в ваших ответах обязательно должен быть звук [ С ].(показ слайда)

В сказочном лесу, на опушке леса жил – был красавец соболь. Вот как – то утром вышел он на крылечко, осмотрел свой домик и показался он ему старым и некрасивым. Посоветуйте, ребята, как соболю сделать домик красивым (ответы детей). «Вот бы покрасить домик,- согласился с вами Соболь, -жаль что краски у меня нет. Надо сходить к тетушке Сове и спросить ее совета». Сказано – сделано, отправился Соболь в дорогу. И надо сказать, что Сова и вправду была очень умная и любила давать советы. А почему? Какая она?

Дети: Сообразительная, смышленая.

Логопед: (продолжает сказку).

У меня появилась идея отправиться в дорогу вместе с Соболем. Вы поддержите меня?

Упражнение на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Логопед: (продолжает сказку) (показ слайда)

«Тихо в лесу, падают листочки с дерева, кружатся, лежит на земле разноцветный ковер. Видит Соболь – сидит Суслик и выполняет задания, которые он получил в лесной школе. Стал Соболь спрашивать у Суслика дорогу к домику Совы. Он говорит:

-Помоги мне выполнить задания, тогда и я тебе помогу.

Соболь согласился.

- В первом задании, - сообщил Суслик, - надо услышать, где в слове спрятался звук [ С ] –в начале, середине или конце». Ребята, а вы хотели-бы помочь суслику? Давайте попробуем.

Дети получают карточки с изображением предметов с звуком [С ] в названии. Перед детьми три обруча. В первый обруч встанут дети у кого картинки с звуком [ C ] в начале слова, в средний с звуком [С ] в середине,в последний с звуком [С ]в конце. Заняв места в обруче, дети объясняют свои действия.

Логопед: (продолжает сказку).

«Во втором задании, - объясняет Суслик, - надо ответить на вопросы, используя слова, в которых есть звук [ С ] и показать действие. Ребята, а вы могли бы справиться с таким заданием?

-Как называется человек, занимающийся спортом? Изобразите.

-Как называется человек, играющий на скрипке? Покажите.

-Как называется человек, который работает в саду? Передайте его движения.

-Кто пишет рассказы и сказки? Покажите как.

Дети называют слова «спортсмен», «скрипач», «садовник», «сказочник/писатель» и выполняют действия, указывающие на принадлежность к профессии.

Упражнение на словообразование.

Логопед:(продолжает сказку).(показ слайда)

«Поблагодарил Суслик Соболя и показал ему дорогу дальше. Идет Соболь и вдруг видит полянку. А на ней большой дом и маленький дом. Из большого дома выходит большой (старший брат, а из маленького-маленький (младший) брат. Соболь стал спрашивать дорогу к дому Совы. А братья и говорят:

-Мы недавно построили эти дома и никак не можем разобрать свои вещи, большие и маленькие. Даже поссорились. Помогите нам разобраться, а уж мы в долгу не останемся». Ребята, а вас остановит такое трудное задание?

Дети выкладывают под большим и маленьким домиками предметные картинки и говорят: «Большому брату в большой дом на первый этаж – санки, потому что звук [С ] в начале слова, маленькому брату в маленький дом на первый этаж – саночки, потому что в слове звук [ C ] в начале слова; и т. д.

Логопед: Молодцы! Помогли помириться братьям, а они показали дорогу к домику Совы.

Упражнение на формирование навыка деления слов на слоги.

Логопед: (продолжает сказку).(показ слайда)

«Идет Соболь дальше - смотрит, а на полянке три домика. На первом нарисован сыч и короткая полоска, на втором аист и полоска, разделенная на две части, а на третьем – соловей и полоска, разделенная на три части».

Как вы думаете, что означают эти полоски и картинки? Подскажите.

Дети: Это слоговые домики. В слове «сыч» - один слог, в слове «аист» - два слога, в слове «соловей» - три слога.

Логопед. Нас жители лесные, как только увидали, спрятаться за стульчики сразу пожелали. Загляните за спинки стульчиков, позовите их скорее оттуда и поселите в домики. (Дети берут картинки, занимают «домики», затем комментируют: клест – в этом слове один слог, он живет в домике, где стриж и одна полоска).

Логопед: Молодцы ребята! Мы так весело играли, что с полянки птиц подняли, можете вы их посчитать? А Соболь отдохнет немного с дороги.

-Эта птичка – соловей, (загибают пальцы обеих рук)

- Эта птичка – воробей,

- Эта птичка – совушка, сонная головушка.

-Эта птичка – свиристель,

- Эта птичка – коростель,

- Эта птичка – сокол злой, (машут ладошками)

- Птички, птички все домой!

Упражнение на развитие навыка звукового анализа и синтеза.

Логопед: (продолжает сказку).(показ слайда)

«Отдохнул Соболь вместе с нами и отправился дальше. Наконец увидел он большое дупло, а возле – Сову. Поздоровался Соболь с тетушкой Совой и вежливо попросил у нее краски. Она отвечает:

- Согласна дать тебе краски, если ты мне поможешь. Была у меня надпись на домике «СОВА», но она рассыпалась, а собрать я ее одна не могу». Может ли соболь рассчитывать на вашу помощь? Хотите помочь ему еще раз?

Дети выполняют звуковой анализ слова и комментируют свои действия.

Работа над интонацией.

Логопед: (заканчивает сказку) (показ слайда)

Обрадовалась Сова, что домик вновь стал красивым. Дала Соболю разноцветные краски. Радостный Соболь вернулся домой и покрасил домик разноцветными красками. Потом сел на крылечко и решил поиграть – стал про Сову предложения придумывать и по- разному их произносить». Хотите и вы попробовать? (Дети придумывают предложения, логопед предлагает произнести его с разной интонацией: грустно, вопросительно, радостно).

Заключительная часть.

Логопед: Понравилось вам наше путешествие? Какие задания мы помогли выполнить друзьям? Сказочные герои благодарят вас и дарят свои фотографии, которые вы сможете раскрасить или заштриховать по своему желанию, можете подклеить в тетрадь или альбом. Кто-то из вас возможно захочет придумать сказку о новых приключениях соболя и рассказать нам. А сейчас пора возвращаться в детский сад. Повернемся вокруг себя и скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

В нашей группе мы опять.

Спасибо, ребята, вы все молодцы!

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Закрепление звука [С]. Занятие по формированию звукопроизношения у детей с ОНР (подготовительная группа, второй год обучения)
Опубликовано: 25 ноября 2013 в 22:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД