Марина Бараева
Заметка в православную газету «Православные праздники в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными. Поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Заметка в православную газету „Православные праздники в детском саду“» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В сложившейся ситуации особенно важно и жизненно необходимо духовно-нравственное воспитание ребенка, введение его в православную культуру.
.
С самого раннего детства, не понимая всей важности и значимости происходящего в последующей жизни, я росла на православных убеждениях, народных традициях, фольклорном богатстве, передаваемом мне от моей бабушки и мамы. С ранних лет мне прививали любовь к ближнему, всевышнему, именно не навязывая информацию, а раскрывая ее. Росла моя любовь и трепетное отношение к храму, к родной стороне, матери, жизни. Будучи совсем маленьким ребенком, бабушка посвящала меня в православные традиции и праздники : Светлая Пасха, Рождество Христово, Яблоневый Спас, святые дни Николая Чудотворца и др. Я видела, как при слабом тлении маленькой свечки под образами, бабушка со слезами на глазах просила Бога даровать здоровья, счастья, мира, хранить младенцев, отроков и рабов и все воинство страны нашей, от всех бед и напастей, скорбей и болезней, мяча и потопа…
В эти минутки я боялась вздохнуть, отвлечь чем-то и свято верила, что все будет хорошо. Эти слова молитвочки я помню всю жизнь, и не важно, есть ли неточности в тексте, так ли произнесены они грамматически, важно одно…. они обязательно помогут, ведь они лились из души, через горячее сердце. Я помню рассказы бабушки оглубоких, чудодейственных историях – этого не забыть: истории о Николае Чудотворце, его помощи и в голод, и в холод, в страшные грозовые сороковые, в болезни и спасении от недоброжелателей…
А народные фольклорные песни, колыбельные….? Разве можно переоценить их значимость, когда с пеленок слышишь при свете ночника,
родной тихий голос с колыбельной
СОЛОМИНА, ЕЛОМИНА
Где была? Пряла
Пряла горела, за море летела
За морем церковь, церковь Николы Дарья Попова
На душе становилось тепло и спокойно.
Спустя чуть меньше полвека, детские впечатления, пронесенные через всю жизнь, увлечение работой и трепетное отношение к истокам России, к тому краю в котором живу, опыт - вылились в создание моей программы по культурному наследию России, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Название программы «Истоки России» отвечает за ее суть.
Мое творение «рождалось в муках». Мною были разработаны три варианта программы, но ни один из них не затронул меня так глубоко как последний. В нем мое видение последовательного ознакомления детей с творчеством, бытом, фольклором, традициями связанными с православием. Я постаралась создать свою программу с учетом цикла народного календаря. У детей есть уникальная возможность на протяжении 4-х лет проживать и переживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, К счастью, в своей группе я являюсь не только воспитателем, но и музыкальным работником, что позволяет в полном объеме воплощать идеи, планы в жизнь, используя слово, музыку, фольклор, движения. Все это способствует раскрытию детского потенциала, умению эмоционально и осознанно воспроизводить в образах и ролях задуманное, переживать и перевоплащаться передавая тот или иной характер.
Программа знакомит детей не только с православными традициями, праздниками «Рождество Христово», «Пасха», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Яблоневый Спас» и др., но и с традициями русского народа: обряды Крещения, свадебные обряды, новоселье, с устройством быта, народными костюмами, фольклорным направлением, песенно-творческим материалам.
Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, активно защищать слабых. Проявлять заботу и любовь к природе.
Моя деятельность распределена по разделам или жанрам согласно возрасту детей:
«Жизнь и достопримечательность малой родины» Детский музыкальный фольклор».
«Крестьянский быт, утварь избы и подворья» Народная песня, сказания
«Календарная летопись» Православный фольклор, духовная музыка, песнопения, летописи
«Фольклорные праздники и развлечения». Игровой фольклор, шуточный фольклор
«Обряды и обычаи Самарской губернии» Словесный, песенный, танцевальный, игровой фольклор малой родины.
Вместе с детьми заучиваем народные потешки, прибаутки, заклички, шуточный фольклор, широко использую пословицы, загадки, поговорки. Немаловажную роль в моей работе играет художественное слово, знакомство с русскими народными танцами и песнями. Большой познавательный интерес и радость у ребят вызывают русские народные музыкальные, подвижные игры, хороводы. А народные костюмы – это вообще отдельная тема. В группе создана мини-костюмерная, где находятся всевозможные русские народные костюмы, костюмы для инсценировок и постановок народных сказок, атрибуты к православным праздникам (покрывала из органзы, легкие невесомые шарфы и платочки, ленточки, русские народные головные уборы и т. д.) Имея свою театральную гардеробную, дети способны самостоятельно воплощать идеи, устраивать мини-концерты для сверстников и родителей.
На протяжении многих лет мной создавались коллекции народных игрушек (матрешки, свистульки, козлики, деревянные птички, персонажи русских народных сказок); изделий народного промысла (расписная посуда, вышитые крестиком и гладью картины, работы из дерева и соломки, глиняные статуэтки и т. д).
Широко практикую разыгрывание сценок и эпизодов из русских народных сказок, преданий, летописных фактов
Рассказы о народных обычаях и традициях.
Рассматривание иллюстраций о русском быте.
Беседы, вопросы, разъяснения
Несомненно, совместная деятельность с детьми дает высокие результаты. Дети обогащают свой опыт и расширяют кругозор. Невозможно обойтись без экскурсий в краеведческий музей, детскую библиотеку, организации тематических конкурсов поделок и рисунков, встреч с интересными людьми.
Для наиболее удачной реализации программы «Истоки России» я подобрала фонотеку песенного фольклора, русских народных песен инструментального сопровождения, звуковую подборку, произведения на православную тематику.
Приобретенные детьми знания находят отражение в тематических и право славных мероприятиях соответствующих содержанию программы: «Покров Пресвятой Богородицы», «День матери», «Рождество Христово», «Крещение», «Светлая Пасха», «День Победы», «Выпускной». «Яблоневый Спас» ит. д. (свадебные обряды, крестины, проводы в армию, новоселье)
Очень важна и необходима тесная связь с родителями, они являются активными и непосредственными в мероприятиях по ознакомлению с русской народной и православной культурой. Это очень отрадно. Из своего богатого опыта знаю, что воспитание ребенка надо начинать с
по ознакомлению детей с русской народной и православной культурой и поэтому
реализация данного направления работы в полной мере станет возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи, а так же при активном содействии глубокоуважаемых детьми и взрослыми гостей иерея Евгения Нефедова Храма Святого Ильи Пророка и матушки Татьяны. С интересными рассказами и необходимыми наставлениями, с понятной детям информацией и напутственным словом родителям, они несут слово Божие, доброту и надежду.
Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями
Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это несомненно православные мероприятия. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Родителям, в гонке и быстротечности жизни, не хватает информации о самобытности своего народа, его культуре, широте души. С каким интересом и трепетом наслаждаются они минутами тематических мероприятий и становятся не только зрителями, но и непосредственными участниками процесса, переживая, заранее изучая совместно с ребенком предложенный материал, воплощая его по- своему. Совместная деятельность воспитывает не только малышей, но и мобилизует взрослых, восполняя бреши своего воспитания, призывая к чуткости, уважительного отношения друг другу, народным традициям, гордости за свою Святую Русь.
Содержание работы с родителями возможно реализовать через разнообразные формы.
Наименование
С какой целью используется эта форма
Формы проведения общения
Информационно- аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Проведение срезов и опросов, анкетирования
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Совместные досуги, праздники, развлечения: «Рождество Пресвятой Богорордицы», «День Матери», «Рождество Христово», «Светлая Пасха», «Обряды Крещения», «Свадебные обряды», «Новоселье» «Проводы в армию», «Яблоневый спас» «Выпуск детей в школу» и многое другое
участие родителей и детей в конкурсах и выставках изделий народного рукоделия, предметов старинного быта, игрушек, открыток, изготовление кукол-оберегов, изготовление предметов православной продукции : рисунки, поделки на православную тему Привлечение к изготовлению атрибутов к играм и элементов русского народного костюма.
Познавательные
Ознакомление
родителей с
русской
народной
культурой,
обрядами
русского народа.
Формирование у
родителей
практических
навыков.
Проведение
родительского
собрания по теме
«Народное творчество
в жизни
ребенка», «Ваше отношение к добру и злу», «Почитай мать и отца своего»
консультации
в нетрадиционной
форме, педагогическая
гостиная, игры с
фольклорным
содержанием,
тематическая
библиотека для
родителей, папки-
передвижки.
Наглядно -
информационные:
информационно-
ознакомительные;
информационно-
просветительские.
Ознакомление
родителей с
работой в
группе, с
преподнесением
материала в
зависимости от возраста детей
Организация открытых
просмотров занятий и
других видов
деятельности.
День открытых дверей
группы.
Выпуск газет, обновление материалов в родительском уголке, организация мини -библиотеки по народному творчеству, уголок православной России Создание альбома изобразительного творчества России».
Длительное наблюдение ребенка в обстановке детского сада, совместное участие в различных мероприятиях, в творческой деятельности позволит родителям иначе взглянуть на него и на воспитание его в домашних условиях.
Воплощение программы «Истоки России» в жизнь, повлекло за собой создание мини-музея группы «Истоки России». Удивительные экспонаты: люльки, прялки 1900 года, утюги, ухваты, самовары, краса и кормилица семьи – печь, утварь, костюмы, куклы-обереги и многое другое, происходящие на базе музея мероприятия удивляют и восхищают не только детей, но и взрослых, гостей группы, педагогов. Экспонаты находятся в свободном пользовании. Дети могут самостоятельно выбрать любое творческое направление : продуктивную деятельность, рассматривание тематических альбомов, театральную деятельность и т. д на базе музея, все это позволяет наполнить внутренний мир ребенка, прикоснуться к наследию.
Социальное партнерство детского сада и краеведческого музея дарят дошкольникам возможность знакомства с историей малой родины, полученный опыт и знания переносить в мини-музей группы, исследовать и делиться информацией.
Своей деятельностью, убежденностью, программным материалом, наличием мини-музея «Истоки России», мероприятиями, теплыми дружескими взаимоотношениями с священнослужителями Храма Святого Ильи Пророка и поддержкой родителей, стараюсь по крупицам собрать и восполнить, воспитать любовь к Отечеству, вере и правде.